Технологическая карта урока по ИЗО "Изразцовая русская печь" 2 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Юшина Маргарита Андреевна

Тема: «Изразцовая русская печь»

Цели деятельности учителя: способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянина, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространстве избы; создать условия для развития потребности детей в творчестве, введения в активный словарь учащихся терминов: опечье, печурка, дымоход, устье, шесток; содействовать формированию у второклассников художественно-графических умений в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции.

 

Планируемые результаты

Предметные:

- воспринимать и характеризовать художественные образы;

- приобретать практические умения и навыки в изобразительной деятельности;

- проявлять интерес к искусству.

Личностные:

- овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;

-осуществлять толерантное принятие разнообразие культурных явлений, национальных ценностей и духовных культурных явлений;

- применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

 

Тип урока: открытие нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 26.01.23                                                                                                             ФИО учителя:

Школа:                                                                                                                       ФИ студента: Юшина Маргарита

Класс: 2Б                                                                                                                ФИО методиста: Буторина Валентина Владимировна

Кабинет:№4

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Тема: «Изразцовая русская печь»

Цели деятельности учителя: способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянина, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространстве избы; создать условия для развития потребности детей в творчестве, введения в активный словарь учащихся терминов: опечье, печурка, дымоход, устье, шесток; содействовать формированию у второклассников художественно-графических умений в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции.

Планируемые результаты

Предметные:

- воспринимать и характеризовать художественные образы;

- приобретать практические умения и навыки в изобразительной деятельности;

- проявлять интерес к искусству.

Личностные:

- овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;

-осуществлять толерантное принятие разнообразие культурных явлений, национальных ценностей и духовных культурных явлений;

- применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: презентация, лист белой бумаги, гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

30 сек.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маргарита Андреевна. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. Присаживайтесь! Сегодня на уроке нам понадобится только синяя  краска. Остальные цвета пусть будут закрытыми.

Приветствовать учителя.

Р.: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

2 мин.

Ребята, послушайте загадку и отгадайте, о чем идет речь.

Зимой много ест,

А летом много спит,

Тело теплое,

А крови нет;

Сесть на него-сядешь,

А с места тебя не сдвинет. (печь)

Внимательно слушать учителя.

Л.: самоопределение к учебной деятельности

1 мин.

Как вы думаете, что это такое?

А что вы знаете о русской печи?

Отвечать на поставленные вопросы.

Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

III. Постановка учебной задачи

1 мин.

Исходя из нашей беседы, определите, что сегодня мы будем изучать.

Тема нашего урока: «Изразцовая русская печь».

Какие цели мы поставим перед собой?

Отвечать на вопросы.

П.: самостоятельное формулирование темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

2 мин.

Русская печь- это уникальное явление нашей славянской культуры, яркий символ русского духа. Тот, кто ни разу в своей жизни не полежал на нагретой русской печи, не почувствовал её мягко проникающего во всё тело тепла, многое потерял. Ему никогда не понять, какую атмосферу в доме создает русская печка! Русская печь располагалась в центре комнаты и прогревала её равномерно. Самое тёплое место в доме было на полатях. Такая уютная лежанка согревала озябших ребятишек, дарила тепло в лютые морозы. В старину печь была всему хозяйкой в доме. Она и грела, и кормила. Вообще, ребята, образ печи в устном народном творчестве занимает ведущее место.

Слушать учителя

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

Л: проявление активности в общей работе

3 мин.

Ребята, а вспомните, в каких сказках печь была героиней? Назовите эти сказки.

А как ведет себя печь в русских народных сказках?  Верно, в трудные и критические моменты в судьбе героев сказки выручает их из беды.

Ребята, а давайте рассмотрим строение нашей русской печи. (слайд)

Дымоход- печная труба.

Печурки- ниша в русской печи для хранения и сушки посуды, одежды, обуви.

Устье-самое узкое отверстие в печи, через него закладываются дрова.

Шесток- ровная площадка из кирпича перед устьем печи.

Опечье - небольшой деревянный сруб, служивший фундаментом печи.

Осознанно слушать и анализировать рассказ учителя.

Отвечать на вопрос учителя

Л: проявление активности в общей работе

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

2 мин.

Ребята, а как вы думаете, что делало печь нарядной, можно было ее чем-то украсить? Верно.

Печи в России украшали изразцами.

Ребята,  а вы помните, что такое изразец?

Изразец- это обожженные расписные плитки из глины.  Печи могли быть разными, а вот тематика изразцов, их форма и расцветка были немного схожи. Печь, облицованная изразцами, словно раскрытая книга, могла рассказать о многом.

Осознанно отвечать на вопрос учителя

Внимательно слушать и осознанно отвечать на вопрос учителя

П.: выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами

Л: проявление активности в общей работе

1 мин.

ФИЗМИНУТКА

Ребята встаньте, проведем физминутку!

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо-влево.

(Вращение головой)

А теперь руками крутим –

 (вращение прямых рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим.

(Потягивания – руки вверх и в стороны)

Повороты вправо-влево

Плавно производим.

(Повороты туловища влево и вправо)

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол.

(Наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке.

(Дети садятся)

Повторять движения за учителем.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

V. Первичное закрепление во внешней речи

3 мин.

Ребята, а посмотрите на доску. Что перед вами? (печь)

Правильно! Перед вами русская печь. А что в ней не так? (она не украшена) верно!

Вот именно сейчас мы этим и займемся! Будем с вами украшать нашу печь! Я дома уже начала, но одной мне справится слишком трудно и я хочу, чтобы вы мне помогли. Поможете?  

Посмотрите на работы вывешанные на доске. Это образцы изразцов, которые мы будем рисовать и украшать нашу русскую печь.

Скажите, каким цветом изображены изразцы?

А что мы изображаем, синим цветом на белом фоне? (Гжель)

Основные мотивы росписи? (травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы – розы, астры, гвоздики. Излюбленный узор – гжельская роза) слайд.

Что еще в гжели изображают? (завитки, дуги, сеточки, полосочки, точки)

Что украшают гжельскими узорами? (вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.)

Правильно! Молодцы!

Осмысленно отвечать на вопросы

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

20 мин.

Сейчас ребята внимание на меня я вам покажу как изображать изразец гжелью. Беру кисточку и краску синего  цвета. Сначала из углов  листа веду  2 пересекающиеся прямые. Они поделили наш лист на 4 части. Сейчас через центр провожу  еще 2 прямые и у нас получается лист разделенный на 8 частей. Дальше изображаю рамку при помощи волнистой линии. Остальные 2 стороны я показывать не буду, так как времени мало. Но их вы также должны будете продолжить украшать волнистыми линиями. В половинке верхнего левого угла изображаю каплю, затем в нижнем правом углу изображаю такую же каплю. Симметричней этих капель изображаю в правом верхнем углу еще две капли. Также внизу (левого и правого угла )изображаю капли симметрично (т.е. одинаково). Все прямые соединяю между собой дугами, и так соединяю восемь частей. Можно сказать, что получился цветок. Вокруг цветка также изображаю узоры. Можно изобразить тонкие дуги пересекающиеся между собой. Я покажу только с 1 стороны ведь времени у меня мало, чтобы рисовать во всем изразце. Но остальные части также вы должны будете закончить этим же узором.

Всем понятно как рисовать изразец?

Приступайте к работе.

Если возникнут затруднения, поднимите руку я подойду.    

Внимательно смотреть за показом учителя, самостоятельно работать.

Л.: проявление понимания цели задания и выбор способов творческого выполнения задания;

Р.: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

3 мин.

Украшение печи.

Ребята, смотрите, какая замечательная печь у нас получилась.

Скажите, при помощи, какого цвета выполнялась данная работа?

Какая особенность изразца?

Анализировать работы, отвечать на поставленные вопросы

(синим цветом)

(все детали должны быть симметричны)

П.: доказательство качества выполнения задания;

К.: умение полно и точно выражать своё мнение

VIII. Рефлексия деятельности

2 мин.

Какая тема нашего занятия была сегодня?

Какие цели мы поставили?

Достигли ли мы их?

Что вам понравилось на уроке? Запомнилось?

Вы огромные молодцы! Урок окончен!

Отвечать на поставленные вопросы

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока – монопроекта по русскому языку 2 класс

Технологическая карта урока – монопроекта по русскому языкупо теме: «Имена существительные собственные» в рамках ФГОСПредмет: русский языкКласс: 2УМК: «Школа России»...

Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 3 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…» (Русская сказка «Кот и лиса») Количество уроков в теме – 2 часа.

1.      Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками сказки. Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, поль...

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. "Анализ русской народной сказки «Снегурочка».

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки....

Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».

Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....

Русский язык. Технологическая карта урока Повторение изученного в 1 классе

Данная методическая разработка урока русского  языка по теме "Повторение изученного в 1 классе" УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока 49 по русскому языку в 1 классе (обучение грамоте: письмо)

Тема урока: Повторение пройденных букв. Списывание с печатного текста. Цели и задачи урока: Создать условия для знакомства с алгоритмом списывания предложения и текста.Совершенствовать умение ана...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.

Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...