Школьная линейка. "Умеем ли мы общаться"?
занимательные факты по логопедии по теме

Колосова Марина

Школьная линейка. Рассуждения на тему "Умеем ли мы общаться"?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lineyka.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Общешкольная линейка.

Тема:   «Умеем ли мы общаться?»

Учитель-логопед: Колосова Марина Александровна

- Умеем ли мы общаться?

Уверена, что все скажут: "Да, конечно". Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие ОБЩЕНИЕ много обширнее, чем наше обычное:"Привет!" -- "Пока".

Общение подразумевает, что Вас слушают и понимают. Информацию можно передать устно, письменно,  через мимику и жесты.

При этом важно, как и что вы говорите и что вы говорите  выбор слов, интонации оказывают влияние на слушателя.

Самым частым видом общения является разговор. Во время разговора мы используем язык, будь он наш родной или иностранный, в любом случае он необходим.

Я з ы к -- бесценный дар, которым наделен человек. "Языком не расскажешь -- пальцами не растычешь" -- говорят в народе. С помощью слов можно рассказать обо всем.

«Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Язык -- орудие человека. Он необходим, чтобы люди могли полноценно общаться. Верно, конечно, поется в старой песне, "ведь порою и молчание нам понятней многих слов". Но ведь это п о р о ю. А в повседневном общении нам чаще всего не хватает именно с л о в а.

Мы с вами поставили вопрос, на который хотим получить ответ. Наше ключевое слово — «общение», а вопрос — «умеем ли?». Ученые, чтобы разобраться в каком-нибудь сложном или непонятном явлении, раскладывают его по частям. Делают это для того, чтобы изучить и правильно понять суть явления. Так что же такое общение и как оно происходит?

Общение — это способ жизни человека.

Речь — средство передачи мыслей и чувств.

2500 лет назад в школе изучали науку, которая называлась «риторика». Слово «риторика» происходит от греческого «говорю», а слово «ритор» на греческом языке означает «красноречивый человек». То есть человек, который умеет красиво говорить. На уроках риторики учили сообщать, убеждать, объяснять, спорить, договариваться, хвалить, воспевать, воодушевлять, приветствовать.

Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает их другим.

По манере говорить — интонации, тембру голоса, набору слов и построению фраз мы судим о человеке и таким образом общаемся.

Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение людей регламентируется правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения. Правила – это культура поведения или попросту этикет.

Каждое действие, каждое обращение необходимо, как Вы знаете, сопровождать уместными к случаю ритуалами: "волшебными словами" пожалуйста, благодарю вас и др. Можно, конечно, забыть (если уж так случилось) о той или иной словесной формуле, сопровождающей услугу, найдя что-нибудь другое, не менее подходящее. Важно лишь всегда помнить, что сущность и значение этикета определяются внутренней готовностью одного человека помочь другому и тем, что называется деликатностью, тактичностью. Другими словами, не навязывать своего общества, оставаясь вежливым; стремление не мешать другим, оставаясь свободным в совершении собственных действий. А это значит, в конце концов, что нельзя шуметь и перебивать в разговоре других. Желая высказать свое мнение (в том числе и возражение, несогласие со словами или действиями других), надо предварительно осведомиться, сказал ли собеседник все, что он хотел, готов ли он выслушать Вас. Этикет, как вы уже догадываетесь, включает в себя не только словесные формы выражения вежливости, сочувствия. Этикет слова и действия не должен вступать в противоречие со внешним видом человека, его одеждой. Иными словами, этикет полностью не соблюден, если -- при всей правильности и вежливости поведения -- молодые люди являются в театр в джинсах и пестрых майках. Еще хуже, если в яркой экстравагантной одежде кто-нибудь присоединится к похоронной процессии.

Даже одеваясь ( и еще раньше -- приобретая одежду), надо иметь в виду, что одежда, походка, манера стоять, сидеть, даже смеяться образуют своеобразную знаковую систему; так или иначе одетый человек о чем-то заявляет, что-то сообщает о себе другим. Например, свадебное платье, праздничный костюм -- знаки предстоящего торжества; спортивный костюм, теннисная ракетка в руках "говорят", что человек -- спортсмен; небрежная прическа и неопрятные джинсы -- о том, что человек пренебрегает эстетическими чувствами других. Грязь под ногтями и запачканная одежда вовсе не сигнализирует о принадлежности человека к рабочему классу. Они просто признаки неряхи, которому недоступны ни правила личной гигиены, ни понятия об эстетике внешнего вида. Громкие переговоры во время киносеанса, неснятая в помещении шапка -- признаки невоспитанности и эгоизма.

"По одежде встречают, по уму провожают", гласит русская народная мудрость. Иными словами, в общении важны и внешний вид, и сказанные Вами слова. Этикет, как мы уже говорили, регулируют общение, взаимодействие людей. Надо серьезно, с умом относится к этикету, к умению общаться. Правило довольно просто: то, что может быть неприятно Вам, неприятно окружающим. И очень важно, чтобы эти правила и нормы стали глубоко личными убеждениями каждого, чтобы человек, даже когда он остался один, наедине, когда его никто не видит, все равно поступал бы нравственно.

Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться?

- Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться.

- Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации.

тон высказываний должен быть ровным и спокойным, темп и ритм речи умеренным.

·        расстояние при общении должно быть достаточным для того, чтобы хорошо слышать партнера, и таким, чтобы собеседник не чувствовал напряжения от слишком большой близости.

·        эффективность беседы зависит от умения слушать партнёра:

- недопустимо прерывать собеседника на полуслове;

- полезно кивать для проявления поддержки, показывая тем самым    

желание слушать дальше;

·        в налаживании контакта большую роль играют условия беседы – место, время, старайтесь обеспечить максимальный комфорт собеседнику.

·        важны условия зрительного контакта.. приятный партнёрам зрительный контакт позволяет выразить и почувствовать внимание, одобрение, произвести благоприятное впечатление.

Все это если не универсальные способы общения, то по крайней мере помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

Культурные нормы — это привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу.

И еще знаете ли вы, что плохой почерк — не такой уж безобидный недостаток? Если подумать, что он может помешать адресату легко и правильно понять написанное письмо. А вы сами разве не испытывали раздражения, разбирая с трудом чьи-то каракули? Это тоже один из видов общения, культуры поведения, насколько вы уважаете человека который будет читать, то что вы написали.

Во всех сферах общения важен признак уровня культуры общения.

Бывают разные таланты и способности: к музыке, математике, литературе, рисованию. Но есть еще один особый талант — талант общения с людьми. Никто из нас не лишен этого таланта, просто его каждому надо развивать. Еще 2400 лет назад, описывая, как должен держаться вежливый и воспитанный человек, Аристотель особо подчеркнул, что он «будет остерегаться огорчать людей». Вежливый человек никогда не включит громко радио или телевизор, если в комнате он не один, не станет хлопать дверью, кричать или говорить, перебивая других. Не станет громко топать, когда в помещении тишина, постарается воздержаться от поступка, который может быть кому-нибудь неприятным.

Быть воспитанным — это прежде всего уметь думать о других, уважать чужое достоинство и самолюбие. От того, как мы ведем себя в обществе, зависит не только наше настроение, но и настроение окружающих нас людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "Моя школьная Страна".

Актуальность программы. Цель и задачи. Основные направления.Ожидаемые результаты. Реализация программы....

Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья  детей...

Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

В данном материале представлены этапы работы с детьми имеющими ОНР...

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...

Статья "Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

: в статье рассматривается проблема девиантного поведения детей в начальных классах. Авторы статьи рассматривают особенности проблемы, указали используемые методики....