Индивидуальное логопедическое занятие по устранению аграмматическои дисграфии «Состав слова»
план-конспект урока по логопедии (3 класс) по теме

Индивидуальное логопедическое занятие для учащихся 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ind.zan_._agrammaticheskaya_disgrafiya.doc88.4 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие по устранению аграмматическои дисграфии «Состав слова»

Подготовила

учитель начальных классов, логопед

Арженовская Е.И.

г. Зерноград 13.12.2007г.


Цели и задачи: познакомить детей с приставками, их значением и написанием в словах; развивать у детей умение образовывать слова префиксальным способом; тренировать в подборе различных приставок к словам, обозначающим действия предметов; учить соотносить приставки с их схематичным изображением; развитие у детей временные и пространственные отношения.

Оборудование: схемы для обозначения образования слов и приставок (на доске); 2 стакана, один из которых с водой (или картинки с аналогичным изображением действий); сюжетные картинки; «Фонарики - приставки» (по количеству детей), тетради с заданиями, кукла - девочка Приставка, Медведь, карточки, раскраски.

Ход занятия

I. Психогимнастика (ласковое солнышко, пасмурный день)

П. Повторение и закрепление пройденного материала.

-        Прочитайте слова и распределите на две группы:

  1. - имеющие родственные слова в данном задании.
  2. - не имеющие родственных слов в данном задании.

  1. Какое слово лишнее? /грибочек/
  2. Почему? /не фрукт/
  1. /Доска/
  1. вишня, лимончик, яблочный, яблоко, виноград, грибочек, персик, персиковый,
  1. яблочко, вишенка.
  1. III. Основная часть
  1. 1. Знакомство с темой занятия
  1. -        Посмотрите на мои действия и скажите что я делаю.
    НАЛИВАЛИ воду в стакан
  1. ВЫЛИВАЛИ воду из стакана
  1. ПЕРЕЛИВАЛИ воду из стакана в стакан
  2. ДОЛИВАЛИ воду в стакан
  3. ПЕРЕЛИВАЛИ воду из стакана в стакан
  1. -        Перечислите действия, которые я совершила.
  1. (к доске слова)
  1. Чем похожи эти слова? (лив)
  2. Что это? (корень)
  3. Какая часть слова стоит впереди корня? (приставка)

  1. Изменили части слов, которые перед корнем /приставки/ смысл слов?
  2. А при помощи чего изменился смысл слов? /при помощи        /
  3. Можно ли сказать:

Образованы новые слова, при помощи приставок.

-        Сформулируйте тему нашего занятия. Образование слов при помощи приставок.

1.        Что такое приставка?

2.        Где находится приставка в слове?

  1. Для чего служит приставка?
  2. Как графически изображается приставка?

  1. Послушайте сказку о девочке Приставке и вы еще лучше поймете, почему приставки пишутся слитно со словом.
  2. Девочка Приставка жила в дремучем лесу. Иногда Приставка выводила из леса заблудившихся грибников.        
  1. Однажды... в лес, где жила девочка приставка отправилась   слова
  2. Они решили набрать побольше грибов, ягод, и не заметили как заблудились.
  1. Шел к концу день. На лес опустилась ночь. Сели    слова          на пенек и
  1. заплакали, страшно им стало в лесу.        
  1. Лесные звери, услышали плач        слов    и позвали на помощь
  1. девочку Приставку.
  1. Взяла девочка Приставка свой волшебный фонарик и поспешила на помощь
  2. словам
  1. Торопится Приставка, бежит, впереди держит фонарик, а за ней спешат слова, прижались от страха к Приставке, а некоторые даже приросли. Так и добрались до дома. Слова не забывают девочку, они научились менять ее фонарики, но расстаться с ними не хотят.
  1. Назовите фонарики-приставки в этих словах, /о воде - на доске/
  2. Так для чего служат приставки?
  3. Как нужно писать приставки со словами?
  4. Наша гостья приготовила для вас задания.
  1. 1 задание такое;
  1. Закрепление знаний о приставках.
  1. -        Прочитайте слова. Какие приставки принесла для них девочка.
    Запишите слова и выделите
    графически эти приставки.
  1. Проверим: /карточки - комментируют/. Работа со словами антонимами.
  2. У девочки Приставки новые фонарики, но она не может понять, какому слову какой фонарик подходит.
  1. Помогите приставкам встать на свое место так, чтобы получились пары слов с противоположным значением. Образец: Приклеить - отклеить
  1. Молодцы. Как писали приставку со словом? Работа на уровне словосочетания. Образование относительных прилагательных.
  2. Девочка Приставка просит вас заменить словосочетание словом с приставкой. Образец: часы на стене - настенные часы
  1. /пишем на доске новые слова по - цепочке/

  1. При помощи какой части слова образовались новые слова? /приставки/ Подбор приставок к словам - действиям
  2. Подберите приставку к каждому слову-действию и укажите в словах приставки. .. .звенел в школе звонок.
  1. Ученики ...шли из класса.
  1. Лена ...шла за Светой в детский сад.
  1. Миша ...шел из школы и ...шел домой.
  1. Молодцы. К каким словам подбирали приставки? (слова - действия) Развитие пространственных представлений и практическое употребление слов с пространственными приставками.
  2. Приставка привела к нам на занятие медвежонка Торопыжку. Прочитайте диктант медвежонка /на доске/ и помогите Приставке исправить в нем ошибки /закрываем карточками/
  1. Мальчик вышел в дом.
  1. во
  1. Ученик на  списал на доске.
  1. за
  1. Коля накрыл дверь ключом.
  1. -        Какие части слова мы исправляли? Как пишутся приставки со словом?
  1. IV. Итог урока
  1. -        Торопыжка благодарит вас за помощь. Теперь ему любое задание по плечу. А
    девочка Приставка хочет убедиться в прочности его знаний и дает ему такое
    задание.
  1. Давайте и вы проверите себя.
  1. Образуйте новые слова при помощи приставок от корней.
  2. БЕГ; - ХОД по образцу в ваших тетрадях.

Образец: побег, переход

/Проверка дев. Прист./

Над чем работали на занятии.

/Над образованием слов с помощью приставок/

Приставка благодарит вас и дарит вам раскраски. Занятие закончено. Спасибо за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие по устранению аграмматическои дисграфии «Состав слова»

Подготовила и провела:учитель начальных классов, логопедАрженовская Е.И.на семинаре для слушателей ИПК и ПРОпо теме:«Организация коррекционной работы при нарушении устной иписьменной речи младши...

Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во 2 классе.

Данное логопедическое занятие помогает правильно организовать работу по устранению акустической дисграфии во втором классе по теме: "Дифференциация Л-Й"....

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"

Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания ...

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Профессии".

Аграмматическая дисграфия Механизмы аграмматической дисграфии: - Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений. 1. Проявляется на уровне слова: ис...

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Конспект индивидуального логопедического занятия по  коррекции оптической дисграфии c учащимся младшего школьного возраста с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи (3 уровень ре...

Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению оптической дисграфии с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) 2 класса "Дифференциация букв Б-Д"

Оптическая дисграфия одна из самых распространенных видов нарушений письменной речи. Как сделать так, чтобы сложная работа стала увлекательной и интересной? Разнообразие используемых в данном конспект...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса по теме "Предлоги"...