"Программа по развитию и коррекции внимания детей с ОВЗ"
рабочая программа по логопедии

Апейкина Татьяна Николаевна

Для развития и коррекции внимания детей с была разработана программа, в основу которой положена работа Малашинской Л.И., и  Осиповой А.А. В связи с особенностями детей программа рассчитана на 12 занятий, которые проходят 2 раза в неделю, длиться занятие 20 – 30 минут. Занятия по развитию внимания проводятся и индивидуальной и  подгрупповой форме (подгруппа состоит из 4 – 5 человек)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekcionnaya_rabota_po_razvitiyu_vnimaniya.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа по развитию внимания

детей с ОВЗ

Психодиагностика свойств внимания детей с ОВЗ должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное опи сание произвольных когнитивных действий и реакций.

Для развития и коррекции внимания детей с была разработана программа, в основу которой положена работа Малашинской Л.И., и  Осиповой А.А. В связи с особенностями детей программа рассчитана на 12 занятий, которые проходят 5 раз в неделю, длиться занятие 20 – 30 минут. Занятия по развитию внимания проводятся и индивидуальной и  подгрупповой форме (подгруппа состоит из 3 – 4 человек)

Программа развития и коррекции внимания.

Цель: развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).

Задачи:

  1. Развитие произвольного внимания, его устойчивости, концентрации, переключения, объема, распределения;
  2. Развитие сенсорного, слухового, моторно - двигательного внимания;
  3. Коррекция основных свойств внимания, устойчивости, концентрации, распределений, объема, сосредоточения;
  4. Повышение познавательного интереса;
  5. Повышение мотива достижения успеха и снижение мотивации избегания неудачи, развитие самооценки

В структуру занятия включается:

I. Вводная часть (Разминка.)

Цель настроить ребенка на положительную работу.

  1. упражнения на переключение внимания : «ручеек»
  2. Развитие активного внимания: «Смотри на руки», «Слушай команду»
  3. Развитие наблюдательности, внимания «В магазине зеркал»

II. Основная часть:

Цель: коррекция основных видов и свойств памяти.

1. Развитие активного внимания: .«Слушай звуки», «Смотри на руки», «Слушай команду»

2. Развитие слухового внимания: «Четыре стихии», «Что слышно», «Испорченный телефон», «Кого назвали тот и лови», «Узнай по голосу»

3. Развитие сенсорного внимания: «Найди два одинаковых предмета», «В магазине зеркал», «Исключение лишнего».

4. Развитие моторно двигательного внимания: «Кто летает», «Совушка – Сова», «По новым местам».

5. Развитие произвольности внимания: «Найди все отличия», «Найди дорожку», «Выкладывание предложенного узора из палочек»

6. Развитие скорости внимания: «Кого назвали тот и лови», «Найди пять отличий».

7. Развитие концентрации внимания: «Кого испугался охотник?», «Срисовывание по клеточкам», «Нанизывание бусинок по образцу», «Выкладывание узора из мозаики по образцу».

8. Развитие переключение внимания: «Найди пять отличий»

9. Развитие устойчивости внимания: .»Корова Маня и ее хозяйка».

10. Развитие объема внимания: .»Найди два одинаковых предмета»,«Кого испугался охотник?», «Срисовывание по клеточкам», «Нанизывание бусинок по образцу»

III. Заключительная часть:        

Рефлексия проведенного занятия.

Занятие № 1

Задачи: настроить на работу; развитие активного внимания; развитие сенсорного внимания, объема внимания; развитие моторно – двигательного внимания.

  1. Вводная часть. (разминка)

Игра «Ручеек»

  1. Основная часть.

1. Игра «слушай звуки»,

цель: Развитие активного внимания

оборудование: Запись с высокими и низкими звуками

2. Задание «Найди два одинаковых предмета»

Цель: Развитие сенсорного внимания, объема внимания.

3. Игра «Кто летает?»

 Цель: развитие моторно – двигательного внимания

Оборудование: Список названий предметов

  1. Завершающая.(рефлексия)

Занятие № 2

Задачи: развитие слухового внимания, развитие произвольного внимания и переключение внимания, развитие моторно – двигательного внимания

  1. Вводная часть. (разминка)

Игра «ручеек» (психогимнастика)

II Основная часть.

1. Игра «Что слышно?»

Цель: Развитие слухового внимания

Оборудование: Предметы издающие знакомые звуки

2. Задание «Найди пять отличий»

Цель: Развитие произвольного внимания и переключение внимания

Оборудование:  рисунки

3.Игра «Кто летает?»

цель: развитие моторно – двигательного внимания

оборудование: Список предметов

III. Завершающая.(рефлексия)

Занятие № 3

Задачи: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, сенсорного и слухового внимания,

I Вводная часть. (разминка)

Игра «ручеек» (психогимнастика)

II. Основная часть.

1.Выкладывание узора из мозаики по образцу

Цель: Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки.

Оборудование: Мозаика,

2        Упражнение «исключение лишнего»

Цель: Развитие объема внимания, сенсорного внимания.

Оборудование: рисунки

3        Игра «Узнай по годосу»

 цель: Развитие слухового внимания

оборудование: Повязка на глаза.

  1. Завершающая.(рефлексия)

Занятие № 4

Задачи: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, развитие моторно – двигательной памяти, воспитание выдержки

  1. Вводная часть. (разминка)

 Игра «Что слышно?»

Цель:  Развитие слухового внимания.

  1. Основная часть.

1. Задание. Выкладывание узора, предложенного психологом из палочек

Цель: Развитие произвольного внимания, мелкой моторики.

Оборудование: палочки

2.Игра «По новым местам»        

Цель: Развитие моторно – двигательной памяти

оборудование: Нарисованные круги или обручи.

3.Игра «Совушка – Сов

Цель: Формирование внимания, воспитание выдержки

Оборудование: Нарисованные гнезда, маска совы

  1. Завершающая.(рефлексия)

Занятие № 5

Задачи: развитие концентрации, объема внимания, развитие сенсорного внимания, моторно – двигательной памяти, мелкой моторики руки,

  1. Вводная часть. (разминка)

Игра «ручеек» (психогимнастика).

  1. Основная часть.

1. Задание: Выкладывание узора из мозаики по образцу

Цель: Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки.

Оборудование: мозаика

2. Задание «Найди два одинаковых предмета»

Цель: Развитие сенсорного внимания, объема внимания.

Оборудование: рисунки

3. Игра «по новым местам»

Цель: Развитие моторно – двигательной памяти

Оборудование: Круги или обручи

  1. Завершающая.(рефлексия)

Занятие № 6

Задачи: развитие сенсорного внимания, объема, устойчивости внимания, воспитание выдержки

  1. Вводная часть. (разминка)

Игра «Что слышно?»

Цель:  Развитие слухового внимания.

  1. Основная часть.

2. Задание «Найди два одинаковых предмета».

Цель:  Развитие сенсорного внимания, объема внимания.

Оборудование: рисунки.

2..Задание « Корова Маня и ее хозяйка»

Цель: Развитие устойчивости внимания

Оборудование: карточка

3. Игра «Совушка - Сова».

Цель: Формирование внимания, воспитание выдержки.

Оборудование: Нарисованные гнезда, маска совы.

III. Завершающая.(рефлексия)

Занятие № 7

Задачи Развитие слухового внимания, развитие произвольного внимания, развитие моторно – двигательной памяти

  1. Вводная часть. (разминка)

Упражнение «смотри на руки».

Цель: Развитие активного внимания

  1. Основная часть.

1. Игра «Узнай по голосу».

Цель: Развитие слухового внимания.

Оборудование: Повязка на глаза.

2. Задание «найди пять отличий».

Цель: Развитие произвольного внимания.

Оборудование: рисунки.

3. Игра «по новым местам».

Цель: Развитие моторно – двигательной памяти.

Оборудование: Круги или обручи

  1. Завершающая.(рефлексия)

Занятие № 8

Задачи Формирование внимания, воспитание выдержки Развитие сенсорного внимания, объема внимания Развитие внимания, координации слухового анализатора

  1. Вводная часть. (разминка)

Игра «в магазине зеркал»

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, памяти

  1. Основная часть.

1. Игра « Совушка - Сова».

Цель: Формирование внимания, воспитание выдержки.

Оборудование: Нарисованные гнезда, маска совы.

2. Задание «Найди два одинаковых предмета».

Цель:  Развитие сенсорного внимания, объема внимания.

Оборудование: рисунки.

3. Игра «Четыре стихии».

Цель: Развитие внимания, координации слухового анализатора.

  1.  Завершающая.(рефлексия)

Занятие № 9

Задачи: Развитие произвольного внимания Формирование внимания, развитие скорости реакции Развитие произвольного внимания

  1. Вводная часть. (разминка)

Цель: настроить работу; установить эмоциональный контакт.

Игра «Что слышно?»

Цель:  Развитие слухового внимания.

Оборудование: Предметы, издающие знакомые звуки

  1. Основная часть.

 Цель: коррекция различных видов внимания.

1. Задание «найди все отличия»

Цель: Развитие произвольного внимания

Оборудование: рисунки

2. Игра «Кого назвали тот и лови.»

Цель: Формирование внимания, развитие скорости реакции.

3. Задание «найди дорожку»

Цель: Развитие произвольного внимания

Оборудование: карточка

  1. Завершающая.(рефлексия)

Занятие № 10

Задачи Развитие устойчивости внимания Развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики руки Развитие концентрации и объема внимания

  1. Вводная часть. (разминка)

Цель: настроить работу; установить эмоциональный контакт.

«Испорченный телефон»

Цель: Развитие слухового внимания

  1. Основная часть.

 Цель: коррекция различных видов внимания.

1.Задание « Корова Маня и ее хозяйка»

Цель: Развитие устойчивости внимания

Оборудование: карточка

2.Срисовывание по клеточкам

Оборудование: образцы

3. Упражнение «Кого испугался охотник?»

Цель: Развитие концентрации и объема внимания

Оборудование: карточка

  1. Завершающая.(рефлексия)

Занятие № 11

Задачи Развитие произвольного внимания и переключение внимания Развитие мышления и объема внимания. Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

  1. Вводная часть. (разминка)

Цель: настроить работу; установить эмоциональный контакт.

Упражнение «Слушай команду»

Цель: Развитие активного внимания

  1. Основная часть.

1. Задание «Найди пять отличий»

Цель: Развитие произвольного внимания и переключение внимания

Оборудование: рисунки.

2. Упражнение «исключение лишнего»

Цель: Развитие мышления и объема внимания.

Оборудование: рисунки.

3. Выкладывание узора из мозаики по образцу.

Цель: Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки.

Оборудование: мозаика

1I1        Завершающая.(рефлексия)

Занятие № 12

Задачи Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев рук Развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики руки Развитие концентрации и объема внимания

  1. Вводная часть. (разминка)

Цель: настроить работу; установить эмоциональный контакт.

Упражнение «смотри на руки».

Цель: Развитие активного внимания

  1. Основная часть.

1.Нанизывание бусинок по образцу

Цель: Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев рук

2.Срисовывание по клеточкам

Цель: Развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики руки.

Оборудование: образцы

3. Упражнение «Кого испугался охотник?»

Цель: Развитие концентрации и объема внимания

Оборудование: карточка

  1. Завершающая.(рефлексия)

 

Библиография

  1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989.
  2. Бадалян Л. О. Невропатология. – М., 2000
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1997. – 336с.
  4. Григорьева Л.П. «Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями. // Ж. Дефектология № 1, 2002
  5. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. – Л., 1977.
  6. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс,1998
  7. Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. – Л. «Наука»,1985
  8. Иванов М. М. Техника эффективного запоминания.
  9. Малашинская Л.И., Осипова А.А.. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5 – 9 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.=104 с.
  10.  Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика(ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
  11. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом./ Под ред. М. В. Ипполитовой. – М.,1989.
  12. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997. С. 21. ** Там же.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

 Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...

Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания младших школьников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема ум...

Программа развития и коррекции внимания для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание очень важно. При наличии внимания мыслительные процессы ...

Проект «Это Я» разработан на основе программы эмоционально-личностного развития «В мире друзей» Е.В.Котовой и программы тренингового развития и коррекции эмоционального мира «Давай познакомимся!» И.А Пазухиной.

Актуальность, новизна, психолого-педагогическая целесообразность программы «Переменка» состоит в том, что во многих семьях, в которых растет и воспитывается «особый» ребенок де...

"Игры на развитие и коррекцию внимания"

Конспект урока на коррекцию и развитие слухоречевого и зрительноо внимания для учащихся начальной школы, имеющих интеллектуальные нарушения (программа 8.2)...

Роль семьи в развитии и коррекции речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с  ограниченными возможностями здоровья   - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитани...