изложение по самостоятельно составленному плану
методическая разработка по логопедии (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ Красненская средняя общеобразовательная школа
им. М.И. Светличной
Изложение
по самостоятельно составленному плану
(Логопедическое занятие в 3 классе с НЧиП)
Учитель –логопед
Попова О.С.
Красное, 2009
Изложение по самостоятельно составленному плану
Цели: коррекционно - образовательные
- Продолжать работу над развитием умения писать изложения по составленному плану;
- Закрепить умения передавать содержание близко к тексту;
Коррекционно -развивающие
- Развивать орфографическую зоркость учащихся;
- Речевой слух; зрительное и слуховое внимание; мелкую моторику рук;
Коррекционно - воспитательные
- Воспитывать бережное отношение к природе, любви к ней, учить охранять природу.
Оборудование: запись голосов птиц, иллюстрации птиц, изображение дерева, компьютер, проектор
Ход занятия
- Организационный момент
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорим
И тихохонько сидим.
- Артикуляционная гимнастика
Медвежонок гулял по лесу. (положить конфетку в рот)
Потом он спрятался от солнца в пещерке,
Полежал, потом решил почесать спинку,
Потом повернулся на животик и его почесал.(языком выполняем соответствующие движения)
Надоело ему сидеть в пещерке и решил выглянуть на улицу (показ головы) ,
Потом высунул ножки, повернулся на бок.
Потом решил походить по пещерке.
А затем захотел посмотреть,
Что внутри ямки и прыгнул в пещерку.
Чистоговорки
III. Вступительная беседа
Прежде, чем объявить тему нашего изложения, я предлагаю послушать голоса. Послушайте и ответьте, кому они принадлежат? (Прослушивается фонограмма с голосами птиц).
Верно, это голоса птиц. Ведь у нас уже давно наступила весна. Природа открыла для человеческого взора всю свою прелесть, земля надела новый наряд, зацвела, зазеленела. И в лесах началась бурная деятельность по выведению и воспитанию нового поколения птиц и зверюшек.
А тема нашего изложения - “Пусть птица выводит птенцов!”
(Запись учащимися в тетради).
(Чтение учеником стихотворения А.Яшина.)
Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых
Просто диву даешься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах
Пусть ответит толково
И, гляди, удивится:
Птичье царство, и только?
Ну, дрозды, ну синички.
Просто птички - и только,
Где запомнишь все клички!
(Открывается часть доски с рисунком дерева и сидящими на ветках птицами). Посмотрите на дерево, сколько у нас гостей. Ну, а как вы их узнали, я сейчас проверю.
Отгадайте загадки:
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
Мать отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду, -
Чужим сбуду.
(Кукушка)
Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит.
(Соловей)
Летом за пахарем ходит.
А под зиму с криком уходит.
(Грач)
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями,
Ну, а зовут меня….
(Скворец).
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения.
(Жаворонок)
Среди деревьев кузнецы куют.
(Дятел)
ФИЗМИНУНКА
Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу», я на волю улечу.
Дети повторяют за логопедом слова и после слова улечу дети разбегаются в разные стороны.
IV. Работа над изложением
- Знакомство с текстом (чтение учителем - логопедом).
Пусть птица выводит птенцов!
Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост. Он остался от зимней рубки леса.
Хорошо в эту пору в лесу! Лес казался прозрачным. Он умылся весенней водой. Мелкие ручейки торопливо прокладывают себе дорогу. Ветки осин украсились длинными сережками. Зазеленели молодые березки. Первые листочки переливаются на солнце.
Мальчики добрались до вырубки. На краю вырубки была большая куча хвороста. Вдруг что-то захлопало, зашумело. Из хвороста вылетела большая пестрая птица. Внизу было гнездо. Там лежали крупные светлые яйца.
Лесник поправил гнездо и повел ребят на другой конец вырубки. Пусть птица выводит птенцов!
2. Беседа по содержанию.
- О каком времени года говорится?
- Что на это указывало, какие слова?
- Объясните значения выражений: лес казался прозрачным, умылся весенней водой, украсились длинными сережками?
- Зачем ребята отправились в лес?
- С кем они столкнулись в лесу?
- Как поступил лесник?
- Какова основная мысль текста?
3. Работа над составлением плана.
На сколько смысловых частей можно разделить текст?(4 части)
Записали слово “план”.
План
1. На помощь леснику. | Отправились убирать, от рубки. |
2. Природа оживает. | Казался прозрачным, умылся. |
3. Неожиданная находка. | Что-то захлопало, зашумело, внизу. |
4. Птенцы спасены. | Поправил, повел. |
4. Запоминание текста и пересказ по частям (в каждой части работа над синонимами).
Русский язык очень богатый, и некоторые слова можно заменять близкими по значению - синонимами.
1 часть - отправились, остался.
2 часть - прокладывают, украсились, переливаются.
3 часть - добрались, вылетела, лежали.
5. Орфографическая подготовка (на доске).
Объясните подчеркнутую орфограмму.
Лесником, казался, водой, зеленели, вылетела, рубки, березки.
6. Чтение текста учителем последний раз.
Напоследок, перед тем как вы начнете писать, мне бы хотелось зачитать вам такие строки:
Ни за что не в ответе
Словно самую малость,
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем
Не щадим, не жалеем.
Я надеюсь, что после нашего занятия, вы будете еще добрее и нежнее относиться к нашей природе, беречь ее.
7. Самостоятельная работа учащихся. Написание изложения.
V. Подведение итога занятия.
Зачитывание нескольких работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 класс Тема: Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок".
Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок"....
изложение по самостоятельно составленному плану
Урок для 4 класса по программе "Школа России"...
Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.
В этом разделе вы сможете познакомиться с уроками русского языка 4 класс .ФГОС...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Письменное изложение по самостоятельно составленному плану" 4 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: "Письменное изложение по самостоятельно составленному плану" 4 класс...
Презентация к уроку Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. (Упр.180). 4 класс УМК "Школа России"
Презентация к уроку развития речи в 4 классе по УМК "Школа России" составлена по методическому пособию с поурочными разработками В.П.Канакина «Русский язык» с иллюстрациями...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану».
Цель: развивать умение делить текст на части, озаглавливать их и писать в соответствии с планом.Планируемые результаты:Предметные:самостоятельно работать с текстом;определять последователь...
Конспект урока русского языка в 4-м классе УМК Школа России Т.Г. Рамзаева "Изложение по самостоятельно составленному плану"
учить членить текст и озаглавливать части;совершенствовать умение выделять и формулировать главную мысль в прочитанном тексте;вырабатывать орфографическую зоркость....