Конспект урока по рисованию. Тема "Радуга - радужные цвета"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Юможапова Оксана Юрьевна

Предложенный урок знакомит  детей с таблицей цветов (цветовым кругом); знакомит с  понятиями  об основных (красный, жёлтый, синий) и составных (оранжевый, зелёный, фиолетовый, оттенки) цветах. В рамках данного урока, учащиеся узнают, что такое палитра, как с ней работать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_raduga.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 1 классе  

Тема:«Радуга»

Цель: Нарисовать радугу, используя основные и составные цвета, получая их путём смешивания.

Задачи:

 1. Познакомить детей с таблицей цветов (цветовым кругом); дать понятие об основных (красный, жёлтый, синий) и составных (оранжевый, зелёный, фиолетовый, оттенки) цветах. Рассказать, что такое палитра, как с ней работать.

2. Воспитывать аккуратность, терпение в  работе.

3. Развивать чувство цвета, умение различать оттенки.

Освоение предметных знаний и умений:

Познакомятся: С расположением цветов на схеме-треугольнике; с цветами радуги и их порядком, с основными цветами, составными  цветами.

Научатся: Смешивать краски, получать все цвета радуги, писать акварельными красками радугу, дополнять композицию с радугой своим рисунком.

Формирование УУД:

Познавательные:  овладевают приёмами работы с красками, наблюдают природное явление в жизни, осуществляют поиск необходимой информации в произведениях живописи, изображают радугу , используя свойства основных и составных цветов.

Регулятивных: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний, учатся работать над рисунком в определённой последовательности; анализируют собственную деятельность на уроке.

Коммуникативных: умеют строить понятное монологическое высказывание, согласовывать свои действия с партнёром, активно слушают одноклассников и учителя, расширяют навыки общения, обсуждают индивидуальные результаты художественно – творческой деятельности.

Личностных: понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться изобразительному искусству, развивают эстетические чувства на основе знакомства с выдающимися произведениями искусства.

Оборудование и материалы для занятия:  акварельные краски, палитра, баночка с водой, картины художников (А. Жозеф, Б.Кустодиев),  компьютер, мультимедийный проектор, презентация, магнитофон.

        

                                        Ход урока

  1. Организационный момент.

 

 Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И урок наш начинать.

 Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Проверка готовности к уроку.  СЛАЙД.

2.Определение темы урока . Целеполагание.

Откроем учебники на нужной странице. Прочитайте тему урока.

Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

Сказка о красках

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были счастливые люди. Слайд

 А были они счастливы потому, что умели замечать красоту в природе.

Но однажды случилась беда. Злой волшебник, пролетая над счастливым царством-государством, решил отнять у людей радость. И задумал он самое страшное: закрыл своим волшебным плащом небо и держал плащ так долго, что все краски стали блекнуть и сереть. Слайд

. Но и этого показалось мало злому волшебнику. Он заставил всех людей забыть, что мир был разноцветный. Волшебник ликовал: вот теперь-то скука и злость придут в это серое царство-государство.

Так все и случилось. После долгой ночи наступило утро. Люди стали заниматься своими делами. Бесцветный мир уже не привлекал их внимания, скучающие взгляды не задерживались ни на чем. Сами люди тоже посерели: и лицо, и волосы, и одежда. К тому же они стали чаще раздражаться и ссориться. Но, как, ни старался злой волшебник стереть воспоминания о красочном мире, детские нежные души почувствовали сразу, что они лишились чего-то прекрасного. И вот один мальчик отправился в дорогу искать источник радости.СЛАЙД

Однажды мальчик набрел на старую хижину, в которой жил слепой древний старик.СЛАЙД

— Слушай, сынок,— промолвил старец,— я расскажу тебе, как люди жили раньше, и что случилось потом. В те времена я был придворным художником..Красил замки, дома в нежнейшие оттенки. И очень любил свое дело, потому что приносил людям радость. Меня даже пригласил один заморский король для росписи своего замка. А когда я вернулся домой, чуть не умер с горя: труд всей моей жизни, все дома да и все вокруг  стало серым, а люди — люди стали как будто чужими. Больше я не видел счастливых глаз. Самое дорогое, что у меня осталось,— это три краски.

— Дедушка, покажи, пожалуйста, мне их,— робко попросил мальчик.

Старичок нащупал узелок и достал дощечку с тремя красками: красной, желтой и синей.

- Это самые главные цвета, - сказал старик. СЛАЙД  Вывесить таблицу

.Мальчик не мог оторвать взгляда от ярких нарядных красок.

- Я знал,— продолжал старик,— что тебе понравятся эти краски. Из этих красок можно сделать любой цвет. Бери их. И ты сможешь вернуть людям радость.

Мальчик решил, что надо поскорее исполнить желание доброго мастера: сделать мир счастливым. Но вот беда: старичок рассказал, какими красками что раскрасить, а как смешивать их, показать не успел.

Мальчик совсем не умел обращаться с красками и поэтому, чтобы ничего не испортить в городе, отправился на далекий необитаемый остров. «Здесь-то я и потренируюсь»,— решил он. СЛАЙД

На солнышко мальчик брызнул желтой краски, как и учил его старичок. Солнышко заулыбалось. Песку тоже достался желтый цвет.СЛАЙД

 Он тут же потеплел от удовольствия. В море мальчик капнул синей краски, и оно ожило. СЛАЙД.Теперь осталось дерево с апельсинами, одиноко стоящее на острове. «Что делать, как получить оранжевый цвет для апельсинов?» — думал мальчик, глядя на три краски. Ребята, а вы можете помочь мальчику? Как получить оранжевый цвет? Попробуйте смешать красную и желтую краску. Какой цвет получился. СЛАЙД

 Выкрасив апельсины, мальчик стал смотреть на листья дерева.СЛАЙД Теперь он легко догадался, как получить зеленый цвет. Мальчик смешал две краски и раскрасил листья. Как удалось ему получить зеленый цвет? Попробуйте и вы на своей палитре. СЛАЙД

 Затем мальчик набрал на кисть красную краску, но нечаянно задел синюю, и две краски смешались. Какой цвет у него получился. Попробуйте и вы. «Ничего,— решил мальчик,— этот цвет я использую СЛАЙД

 «А теперь,— решил мальчик,— смешаю - ка я  вместе все три краски, которые у меня есть: желтую, синюю, красную».  Он попробовал смешивать краски несколько раз, добавляя больше то желтой, то красной, то синей. Попробуйте и вы смешать эти цвета. Что получилось.

И, о чудо, у него получились различные оттенки коричневого, серого и даже черный цвет. Мальчик легко подобрал цвет для ствола пальмы.

Юный художник уже собрался покинуть оживший остров, но увидел, что небо осталось безжизненно-белым. «Нет, сюда такой же синий цвет, как у моря - не подойдет,— размышлял мальчик.— Как же сделать небо нежно - голубым? Я смешивал разные краски, но ни один оттенок для неба не подходит». От бессилия мальчик заплакал. Прозрачная слеза, скатившись по щеке, капнула прямо на палитру с синей краской. Краска растеклась и стала светло-голубой.

 А как еще можно получить голубой цвет.

 Мальчик научился многому. Он смело отправился в город, где ждала его большая работа на радость людям. Так начался его путь в мир красок.

Организация рабочего места.

  1. Практическая работа.

  1. Гимнастика для пальцев.

Разомнём пальчики перед работой.

Наши алые цветки распускают лепестки.            Руки в стороны, в кулачок,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.            Разожми и на бочок.

Наши алые цветки закрывают лепестки,                          Руки вверх и в кулачок.

Головой качают, тихо засыпают.             Разожми и на бочок.

            Руки вниз , в кулачок,

                                                                          Разожми и на бочок

Правила работы с красками.

Возьмите палитру (это такое приспособление, на котором художник смешивает краски) Нам нужна оранжевая краска. Как ее получить?

- Нарисуйте этой краской солнышко.

Смешайте желтую и синюю краски. Что вы видите?

- Получилась зелёная краска. Нарисуйте этой краской травку.

Для тучки нам нужен фиолетовый цвет. Как его мы  получить?-

. Нарисуйте этой краской тучку, а из тучки несколько дождевых капелек.

Краски, которые мы получили или составили из основных цветов, так и называются – составные. Давайте повторим их: оранжевая, зелёная и фиолетовая. таблица составные краски.

  • А как вы думаете, голубая краска – основная или составная? – Составная.
  • Из каких цветов её можно составить? – Из белого и синего.

Беседа «Радуга- дуга»

Сколько цветов у нас получилось?      7

-В каком явлении природы мы тоже можем увидеть все полученные нами цвета?

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной.

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная …радуга

Дети хором заканчивают стихотворение.

Учитель: Догадались? Что мы будем сегодня рисовать на уроке? Радугу

.

Поищите глазками желтую зону. Определите вид работы.

Работа в парах. 

 На партах лежат разрезные буквы,  из которых дети должны составить слово «радуга» (цвета букв и восклицательного знака соответствуют цветам радуги.

Что заметили?  (цвета букв и восклицательного знака соответствуют расположению цветов  радуги.

Вы знаете, сколько цветов у радуги? Давайте посчитаем.А кто знает считалочку,которая поможет запомнить расположение цветов радуги.

Каждый - красный

Охотник - оранжевый

Желает - жёлтый

Знать - зелёный

Где - голубой

Сидит - синий

Фазан – фиолетовый

А кто из Вас видел радугу?

 Какое настроение было у вас при виде радуги?

Учебник с.126

Проблемная ситуация:

– В начале урока мы с вами сказали, что будем рисовать радугу. Зачем же мы нарисовали тучку с дождём и солнышко?

– Что необходимо для того. Чтобы на небе появилась радуга? А знаете ли вы, как произошло слово “радуга”? Слово «радуга» похоже на слово  «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга.  «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

- На что похожа радуга? Мост ,коромысло, дуга,…….

А, я видела круглую радугу.

Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолёта, то мы увидим ,что

Радуга имеет форму круга.

Практическая работа

Сейчас мы нарисуем радугу. Но основные цвета мы будем брать из коробки с красками, а составные будем получать путём смешивания.

  • Проведём красную дугу, а затем жёлтую так, чтобы она перекрывала немного красную. На пресечении этих дуг рождается оранжевый цвет.
  • Теперь проводим ниже жёлтой голубую дугу так, чтобы она немного перекрывала жёлтую. На их пересечении получается зелёный цвет.
  • Затем проводим дуги синего и фиолетового цветов. Фиолетовый можно получить путём смешивания каких красок? – Правильно, красной и синей.

Физкультминутка

Здравствуй, радуга-дуга, 
Разноцветный мостик!
Здравствуй, радуга-дуга! 
Принимай нас в гости. 
Мы по радуге бегом 
Пробежимся босиком. 
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу. 
И опять бегом, бегом 
Пробежимся босиком.

Дети выполняют поклон.
рисуют в воздухе дугу,разводят руки в стороны.
Вновь выполняют поклон.
Идут по кругу, взявшись за руки.
Бегут по кругу друг за другом, 
высоко поднимая колени.
Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.
Делают еще четыре прыжка на носках.
Бегут по кругу друг за другом, 
высоко поднимая колени.

Самооценка. Светофор.

Выставка работ.

У нас остался один вид работы.

Найдите зону голубую зону.…Какой вид работы.

Работа в творческих группах.

1группа. «Мастера – слова» у вас на столе . Универсальный словарь русского языка.  Найдите значение слова радуга и прочитайте.

2 группа.. «Мастера –рассуждения»  В НАРОДЕ ГОВОРЯТ: «Радужное настроение». Объясните смысл.

2 группа-«Мастера – рифмы» - Вы будете составлять небольшое стихотворение о  радуге.

4 группа -«Мастера – исследователи» .Получите радугу, используя предложенные предметы.(Мыльные пузыри, диск)

5  группа-«Мастера – математики»-В каких пословицах, поговорках, сказках  встречается число 7.

6 группа «Мастера порядка» Взять карточку и -построиться по цветам,в соответствии цветам радуги.

7 группа «Мастера –художники»-Нарисовать цветик-семицветик.

Одна из групп объясняла значение выражения «Радужное настроение»

Воспользовавшись словарем настроений.

Определите свое настроение в конце урока.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

Игра Ассоциации.

Рефлексия

– Что будет символизировать в вашей жизни нарисованная вами радуга? Пусть же сотворенная вами радуга одарит каждого из нас потрясающей художественной энергией. Пусть радужное настроение как можно чаще посещает вас и вдохновляет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству Тема: « Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета».

Знакомство с цветом как средством выраже­ния, научить составлять теплые и холодные цветовые гаммы....

Конспект урока "В Жостовском подносе все цветы России. Русские лаки традиции мастерства" +презентация к уроку

Конспект урока "В Жостовском подносе все цветы России. Русские лаки традиции мастерства"...

Конспект урока по ИЗО 2 класс. Цвет как средство выражения. Мягкие и яркие цвета.

Конспект урока по ИЗО по теме:«Цвет как средство выражения. Мягкие и яркие цвета.»...

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета» (3 класс)

Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета».Цели деятельности учителя: знакомство с цветом как средством выражения, формирование у учащихся представления о теплы...

Конспект урока изобразительного искусства "Три основных цвета. Изображение цветов" (УМК "Школа России", 2 класс)...

Цели деятельности учителя: создание условий для развития навыка смешивать краски, получать новые цвета.Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия «основной цвет» и «составной ц...

Конспект урока изобразительного искусства. Тема Наблюдаем цвет. Рисование замкнутых круговых линий.

Цели: создать условия для приобретению опыта эстетических впечатлений .Задачи: 1. Учить различать основные цвета;закреплять умение работать по шаблонам ;.;2.Корригировать мышление на основе упр-й...