Постановка смысловых вопросов к информативным единицам предложения
методическая разработка по логопедии по теме
Материал данного урока может использоваться на логопедических занятиях и уроках русского языка. Цель занятия: формирование и развитие умения задавать смысловые вопросы к предложению; развитие словесно-логического мышления и, конечно, продолжаем учить детей отвечать полным ответом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_postanovka_smyslovyh_voprosov_podrobnyy.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА V вида № 573
Конспект открытого подгруппового
логопедического занятия в 4 классе
на тему: «Постановка смысловых вопросов
к информативным единицам предложения»
Составила и провела
учитель начальных классов, логопед
Дубровина Екатерина Сергеевна
Группа учащихся:
Святая Вероника, Лебедев Дмитрий,
Черных Виталий, Федорина Мария
Общность дефекта:
Нарушение письма, связной речи и речевого программирования, обусловленное ОНР
Москва, 26 ноября 2010 год
Тема: Постановка смысловых вопросов к информативным единицам предложения
Цель: Формировать и развивать умение задавать смысловые вопросы к предложению
Задачи: Образовательные: Выявить у учащихся умение задавать вопросы к предложению; развивать чувство языка; формировать умение анализировать контекст и выделять нужное слово для составления вопроса; уточнить представления учащихся о функционировании вопросительных слов в предложении; закрепить умение задавать вопросы к предложению; развивать умение выполнять задания по аналогии; формировать и развивать умение осуществлять перенос полученных знаний в другую учебную ситуацию. Коррекционные: развивать словесно-логическое мышление; стимулировать познавательную деятельность; корригировать и развивать связную устную речь, зрительное восприятие, слуховое восприятие; развивать личностные качества учащихся: навыки самоконтроля, усидчивости, выдержки. Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение работать в парах. Здоровьесберегающие: следить за правильной посадкой детей во время занятия; способствовать созданию благоприятному психологическому климату; соблюдать режим охраны зрения.
Оборудование: демонстрационные карточки со смысловыми вопросами; карточки с заданиями для работы в паре; конверты с ответами для составления диалога
Ход занятия:
Этап | Задачи этапа | Задание, инструкция, деятельность учащихся | Материал к заданиям |
I.Организационный момент (2 мин.) | Сконцентрировать внимание, подготовить к восприятию и выполнению инструкций | Приветствие гостей: Л.: На нашем занятии присутствуют гости. Поприветствуйте их. У. поворачиваются к гостям, приветствуют их кивком головы. Проверка готовности к занятию: Л.: Проверьте, готовы ли вы к занятию? На столе должны быть две ручки: зелёная и синяя, простой карандаш, тетрадь. У. проверяют готовность к занятию. Л.: Садитесь, пожалуйста. Откройте тетрадь, запишите число: Двадцать шестое ноября. У. открывают тетради, записывают число. Л.: Слушайте внимательно инструкции к заданиям, отвечайте полным, развёрнутым ответом. Желаю вам успехов на занятии. | |
II.Ориентировочно-обучающий (8-10 мин.) | Выявить у учащихся умение задавать вопросы к предложению; развивать чувство языка; формировать умение анализировать контекст и выделять нужное слово для составления вопроса; развивать словесно-логическое мышление; стимулировать познавательную деятельность | На доске написано предложение Вчера Игорь написал письмо старшему брату. Л.: Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте предложение. У. читают предложение про себя. Один ученик прочитает предложение вслух. Л.: Подумайте, какой вопрос вы можете задать к предложению, запишите его в тетрадь. У. ещё раз читают предложение, придумывают вопрос, записывают в тетрадь. (примерные ответы детей: Когда Игорь написал письмо старшему брату? Кто вчера написал письмо старшему брату? Что сделал вчера Игорь? Что вчера написал Игорь старшему брату? Какому брату написал Игорь вчера письмо? Кому написал Игорь вчера письмо?) Л.: Прочитайте свои вопросы. У. (читают вопросы). Л. (обращает внимание на повтор вопросов (если есть), на грамотное оформление вопросительного предложения. По ходу анализа ответов учащихся вывешивает над словами предложения табличку с вопросом). Предположительно, учащиеся составят 4 вопроса (по количеству детей), к остальным словам в предложении вопросы придумывают коллективно, возможно с помощью логопеда.) Л.: Правильно составить вопросы (вопросительные предложения) вам помогают смысловые вопросы. Начинайте составлять вопросительное предложение с вопросительного слова. (К остальным словам в предложении вопросы придумывают коллективно). Л.: Сегодня на занятии мы будем учиться задавать вопросы к предложению. | Демонстрационные карточки со смысловыми вопросами: Когда …? Кто …? Что сделал …? Что …? Какому …? Кому …? |
III. Репродуктивно-продуктивный (10-12 мин.) | Уточнить представления учащихся о функционировании вопросительных слов в предложении; закрепить умение задавать вопросы к предложению; развивать умение выполнять задания по аналогии | Л.: Давайте перейдем к следующему заданию. Задание трудное. Вы будете работать в парах. Каждая пара получает предложение. Прочитайте предложение и задайте наибольшее количество вопросов к нему. Запишите вопросы. Учащиеся читают предложения. Придумывают вопросы. (примерные ответы детей: Когда бабушка испекла яблочный пирог? Кто испёк вечером яблочный пирог? Что сделала бабушка вечером? Какой пирог испекла вечером бабушка? Что испекла бабушка вечером?) Коллективная проверка. Анализ допущенных ошибок. Редактирование ошибок. | Карточка с предложением: Вечером бабушка испекла яблочный пирог. |
IV. Зрительная гимнастика (1-2 мин.) | Соблюдать режим охраны зрения | Л. Демонстрирует упражнения для глаз на ТСО У. следуют инструкциям логопеда | |
V.Продуктивный (5-7 мин.) | Формировать и развивать умение осуществлять перенос полученных знаний в другую учебную ситуацию | Каждая пара учащихся получает конверт с заданием. Л.: Продолжаем работать в парах. Предлагаю вам попробовать составить диалог. У. открывают конверты, достают предложенное им задание, читают предложенные ответы: 1 пара – зимнее пальто, 3 тысячи рублей; 2 пара - в 7 часов вечера, в парке у памятника. Л.: Вам предложены ответы, а вопросы надо придумать. Прочитайте ответы. Подумайте, в какой ситуации может состояться диалог, о чём вы должны спросить, чтобы получить такой ответ. Обращаю ваше внимание, что вопросы должны быть связаны по смыслу с ответами и между собой. Будьте внимательны. Учащиеся читают ответы, составляют два диалога. | Конверт для каждой пары с ответами для составления диалогов: 1 конверт: зимнее пальто; 3 тысячи рублей 2 конверт: в 7 часов вечера; в парке у памятника 3 конверт: Пеппи Длинный Чулок; 12 страниц (резерв) |
VI.Заключительный (5 мин.) | Проанализировать ошибки, допущенные при выполнении задания, подвести итог занятия | Учащиеся выходят к доске, проговаривают диалог. (примерный ответ детей: 1 пара – 1.Что ты оденешь на прогулку? Какое пальто ты оденешь вечером? Что вы купили вчера в магазине? 2. Сколько стоит твоё пальто? Сколько вы заплатили за пальто?
1.Во сколько ты пойдешь сегодня гулять? Во сколько ты встречаешься сегодня с друзьями? 2. Где ты будешь гулять? Где ты встречаешься с друзьями? Коллективный анализ допущенных ошибок. Л.: Наше занятие подходит к концу. Сегодня мы учились задавать вопросы к предложению. Как правильно составить вопрос? С какого слова надо начинать построение вопросительного предложения? У.: Правильно составить вопросы нам помогают смысловые вопросы, с которых начинается вопросительное предложение. Л.: Какие задания вы сегодня выполняли? У.: Задавали вопросы к предложению, составляли диалог. Логопед формулирует вывод, если учащиеся не смогут сделать это сами, проводит устное оценивание результатов работы на занятии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Постановка знаков препинания при однородных членах предложения.
На уроке работа идёт , соприкасаясь с темой "Осень". Идёт раграничение однородных членов предложения от неоднородных. К конспекту прилагается презентация для работы по данной теме....
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"
Материал содержит методические рекомендации для проведения урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"...
Тема Однородные члены предложения. Постановка запятых при однородных членах предложения.
Технологическая карта урока русского языка....
Урок русского языка в 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Актуализация знаний о предложении как единице речи."
Урок представлен в форме технологической карты....
Конспект урока по развитию речи "Постановка смысловых вопросов к предложению"
Конспект урока по развитию речи "Постановка смысловых вопросов к предложению" в 4 классе школы для детй с тяжелыми нарушениями речи....
«Правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов».
Урок русского языка в 4 классе....
Цель: формировать условия для деятельности учащихся по усвоению постановки запятой в предложениях с однородными членами, обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление. Задачи: -закреплять умения ставить вопросы к словам в предложении; - закр
Цель: формирование понятий величин «цена», «стоимость», «количество». Научить находить неизвестную, опираясь на взаимосвязь между величинами.Планируемые резул...