Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки "Репка" Тема: «Слоговой анализ и синтез» 
план-конспект урока (логопедия, 1 класс) по теме

Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки "Репка" Тема: «Слоговой анализ и синтез»



 
 

Вашему вниманию представляется театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у школьников с нарушениями речи. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Театрально-игровая деятельность способствует интенсивному развитию эмоционально-личностной сферы ребёнка. Она помогает умению выразительно говорить, вести диалог, разыгрывать стихи, сказки, рассказы; владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра.

Цель: создать условия для коррекции речевых нарушений детей  и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Задачи:

· развитие речи детей и коррекция её нарушений;

 

· развитие мотивационных устремлений ребёнка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально-организованные речевые праздники-конкурсы;

 

· обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;

 

· развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;

 

· развитие эстетического вкуса.

  Как говорил Л.С.Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku_1.ppt1.33 МБ
Microsoft Office document icon Logopedicheskoe_zanyatie_2.doc63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

по па пу пы ап оп уп

Слайд 4

првровнучкаолпе рарпв бабка бшнга отмгвшакгрпдедка сипажучкатаолмр ркошкатмолавртрт внучка бабка дедка жучка кошка

Слайд 7

Надо репку уже рвать, Бабку надо бы позвать. Ну-ка, бабка, не ленись И за мною становись.

Слайд 9

В огороде много гряд: Тут и репа , и салат . Тут и свёкла , и горох . А картофель разве плох? Наш зелёный огород Нас прокормит целый год.

Слайд 10

Надо внучку бы позвать Так нам репку не сорвать! Очень выросла большая, А тяжелая какая!

Слайд 11

В огороде много гряд: Тут и репа , и салат . Тут и свёкла , и горох . А картофель разве плох? Наш зелёный огород Нас прокормит целый год.

Слайд 12

Нет, не справимся опять, Надо Жучку нашу звать. Ну-ка, Жучка, не ленись, За подол скорей берись.

Слайд 13

Гав – гав – гав, что за беды? Нужно Мурку звать тогда! Мурка! Кошка! Подсоби-ка нам немножко Живо, кисонька, беги, Репку дергать помоги!

Слайд 14

ва, тык ковь, мор во, о, щи ми, дор, по тыква морковь овощи помидор

Слайд 15

Кликнуть мышку не мешало б, Только что вот тут бежала!

Слайд 16

Потрудиться я бы рада, А какая ждет награда? Репки маленький кусочек Ты получишь, мой дружочек.

Слайд 17

подруга друг дружба подружились подружились подруга дружба друг

Слайд 18

Станем вместе, скажем « ух » Вытащили репку вдруг. На здоровье, кушай, дед, Долгожданный свой обед! Угости и бабку с внучкой … Косточкой попотчуй Жучку, Молочка дай миску кошке, Мышке зерен дай немножко И закатим целый пир Развеселый на весь мир!



Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие-игра.

Драматизация сказки "Репка"

Тема: «Слоговой анализ и синтез»

Цель: предупреждение специфических ошибок чтения и письма.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Закрепить понятие детей о слогообразующей роли гласных.
  2. Закреплять навыки слогового анализа и синтеза.
  3. Закрепить понятие «родственные слова».
  4. Учить детей вслушиваться  в звучащее слово.
  5. Учить отслеживать ход излагаемого материала, уметь вовремя вступить в логический ход событий.
  6. Помогать детям находить выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.

Коррекционно-развивающие: 

  1. Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
  2. Развивать фонематический слух и слухоречевую память, внимание, мышление.
  3. Развивать артикуляцию.
  4. Совершенствовать просодическую сторону речи с помощью дыхательных упражнений;
  5. Развивать у детей устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
  6. Развивать творческие способности каждого ребенка, воспитывать интерес к общению друг с другом через драматизацию и культуру поведения в театре.
  7. Развивать эстетический вкус.

Коррекционно-воспитательные: 

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение слушать партнера.
  2. Воспитывать нравственные качества (отзывчивость, желание помогать другим).
  3. Воспитывать положительную мотивацию к учению.

Ход игры

  1. Самоопределение к деятельности.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И сейчас урок начнём.

  1. Эмоциональный настрой на урок

Каждый новый день нужно начинать с хорошим настроением. Выберите то настроение, с каким вы сегодня пришли на урок. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла, что живёт в вашем сердце. Улыбнёмся и пожелаем друг другу радостного настроения. Пусть оно сопровождает вас весь урок.

  1. Актуализация опорных знаний.

       Давайте представим, что мы с вами не в школе, а в театре. Вы все расположились в зрительном зале, а на сцене будут выступать актеры. Но для того, чтобы стать хорошими актерами нам, нужно выполнить несколько упражнений.

Психогимнастика.

-Посмотрите на эти лица (Детям показываю пиктограммы).

-Какие они разные!

-Ребята, назовите, какие эмоции здесь изображены.

(радостный, огорченный, печальный, сердитый)

Мимические упражнения:

1. Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.

   2. Поднимание и опускание бровей.

   3. Одновременное закрывание и открывание обоих глаз.

   4. Попеременное закрывание правого и левого глаза.

5. Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, нижнюю челюсть слегка опустить.

      А теперь изобразите злую Бабу-Ягу, доброго волшебника, печальную Алёнушку, огорченного Ивана-Царевича.

- Ребята, а с какой целью мы выполняли эти упражнения?

(Подготовить мышцы лица для работы на сцене, развивать мимические мышцы лица)

  1. Постановка учебной задачи

Речевая зарядка

-Вспомним правило речи.

                           Каждый день, всегда, везде,

                           На занятиях, в игре

                            Верно, чётко говорим,

                           Никуда мы не спешим.

- Что нужно сделать, чтобы речь была чёткая?

  • Биоэнергопластика.
  • Дыхательная гимнастика.

Погладить нос от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами.

Сделать по 3 вдоха и выдоха через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

  • Упражнения для развития голоса

-Теперь, давайте потренируем наш голос.

Игра «Чудо-лесенка»

Читаем, поднимаясь по ступенькам повышая голос,  а спускаясь, понижаем голос.

- Что мы сейчас читали? Значит, что мы будем делать сегодня на уроке?

(продолжаем учиться делить слова на слоги, инсценируя  сказку)

- Для чего надо уметь делить слова на слоги?

- Чтобы правильно делить слова на слоги необходимо хорошо знать гласные. Назовите их.

       -На выдохе произнесём гласные (речевая зарядка).

А, о, у – песенку пою

А, ы, о – как мне хорошо,

А, ы, у – губки я тяну

А, ы, и – песенка, замри (буквы даны в виде символов).

  1. Обобщение имеющихся знаний 

-И так, ребята, мы подготовились к выступлению на сцене. А сейчас приступим к инсценировке сказки. А какую, догадайтесь сами. Сказочные герои спрятались в ряду букв:

првровнучкаолпе

рарпвбабкабшнга

отмгвшакгрпдедка

сипажучкатаолмр

ркошкатмолавртрт

нглгнпнмышкаиро

-Ребята, но для начала давайте повторим правила поведения в театре.

-  Как нельзя себя вести?

(Нельзя разговаривать, кушать, шуметь, вставать, ходить)

-Правильно!

-Начинается спектакль. (Дети разбирают куклы).

Ведущий:

Жил в одной деревне дед

Вместе с бабкой много лет.

Захотелось как-то деду

Репы пареной к обеду…

Рассердилась бабка крепко:

Бабка:

Кашу ешь! Ну, нету репки!

Хочешь репку – так поди.

В огороде посади!

Итак, дед идёт в огород. Давайте проложим ему дорогу.

 Графический диктант. ( 3 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. влево, 1кл. вверх, 3кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 3 кл. вправо……..)

Ведущий:

Репку дед посадил,

Он старался что есть сил.

Репка выросла на диво!

Так вкусна и так красива.

Дед:

Надо репку уже рвать,

Бабку надо бы позвать.

Ну-ка, бабка, не ленись

И за мною становись.

- Бабка пойдёт помогать, если вы выполните её задание.

Самомассаж. Потираем руки, засучиваем рукава, « очки».

В огороде много гряд:

Тут и репа, и салат.

Тут и свёкла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

-Названия овощей разделите на слоги.

Ведущий:

Тянут эдак, тянут так,

Да не вытянут никак…

Бабка:

Надо внучку бы позвать

Так нам репку не сорвать!

Очень выросла большая,

А тяжелая какая!

Самостоятельная работа.

-Внучка пойдёт помогать, если вы справитесь со следующим заданием.

Самостоятельно составьте схемы этих слов.

Физминутка

Я превращаю вас в маленькие семена репки. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Пошел дождик, ожили растения, тянутся к солнышку!

Ведущий:

                                              Стали внучку вместе звать

А потом тянуть опять…

Вот все трое что есть силы

Дернут эдак, дернут так –

Но не вытянут никак.

Внучка:

Нет, не справимся опять,

Надо Жучку нашу звать.

Ну-ка, Жучка, не ленись,

За подол скорей берись.

Развитие мелкой моторики.

-Жучка предлагает вам потренировать ваши руки. Обведите рисунок Жучки не отрывая руки от линии.

Ведущий:

Жучка к внучке подбежала

И за юбку тянуть стала

Только репка все на месте,

Нет, не вытянуть им вместе!

Жучка:

Гав – гав – гав, что за беды?

Нужно Мурку звать тогда!

Мурка! Кошка!

Подсоби-ка нам немножко

Живо, кисонька, беги,

Репку дергать помоги!

- Расколдуйте слова и запишите к себе их в тетрадь, подчеркните гласные.

ва, тык                  ковь, мор              во, о, щи             ми, дор, по

Ведущий:

Тут и Мурка подоспела,

И они взялись за дело!

Тянут славно, но беда.

Ни туда и ни сюда!

Мурка:

Кликнуть мышку не мешало б,

Только что вот тут бежала!

Все:

Мышка, мышка, не ленись,

С нами вместе потрудись!

Мышка:

Потрудиться я бы рада,

А какая ждет награда?

Мурка:

    Репки маленький кусочек

    Ты получишь, мой дружочек.

- Если вы справитесь с последним заданием, то мышка обязательно поможет.

Расположите слова в порядке уменьшения количества слогов.

Подруга, друг, дружба, подружились

- С любым делом можно справиться, если действовать вместе, сообща.

Ведущий:

Станем вместе, скажем «ух»

Вытащили репку вдруг.

На здоровье, кушай, дед,

Долгожданный свой обед!

Угости и бабку с внучкой…

Косточкой попотчуй Жучку,

Молочка дай миску кошке,

Мышке зерен дай немножко

И закатим целый пир

Развеселый на весь мир!

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Все актеры выходят, кланяются, прощаются со зрителями!

  1. Рефлексия.

-Ребята вам понравилась сказка?

-Кто вам больше всех понравился из героев?

- Что мы сегодня учились с вами делать?

- Для чего необходимо это умение ?

  1. Самооценка. Мишень настроения.

- С каким настроением вы уходите с этого урока? Прикрепите кружочки на мишень в зависимости от того, как вы работали: На зелёный цвет, если сегодня вам было всё понятно, на жёлтый – если  в чём-то не разобрались, красным, если на занятии было трудно.

- Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.

Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...

Презентация для логопедического занятия по коррекции дисграфии, 2 класс. Тема: "Дифференциация букв И-У. Слоговой анализ и синтез слов".

В данном слайд-шоу представлена подборка заданий для проведения логопедического занятия с учениками 2 класса по коррекции смешанной дисграфии на тему "Дифференциация букв И-У. Слоговой анализ и синтез...

Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2-го класса по теме: "Слоговой анализ и синтез слов. Овощи".

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.Задачи:Образовательные:закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;развивать умения определять количество и последовательность с...

Методическая разработка "Логопедическая работа над развитием звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов "

Представлен материал по развитию звукобуквенного анализа и синтеза слов в 3 классе для детей с ОВЗ....

Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии смешенного вида для учащихся 2 класса «Слоговой анализ и синтез»

Логопедическое занятие по программе коррекции  смешенной дисграфии. Модуль "Развитие фонематического и слогового анализа и синтез"...


 

Комментарии

Никитина Наталья Борисовна

Людмила Евгеньевна  с удовольствием познакомилась с вашей работой по предупреждению специфических ошибок чтения и письма младших школьников. Конспект занятия очень понравился: позитивное начало, большая и нужная работа по смене этапов урока направленных на здоровьесбережение. Заинтересовало и подведение итогов, а именно мишень настроения возьму на заметку.

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Интересная подача материала. Продуманно всё до мелочей. Ученики любят что-то подобное. Удачи в работе!!!!

Большое спасибо за ваши тёплые слова! Я думаю, мы трудимся для детей и ради детей!