Золотая хохлома
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Татьяна Александровна Пушкарева

Урок по изобразительному искусству для коррекционной школы, интегрированный для обучающихся с РАС , вариант1 и вариант2. Этому уроку предшествует подготовка: на уроках труда дети раскрасили основу досочек фоновым цветом (черная гуашь+клей ПВА) и сделали окантовку красным цветом. После того как краска высохла досочку покрывали лаком и еще неделюждали пока всё хорошо просохнет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства 4б/5б классы (1 и2 вариант)

Подготовили урок

учителя начальных классов:

Пушкарёва Т.А, Черняева Л.Ф.

Тема: Золотая хохлома

Тип урока: урок изучения нового.

Цели:  Познакомить с особенностями народного промысла Хохлома

Задачи:

  • Ознакомление учащихся с традиционной русской росписью – хохломой.
  • Развитие творческой и познавательной активности, художественного вкуса, мелкой моторики, зрительной коррекции.
  • Воспитание интереса к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

Ход урока

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 Орг.момент.

Цель: создать положительный настрой учащихся на урок, на восприятие учебного материала, способствовать быстрому включению учащихся в деловой ритм.

Класс наш светлый и уютный,

Хорошо мы в нём живём,

Улыбнёмся же друг другу

И урок скорей начнём!

-А начнём мы ребята свой урок с загадочных картинок. Ребята из 4б получают карточки и отгадывают, как мы применяем посуду, а ребята из 5б перечисляют, что они  видят на экране. Что изображено на картинке, как одним словом назвать? (посуда).

Посуда – это словарное слово, запомните, как оно пишется. А посмотрите, какая у нас красивая посуда!

Слушают стихотворение.

Настраиваются на начало урока.

Учащиеся 2 варианта работают по 1 картинке, учащиеся 1-го варианта – по второй.

C:\Users\USER\Downloads\2022-11-21_21-19-41.png

C:\Users\USER\Downloads\2.jpeg

Личностные: желание приобрести новые знания.

Коммуникативные: умение вести диалог с учителем, учащимися

2.Целеполагание

Цель: создать условия для формулировки детьми темы и целей урока.

Эти липовые ложки,

Эти блюдца и матрешки

Расписала нам сама

Золотая  хохлома 

-Ребята, вы сейчас прослушали стихотворения, о чем в нём говорится?

-Кто понял, в какой технике мы будем сегодня работать?

Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Сформулируйте тему урока?

Действительно тема урока: «Золотая хохлома».

-Какие цели на урок вы поставите?

-Специально для этого урока мы приготовили досочки, раскрасили их в один цвет.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с русской росписью хохломой и каждый из вас постарается сделать свою собственную досочку в такой технике.

- О хохломской росписи.

-Золотая хохлома.

Ставят цели на урок.

Личностные: мотивация личного роста обучающегося, формирование эстетических потребностей.

Регулятивные: учиться самостоятельно управлять своей деятельностью.

3. Актуализация знаний учащихся

Цель:

Расширение знаний об окружающем мире, знакомство с историей возникновения золотой хохломы.

Физминутка

-Сегодня нам предстоит большая работа.

(Работа с презентацией)

-Эту посуду называют золотой хохломой. Как вы думаете, почему? Посмотрите, какие цвета и элементы использует хохломской мастер в своей росписи»

- Правду ли гласит легенда или нет – никому теперь неведомо, только вот близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.

Процесс изготовления хохломы сложен и интересен. Дерево рубили, распиливали, обтёсывали, выдалбливали углубление и до конца доделывали ножом, шлифовали. Вытачивали посуду также на станке, приходящем в движение силой воды или лошадью.

Элементы узора – травка, ромашки, ягодки, листочки. Где брали их художники?

Основные цвета – черный, желтый, красный, зеленый.

А теперь, посмотрите на наши досточки, мы их готовили с вами на трудах для хохломской росписи.  Давайте сначала воспроизведем узор на демонстрационной досточке на доске.  У каждого из вас на столе лежат элементы росписи на досточку, прикрепите их на нее  как показано на образце.

 Отлично получилось!

Музыкальная физкультминутка с ложками

Учащиеся рассматривают хохломскую посуду на презентации.

Учащиеся 1 варианта слушают рассказ учителя и отвечают на вопросы, учащиеся 2 варианта слушают и показывают на картинке.

Дети поочередно выходят и прикрепляют по элементу в нужном месте.

Учащиеся повторяют движения и простукивают ритм под музыку

Личностные: мотивация личного роста обучающегося, формирование эстетических потребностей.

Регулятивные: научиться самостоятельно управлять своей деятельностью.

Познавательные :

умение извлекать информацию из иллюстраций, рассказа учителя;

умение выявлять сущность и особенности объектов;

умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные: умение формулировать вопросы по новой теме, высказывать свое мнение по новому материалу

4. Выполнение изделия

1).Сообщение плана работы

Цель: разобрать этапы выполнения работы, их последовательность

-Прежде чем выполнить изделие, разберем технику выполнения работы и составим план нашей работы. 

-Проводится инструктаж по технике безопасности на уроке.

Учащиеся разбирают этапы работы, их последовательность.

Познавательные:

работа с информацией, выполнение логических операций: сравнение, анализ, синтез.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками учителем, умение слушать собеседника, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Регулятивные: умение организовывать свое рабочее место

2). Изготовление доски.

Цель: изготовление изображения с помощью трафареты в технике  золотой хохломы, создать условия для росписи изделия в стиле золотой хохломы

Под руководством учителя выполняют работу по  плану:

Шаг 1: Прикрепить трафарет.

Шаг 2: А теперь приступаем к самому процессу изготовления. Губку смачиваем в краске, равномерно прикладываем к трафарету.

Шаг 3: Даем изделию просохнуть.

Шаг 4: Дорисовываем мелкие линии.

Хохломскую роспись можно дорисовать другими элементами:

«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;

«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге.

Шаг 5: Даём просохнуть.

Под руководством учителя выполняют работу по этому плану.

Рассматривают элементы орнамента, которые можно использовать в своей работе, слушают объяснения учителя

Личностные: саморазвитие, мотивация к обучению

Познавательные:

работа с информацией, выполнение логических операций: сравнение, анализ, синтез.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками, умение формулировать мысли в устной речи

Регулятивные: преодоление трудностей, настойчивость в достижении цели. осознание способов и приёмов действий.

5.Подведение итогов  урока. Выставка работ, оценивание,

рефлексия.

Цель: подведение итогов, оценивание работ, нахождение ошибок в работах

Давайте теперь организуем выставку работ, оценим их.

Сравните работы с образцом, какие больше всего схожи?

С каким материалом мы работали на уроке?

Почему хохломскую посуду называют золотой?

Где мы можем применить наши новые знания и умения?

Выставляют свою работу, оценивают, находят ошибки, озвучивают их.

Личностные: мотивация достижения успеха

Познавательные: 

умение оценить качество выполненной работы в соответствии с поставленными задачами.

7. Уборка рабочих мест.

Спасибо вам за работу! Приведем свои рабочие места в порядок.

Дети наводят порядок на рабочих местах.

Регулятивные: умение приводить свое рабочее место в порядок по окончании работы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Золотая хохлома Подготовили урок учителя начальных классов: Пушкарёва Т.А, Черняева Л.Ф.

Слайд 6

посуда

Слайд 9

Процесс изготовления хохломы сложен и интересен. Дерево рубили, распиливали, обтёсывали, выдалбливали углубление и до конца доделывали ножом, шлифовали. Вытачивали посуду также на станке, приходящем в движение силой воды или лошадью. Изготовление

Слайд 14

На деревянную основу приложить трафарет так, чтобы концы трафарета совпали с концами основы и плотно закрепить. Аккуратно намокнуть губку в жёлтый цвет и отпечатать ею листья и стебель. Раскрасить в красный оттенок все орнаменты ягод. Убрать трафарет. Тонкой кистью дорисовать зелёные завитки, листочки и прожилки. Обозначить границы узоров и обвести их пожирнее чёрным цветом.

Слайд 16

Выставка работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотая хохлома

Данный материал (презентация) позволяет ознакомить учащихся со старинным русским народным промыслом - хохломой....

Урок-проект "Золотая хохлома"

Заключительный урок в проекте Золотая хохлома. На предыдущих уроках учащиеся изготовливали посуду из бумажного теста и покрывали ее золотой краской. Класс был поделен на группы для сбора дополнительно...

Урок "Народное искусство. Золотая хохлома".

Цель: научить учащихся выполнять орнамент в полосе по мотивам хохломской росписи.Задачи:Вспомнить предметы народного искусства, с которыми познакомились на прошлых уроках.Провести сравнительный ...

Проект "Золотая хохлома"

Проект «Золотая хохлома» направлен на изучение одного из народных промыслов.      Работать над проектом мы начали в ноябре. В течении декабря – января мы находили нужную инфор...

Золотая хохлома

Данная презентация может быть использована на уроках изобразительного искусства, во внеклассной работе...