Логопедическое занятие для 3-го класса ССК 5 вида.
методическая разработка по логопедии (3 класс) на тему

Тема урока: Дифференциация звукоц С-Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe___zanyatie__v__3.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое   занятие  в  3  « Б « классе                                                

Пономарева  Г.П. ,  логопед  МАОУ  СОШ  № 7  г.   Стрежевой

Тема  урока:  Дифференциация  звуков  Л – М   в  словосочетаниях  и  предложениях.

Цели  урока:  

. Закрепление   правильного  выбора  букв  Л,  М  при  написании   словосочетаний  и  предложений.

.  Определение   смыслоразличительной   роли  Л, М .

.  Развитие  слухового   внимания,  памяти.

.  Формирование    звукобуквенного  анализа   слов.

.  Обогащение  и  активизация   словаря.

.  Формирование   интереса  к   логопедическим  занятиям.

Оборудование:  

1.  Демонстрационные   карточки  с  изображением   прописных  букв  Л, М

2.  Зрительные  символы -  опоры- изображение  Буратино  и  Мальвины.

3.Перфокарты  для   вставки  букв.

4.Карточки   для  составления   словосочетаний.

5.  Дидактический   материал,  отпечатанный  по  числу  учащихся.

Ход  урока:

1. Организационный  момент.

Логопед: Назовите  слова,  где  встречаются  обе  буквы  Л  и  М

Например,  мел.

Ученики  выполняют  задание.

Правильно.  Давайте  запишем   тему   сегодняшнего   занятия  в  тетрадях:  «Различай  Л – М»   (Вывешиваются    демонстрационные  карточки  прописных  букв   на  доске.)

Давайте   повторим   способ  различения  букв.  Вы  помните  его?                    

Буква  Л -  « одинарная» - раз- и.»  Буква  М – « двойная» - раз- и – два»

Поиск  ошибок  в  предложениях.

Логопед:  Какие  сказочные  герои  приходили  к  нам  на   прошлом  занятии?

Ученики  отвечают.

А  вот  какое письмо  получила  Мальвина   от  Буратино.

  Дорогая   Лальвина !

Приглашаю,  тебя  на  чай  с  мимоном и ламиновым  вареньем!

Какие  буквы  перепутал  Буратино?  В  каких  словах  ошибки?Ý

Прочитайте  письмо  без  ошибок.  Какие   подсказки  помогут  Буратино  различать  Л  и  М ?

Ученики  отвечают  на   вопросы.

Дидактическая  игра  « Проложи  тропинку».

Л.  Послушайте   предложение.   В   каждом   слове   ищите   буквы  Л , М  и  записывайте   только  их, пользуясь   подсказками.  Если  в   слове  нет  наших  букв,  обозначайте  его   прочерком ( - ),  предлоги  обозначайте  галочкой ( )

 У  нас  получатся  тропинки,  по   которым  мы   придем   в   гости  к  Буратино.

На  лесной   опушке   встретились   молодые  ёлочки.

Ý        л        _                 л                     мл               л

Вечерняя    мгла    покрыла    все    поля.

    _                 мл             л            _        л

Послышался   мелодичный    голосок   иволги.

    Лл                       мл                       л               л

На  стволах   елей   выступили   капли   смолы.

Ý           л            л              л                 л           мл

Вставка   букв   в   слова   и  словосочетание.                                                    

Л.    С  чем   мы   пьём  чай?   Вставьте   соответствующие   буквы  в   слова,   используя   наш  способ   различения.  ( Записывает   слова  на   доске)

…ёд,  …ята,   …и…он,  …о…око.

Каждому  ученику  Буратино  приготовил  к  чаю   сюрприз -  конфету -  перфокарту.  Чтобы  прочитать  словосочетания,  написанные  на  ней,  нужно   вставить   буквы  Л  или  М.

…и…ая    …а…а,    бе…ая    …и…ия,   весё…ая  …е…одия,    …а…енький    …альчик,   насто..ьная   …а…па,   с…ивочное   …ас…о,   свари…и  пе…ь…ени,

с…ома…  …инейку.

Составление   словосочетаний.

Л.   За  чаем  Буратино   рассказал,  что  он  сделал  за  день.  Составьте   словосочетания,  назовите   слова,   которые  различаются  буквами  Л, М.

(Записывает  на  доске).        л

Надел        л                                          Сел        ка--- ину

Позвал              ---  айку                              Посадил                м

        м

              л                 миску

Напо  ---- нил         время  

        М

Запишите  словосочетания,   заменяя  буквами   условные   обозначения:

 Косая  черта (/  ) обозначает  букву  Л,   две   косые ( // ) -  букву  М.

А / ый   //ак.    //ебельный   /ак.

Изменяется  ли  смысл   слова  ЛАК,  если  заменить  Л  на  М ?

Включение  в  предложения   слов,  различающихся  буквами  Л, М

Л.    Буратино  так  понравилось   играть   со   словами,  что  он  даже  стихи       сочинил.  Только  он  забыл,  куда   какое   слово  нужно   ставить.  Помогите   ему.

Чтобы  полы  покрыть,  нам  нужен …. .    

Чтобы  сад  украсить,  мы  посадим   …  (  лак,  мак )

Вот  мешок   несёт …

У  него  в  мешке….  (  мука,  Лука ).

Кто  бы  нам   порезал …

Резать  лук   такая .. ( мука,  лука ).

Этот  зверь  зовётся …

…  -  дочь  и   …  -  …  (лама,  мама ).

На  ладошке   пыли …

Ты  его   скорее  … (  смой,  слой).

Чтоб  чистюлей  ….

Грязь  всю  нужно  … (смыть,  слыть )

Теперь   запишите   пословицу,  подобрав   подходящие  слова.  Объясните   её  смысл.

На  языке …  ,  а  под   языком… ( лёд,  мёд ).

Дидактическая   игра   «  Пара  к  паре».

Л.  Сейчас  мы  будем   составлять   предложения  на   основе   установления   простых   аналогий   между   предметами.   За  чаем   Буратино   любит   решать   головоломки.( Пишет  слова  на   доске ).

Лимон                         Яблоко

----------                ----------------------

Кислый                         круглое,  сладкое,  зелёное,  большое

Прочитайте  первую  пару  слов.  Как  они   связаны   по   смыслу?   Какое  слово  связано   со   словом   яблоко  так  же,  как  слово   кислый   со   словом   лимон?  Давайте   запишем   предложение,  которое  у  нас  получилось.

Лимон  кислый,  а  яблоко   сладкое.

Далее  ученики   подбирают   ещё   несколько   пар  слов.

Мыло                                      хлеб

------                                      --------------

Мыльница                           тарелка,  мука,  хлебница,  магазин

Хлеб                                           масло

-------                                       ----------------------

Мука                                       мёд,  маслёнка,  блюдце,  молоко

Пальчиковая   гимнастика.

Л.  В   гости   к   пальчику   большому

Ученики  сгибают   и   разгибают   большие   пальцы.

Приходили   прямо   к   дому

Делают  крышу   домика   из   ладоней

Указательный   и   средний,

Безымянный  и  последний

Сам  мизинчик -  малышок

Поочередно   соединяют    пальцы   с  большим

Постучался  на   порог

Вместе   пальчики -  друзья

Сцепляют  пальцы   в  «  замок»,  вращают  кистями   рук.

Друг  без  друга  им  нельзя.

Теперь   угадайте,   название   какого   пальчика   зашифровано   на   доске. (Записывает   шифр ).

М  1  (мизинец ),  Л 8 (указательный ),  Л 3 ( большой ),  М 5 (безымянный ).

Вставка   слов  в  предложения.

Л.  Буратино   научился   различать   буквы  Л, М  и  даже   составил   предложения. ( Записывает  на   доске ).  Какие  слова   пропустил   Буратино?

Запишите   любое   предложение   по  выбору,  добавьте   нужные   слова.

…   всю   зиму   спит   в   берлоге.   В   дуб   ударила  …. . В   руках  у   дворника  была  …. .   Из   молока   получают …    и    … .

Поиск   смысловых  ошибок.

Л.  Прочитайте   предложения,   которые   составил   Буратино.   Найдите   его   ошибки.  Чтобы   их   исправить,  нужно   заменить   подчеркнутые  слова. (Раздаёт   ученикам   дидактический   материал ).

Запишите   одно   из   получившихся   предложений   по  выбору.

Стол  и   тумбочка  -  это   посуда.  Хлеб   хранят   в   хлебнице,  а   масло   в   сахарнице.    Мила   в   семье   старшая,  а   Лиля   маленькая.

Итог   занятия.   Какие  буквы  мы   сегодня  учились   различать?   Какие   подсказки   и  как  нам   помогали?  Какие  задания  были   самыми   интересными?

Ученики  отвечают  на   вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое логопедическое занятие для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида Тема: Связь слов в предложении.

Формирование представлений о содержательной стороне предложений для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности....

Групповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса коррекционной школы 8 вида. Тема "Дикие животные"

Образование родительного падежа имени существительного.Цели: I.  - Формировать умение изменять существительные по родам....

Групповое логопедическое занятие для учащихся 4 класса коррекционной школы 8 вида Тема:«Употребление предлогов : В, НА, ОКОЛО по теме «Учебные принадлежности».

Цель: Учить воспринимать, выделять и употреблять предлоги «В», «НА», «ОКОЛО» в словосочетаниях и предложениях по теме «Школа»....

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 1-4 классе СКОШ 8 вида

Данное календарно-тематическое планирование разработано на основе материала Е.В.Мазановой....

Конспект логопедического занятия для учащихся 3 класса с умеренной формой умственной отсталости "Верные друзья" в СКОШ VIII вида.

Логопедическое занятие предназначено для учащихся 3 класса с умеренной формой УО. Направлено на формирование коммуникативной потребности в общении со сверстниками, развитии коммуникативных навыков на ...

Логопедическое занятие для 3-го класса по дисграфии смешанного вида "Дифференциация приставок и предлогов. В зоопарке"

Умение дифференцировать приставку и предлог - главная задача данного занятия....