ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 1-3 КЛАССОВ
рабочая программа по логопедии по теме

Данная программа направлена на преодоление ОНРНВ у учащихся младшей школы. Написана на основе программы А.В.Ястребовой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Кардымовская СОШ имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова»

                                                         

ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННЫХ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 1-3 КЛАССОВ

 ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

СОСТАВИЛА

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

Корытко Н.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество детей, поступающих в 1 класс общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи, с каждым годом  увеличивается.

В результате возникает противоречие: между растущими требованиями к результату образования учащихся и ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья, приводящим к трудностям в обучении. Только эффективная работа учителя-логопеда может решить эти противоречия. Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в низкой способности различать (дифференцировать) звуки, сходные по акустическим признакам, в затруднении анализа и синтеза звукового состава слова. У некоторых детей наблюдается недостаточная четкость и выразительность речи. Для этих детей характерны неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений, недостаточная сформированность произвольности в деятельности. Словарный запас беден и качественно неполноценен. Грамматический строй речи недостаточно сформирован, имеют место аграмматизмы. Все это затрудняет усвоение общеобразовательной программы.

       Коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи состоит из трёх этапов. Первый этап – это работа с первыми классами.

        В течение первого этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи создается основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка.

На втором этапе коррекционная работа направлена на формирование у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка. В процессе работы формируются умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов, активного и адекватного их использования в целях общения в разных учебных ситуациях. Кроме того, на занятиях отрабатываются умения устанавливать связь между формой слова и его значением. На логопедических занятиях, в процессе работы дети накапливают опыт различения и выделения морфемных частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов. Привлечение внимания к звуковой стороне и морфемному составу слова вооружает детей средствами, с помощью которых они самостоятельно расширяют запас слов, накапливают звуковые и морфологические обобщения, что обеспечивает полноценное восприятие всех явлений языка, представляющих единства смысла, функции и формального их выражения.

      Основной задачей третьего этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.

Подбор тем данной программы, их последовательность и количество часов отведённых на каждую тему определяется спецификой речевого нарушения, с учетом  важнейших принципов коррекционной педагогики. Таких, как комплексность, учёт симптоматики и степени выраженности нарушений, системность, постепенное усложнение заданий и речевого материала с учётом зоны ближайшего развития Программа позволяет реализовать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции речевых нарушений, а именно: наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный поход.

Цель I этапа

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Задачи I этапа

Развитие фонематических процессов.

Формирование навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины.

Формирование готовности к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.

Закрепление звукобуквенных связей.

Коррекция дефектов произношения.

Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.

Развитие внимания, памяти и мышления.

Формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение

словарного запаса.

Развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.

Основные направления работы

Развитие звуковой стороны речи.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.

    Коррекция дефектов произношения.

  2.   Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

устойчивости внимания;

наблюдательности;

способности к запоминанию;

способности к переключению;

навыков и приёмов  самоконтроля;

произвольности общения и поведения.

  3.  Формирование полноценных учебных умений:

планирование предстоящей деятельности;

работа в определённом темпе;

применение знаний в новых ситуациях.

Структура и содержание I этапа

Коррекционно – развивающие занятия проводятся в групповой форме.

Тематическое планирование работы состоит из 72 занятий, которые проводятся 3 раза в неделю. Каждое занятие включает в себя игры, упражнения и т.д. Содержание занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей данной группы. Длительность занятия 35 минут.

Оценка результативности программы

Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года

К концу первого этапа у учащихся должны быть:

сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;

восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

поставлены и отдифференцированны все звуки.

уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова – термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие - глухие согласные, предложение  и т.д.

сформированы навыки учебного конструирования элементарного высказывания с адекватным использованием вышеперечисленных терминов.

Цель II этапа

Восполнение пробелов в развитии лексического и грамматического строя речи.

Основные задачи и направления работы

Развитие звуковой стороны речи.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

уточнение значения используемых синтаксических конструкций;

дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.

Формирование связной речи:

 развитие навыков построения связного высказывания;

 установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

устойчивости внимания;

наблюдательности;

способности к запоминанию;

способности к переключению;

навыков и приёмов  самоконтроля;

произвольности общения и поведения.

Формирование полноценных учебных умений:

планирование предстоящей деятельности;

контроль за ходом своей деятельности;

работа в определённом темпе;

применение знаний в новых ситуациях.

анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Структура и содержание второго этапа

Коррекционно – развивающие занятия проводятся в групповой форме.

Тематическое планирование работы состоит из 56 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Занятие длится 45 минут.

 В начале учебного года отводится несколько занятий на восполнение пробелов по формированию фонематических процессов.

Оценка результативности программы

     Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года

К концу второго этапа учащиеся должны научиться:

ориентироваться в морфологическом составе слова, т. е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;

активно пользоваться различными способами словообразования;

правильно использовать новые слова в предложениях различных

синтаксических конструкций;

передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.

Цель III этапа

Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания

Основные задачи и направления работы

1. Развитие навыков построения связного высказывания.

2. Программирование смысловой структуры высказывания.

3. Установление связности и последовательности высказывания4. Отбор языковых средств, для построения высказывания в тех или иных целях (общения: наблюдение, доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).

Структура и содержание третьего этапа

Коррекционно – развивающие занятия проводятся в групповой форме.

Тематическое планирование работы состоит из 56  занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Занятие длится 45 минут. В начале учебного года отводится несколько занятий на восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

На этом этапе проводится работа по совершенствованию различных видов синтаксических конструкций, создаются условия для построения текста. Основным содержанием работы является развитие умений и навыков построения текста различных стилей и типов: определение темы и основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой зависимости между ними.

Развиваются умения и навыки построения самостоятельного связного выказывания. При этом большое внимание уделяется развитию у детей различных приёмов мыслительной обработки материала: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение основных отдельных пунктов, составление плана пересказа, изложения.

Оценка результативности программы

Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года

К концу третьего этапа учащиеся должны научиться:

составлять предложения различных синтаксических конструкций;

анализировать текст:

определять тему рассказа (текста);

определять основную мысль текста;

определять последовательность и связность предложений в тексте;

устанавливать смысловую зависимость между предложениями;

составлять план связного высказывания.

Сравнительный анализ результатов, полученных на начало и на конец года позволяет проследить динамику каждого ребёнка. Данные, полученные в ходе диагностики и наблюдений за каждым ребёнком, заносятся в речевую карту. В ходе реализации коррекционно - развивающей программы идёт тесное взаимодействие логопеда с педагогом класса. Оно заключается в информировании педагога о результатах первичной и завершающей диагностики, проявлениях положительной динамики в ходе проведения занятий.

Литература

Ястребова А.В.,  Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному  усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М: КОГИТО – ЦЕНТР, 1996. – (Министерство образования Российской Федерации. Республиканский институт повышения квалификации работников образования)

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.

 Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

 Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие.- М., Владос, 1995.

 Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М..: Просвещение, 1998.

Календарно-тематическое планирование

коррекционной работы первого года обучения детей с общим недоразвитием речи

  № п/п

      Темы занятий

                             Содержание коррекционной работы.

 

К-во

часов

Дата

Развитие речевых процессов

Развитие  неречевых

процессов

1.

Речь.  Предложение.

Учить слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения.

Составление предложений из 3-4 слов при помощи схем.

Развитие:

а) оптических диффе-

ренцировок на мате-

риале геометрических

фигур.

б) дифференцированно

го восприятия букв

сначала далёких, а по-

том близких;

в) исключить лишний

элемент и добавить

необходимый;

г) научить конструиро

вать буквы при помощи ниток и пластилина;

Развитие:

а) слухового внимания

и памяти;

б) зрительного воспри-

ятия;

в) мелкой моторики;

г) логического мышления;

д) способности к пере-

ключению.

 

    1

2.

Предложение. Слово.

Усвоение понятия «слово» как часть предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов , обозначающих живые и неживые предметы. Составление предложений при помощи схем. Анализ предложения.

   

  1

3.

Звуки речи.

Гласные и согласные звуки и

буквы (пройденные в классе).

Познакомить учеников со способами образования различных звуков (речевых и неречевых).

    1

4.

Слоговой состав слова.

Познакомить детей с понятием «слог»;

учить дифференцировать слоги и слова, односложные и двусложные.

   

   2

5.

Ударение.

Познакомить детей с ударением и его ролью в слове; работать над интонацией; учить соотнесению слов с ритмическими схемами; тренировать в определении ударной гласной и ударного слога; развивать логическое мышление.

 

     2

6.

Гласные звуки и буквы  а, у .

Учить слышать и выделять гласные звуки «а», «у» из ряда гласных и согласных,  слогов и слов в начале, середине и в конце слова.

Уточнение и обогащение словаря по теме «Овощи», развитие связной речи.

    1

7.

Гласный звук и буква о

Учить слышать и выделять гласный звук «о»  из ряда гласных и согласных,  слогов и слов в начале, середине и в конце слова.

Уточнение и обогащение словаря по теме «Фрукты», развитие связной речи.

   1

8.

Гласный звук и буква ы

Учить слышать и выделять гласный звук «ы»  из ряда гласных и согласных,  слогов и слов в середине и в конце слова. Уточнение и обогащение словаря по теме: Одежда», развитие связной  речи.

   1

9.

Гласный звук и буква  и

Учить слышать и выделять гласный звук «и»  из ряда гласных и согласных,  слогов и слов в начале, середине и в конце слова. Звукобуквенный анализ слов. Уточнение и  обогащение словаря по теме «Обувь», развитие связной речи.

   1

10.

Звуки о-у 

(Дифференциация

по акустическому сходству).

Учить детей сравнивать звуки по акустико-артикуляционному сходству; закрепить знания о правописании этих букв  в слогах и словах. Звукобуквенный анализ слов. Уточнение и  обогащение словаря по теме «Птицы», развитие связной речи

    1

11.

Звуки и-у  (Дифференциация

 по кинетическому сходству)

Учить детей сравнивать буквы по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв  в слогах и словах. Звукобуквенный анализ слов. Уточнение и  обогащение словаря по теме «Дикие животные», развитие связной речи

    1

12.

Звуки о - а  (Дифференциация

по кинетическому сходству).

Учить детей сравнивать буквы по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв  в слогах и словах. Соотнесение букв с символами. Звукобуквенный анализ слов. Уточнение и  обогащение словаря по теме «Домашние животные», развитие связной речи.

    1

13.

14

Твёрдые и мягкие согласные.

Звонкие и глухие согласные.

Познакомить с согласными звуками; учить давать сравнительную характеристику этих звуков; развивать фонематический анализ и синтез; обогащать и уточнять словарь по теме «Дикие и домашние животные, и их детеныши»».

Познакомить с согласными звуками; учить давать сравнительную характеристику этих звуков; развивать фонематический анализ и синтез; обогащать и уточнять словарь по теме «Транспорт».

     

    2

    1

15.

Согласные звуки С—С '.

Буква С.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С—С '. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Работа по звуковому анализу. Соотношение звуков с символами. Работа на уровне слога, слова и предложения. Развитие фонематического анализа и синтеза. Развитие слуховой памяти. Развитие логического и образного мышления. Уточнение и  обогащение словаря по теме «Виды транспорта», развитие связной речи

   1

16.

Согласные звуки Т—Т".

Буква Т.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Т—Т". Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Знакомство с характеристикой данных звуков. Работа с паронимами. Развитие слухового внимания, памяти и восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу. Соотнесение звуков занятия с символами. Уточнение и  обогащение словаря по теме: «Дни недели», развитие связной речи

    1

17.

Согласные звуки  Л—Л'.

Буква Л.

Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков Л—Л' в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов. Уточнение и  обогащение словаря по теме: «Мебель», развитие связной речи

    1

18.

Согласные звуки Р—Р' .

Буква Р.

Учить детей дифференцировать звуки Р—Р',

р-л; развивать зрительное восприятие и оптические представления, навыки звукобуквенного и слогового анализа слов, словообразования, учить оперировать в речи обобщающими понятиями.

    1

19.

 Звуки  Р—Р', Л—Л'., Р - Л

Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков Р—Р', Л—Л' в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов. Уточнение и  обогащение словаря по теме «Профессии», развитие связной речи

   

    1

20.

Согласные звуки П - П'.

Буква П.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков П - П'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия. Уточнение и  обогащение словаря, развитие связной речи Знакомство с обозначением звонких и глухих звуков. Соотнесение звуков с символами.

   1

21.

Дифференциация согласных

п-т по кинетическому

сходству.

Научить соотносить буквы со звуками и символами, сравнивать буквы изолированно, в слогах и совах; развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа. Учить конструировать и реконструировать буквы. Уточнение и  обогащение словаря, развитие связной речи

   1

22.

Согласные звуки3—3' 

Буква З.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков 3—3'. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Работа по звуковому анализу. Соотношение звуков с символами. Работа на уровне слога, слова и предложения. Развитие фонематического анализа и синтеза. Развитие слуховой памяти. Развитие логического и образного мышления. Уточнение и  обогащение словаря  по теме «Времена года», развитие связной речи.

   1

23.

Звуки 3—3', С—С, З – С

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков 3—3', С—С. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Работа по звуковому анализу. Соотношение звуков с символами. Работа на уровне слога, слова и предложения. Развитие фонематического анализа и синтеза. Развитие слуховой памяти. Развитие логического и образного мышления. Уточнение и  обогащение словаря  по теме: «Посуда», развитие связной речи

    1

24.

Согласные звуки Б—Б' .

Буква Б.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Б—Б'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия. Знакомство с обозначением звонких и глухих звуков. Соотнесение звуков с символами. Уточнение и  обогащение словаря  по теме: «Насекомые», развитие связной речи.

   1

25.

Звуки  Б—Б', П— П, Б - П'

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Б—Б', П— П',. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия. Знакомство с обозначением звонких и глухих звуков. Соотнесение звуков с символами. Уточнение и  обогащение словаря  по теме: «Месяцы», развитие связной речи.

   1

26.

Согласные звуки  Д—Д'.

Буква Д.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Д—Д'. Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с характеристикой данных звуков. Работа с паронимами. Развитие слухового внимания, памяти и восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу. Соотнесение звуков занятия с символами. Уточнение и  обогащение словаря, развитие связной речи.

   1

27.

Звуки Д—Д', Т—Т", Д - Т  

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Д—Д', Т—Т". Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с характеристикой данных звуков. Работа с паронимами. Развитие слухового внимания, памяти и восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу. Соотнесение звуков занятия с символами. Уточнение и  обогащение словаря  по теме: «Деревья», развитие связной речи.

   1

28.

Дифференциация согласных

 б-д по кинетическому сходству.

Научить соотносить буквы со звуками и символами, сравнивать буквы изолированно, в слогах и совах; развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа. Учить конструировать и реконструировать буквы. Обогащать словарь.

   2

29.

Согласные звуки  К—К' .

Буква К.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков К—К'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами. Развитие слухового внимания. Развитие слухового и зрительного восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу.

    1

30.

Согласные звуки  Г—Г'.

Буква Г.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Г—Г'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами. Развитие слухового внимания. Развитие слухового и зрительного восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу

 

   1

31.

Звуки Г—Г', К—К',Г – К

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Г—Г', К—К'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков занятия с символами. Развитие слухового внимания. Развитие слухового и зрительного восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу

   1

32.

Гласные I- II ряда.

Знакомство с гласными I ряда. Знакомство с гласными II ряда. Дифференциация понятий звук — буква. Дифференциация твердых и мягких согласных

   1

33.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными ы-и.

Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной И. Дифференциация твердых и мягких согласных на уровне слога, слова, словосочетания, предложения. Знакомство с обозначением твердых и мягких согласных. Выделение гласных Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

   1

34.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными а-я.

Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А—Я  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

развивать фонематическое восприятие , навыки звукового и слогового анализа.  Уточнение и  обогащение словаря, развитие связной речи.

   

  2-3

35.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными о-ё.

Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация 0—Е в слогах, словах, предложениях, тексте. Знакомство с обозначением твердых и мягких согласных

Развивать фонематическое восприятие , навыки звукового и слогового анализа. Уточнение и  обогащение словаря, развитие связной речи.

  2-3

36.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными у – ю.

Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Ю. Дифференциация твердых и мягких согласных в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях и тексте. Развивать фонематическое восприятие , навыки звукового и слогового анализа Уточнение и  обогащение словаря, развитие связной речи..

   

  2-3

37.

Дифференциация гласных

ё – ю по акустическому сходству.

Буквы Ё – Ю. Соотнесение букв с символами.

Дифференциация гласных букв  Ё – Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

 Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

   2-3

38.

Дифференциация гласного звука е и й

Учить дифференцировать гласную е и й

развивать фонематическое восприятие , навыки звукового и слогового анализа, навыки словоизменения. Обогащение словарного запаса.

 

     1

39.

Контрольный диктант.

    1

40.

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.

Познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. Учить соотносить букву с символом.

    2

41.

Мягкий знак в середине слова.

Познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. Учить соотносить букву с символом.

    2

42.

Проверочная работа.

    1

43.

Звук и буква Ш.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звука Ш. Сравнение звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звука на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического слуха, восприятия, звукового и слогового анализа

    1

44.

Звук и буква Ж.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звука Ж. Узнавание звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звука на письме. Развитие фонематического слуха, восприятия, звукового и слогового анализа

    1

45.

Звуки Ш - Ж.

Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звуков на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического слуха, восприятия, звукового и слогового анализа

   

    1

46.

Звуки С – Ш.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С—Ш. Соотнесение звуков с буквами. Сравнение артикуляции. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха, восприятия. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа и синтеза. Уточнение и  обогащение словаря, развитие связной речи.

    1

47.

Звуки З - Ж.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков, 3—Ж. Сравнение звуков на всех этапах работы. Соотнесение звуков с буквами. Развитие фонематического слуха, восприятия. Развитие логического мышления. Развитие зрительной и слуховой памяти. Уточнение и  обогащение словаря, развитие связной речи.

   

    1

48.

Звуки  Ч—Т'

Знакомство с характеристиками звуков. Соотнесение с буквами. Сравнение звуков на всех уровнях работы. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Развитие фонематического и слухового внимания. Развитие фонематического и слухового восприятия.

Уточнение и  обогащение словаря, развитие связной речи.

    2

49.

Звуки С - Ц.

Сравнение характеристики звуков. Выделение данных звуков в ряду звуков, слогов, слов. Сравнение звуков во всех позициях. Соотнесение звуков с буквами. Работа с паронимами. Развитие неречевых процессов. Развитие словаря на звуки С, Ц.

Уточнение и  обогащение словаря, развитие связной речи.

 

     2

50.

Звуки Ц – Т.

Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Сравнение данных звуков во всех позициях. Сравнение паронимов по трем признакам: произношение, написание, значение. Развитие неречевых процессов. Развитие словаря на заданные звуки

   

     2

51.

Звуки Ч - Щ.

Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и с символами. Выделение звуков Ч—Щ в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов.

Уточнение и  обогащение словаря, развитие связной речи.

 

    1

52.

Звуки  Щ – С.

Учить дифференцировать звуки и буквы щ - с в слогах, словах и предложении. Учить детей давать сравнительную характеристику звукам. Уточнение и  обогащение словаря, развитие связной речи.

    1

53.

Звуки Ч—Ц

Знакомство с характеристиками звуков. Соотнесение с буквами. Сравнение звуков на всех уровнях работы. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Развитие фонематического и слухового внимания. Развитие фонематического и слухового восприятия. Уточнение и  обогащение словаря, развитие связной речи.

    1

54.

Буква «ь» мягкий знак.

Знакомство с «ъ» мягким знаком. Соотнесение мягкого знака с символом. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака в словах при обозначении мягкости и при разделении. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой.

     1

55.

Проверочная работа.

Диктант.

     1

Оценка результативности коррекционной работы.

Проведение итоговых  проверочных работ.

Оценка динамики работы с учащимися.

Количественный и качественный анализ ошибок.

Подведение итогов работы за год.

Календарно-тематическое планирование

коррекционной работы второго года обучения детей с общим недоразвитием речи

Этап

Кол- во

часов

Дата

Темы занятий

Содержание  коррекционной  работы

1.

Восполнение пробелов по формированию фонематических процессов

1

Предложение.  

Интонационная законченность предложения.

Составление связного текста из предложений в 4-5 слов. Составление предложений при помощи схем с использованием сюжетных картинок.

1

 Звуки речи.

Гласные и согласные звуки и буквы.

Образование гласных и согласных звуков. Наблюдение за работой органов речи. Заполнение таблицы. Закрепить слова – термины

( звук, слог, буква, гласные и согласные).

1

 Звукобуквенный анализ слов.

Уточнение первоначального представления о звукобуквенном составе слова. Закрепить слова – термины ( звук, слог, буква,  гласные и согласные).

1

 Слог. Слоговой состав слова.

Показать слогообразующую роль гласных в слове, научить детей делить слова на слоги, выделяя гласные.

1

Ударение.

Показать детям смыслоразличительную и фонетическую роль ударения. Учить слышать и выделять ударный слог в слове.

1

Дифференциация гласных первого и второго ряда.

Научить различать твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости с помощью гласных второго ряда.

1

Дифференциация гласных а–я.

Сформировать у учеников умение выбирать ту или иную гласную букву, опираясь на твёрдость или мягкость впереди стоящего согласного. Дифференциация гласных   а-я в слогах, словах словосочетаниях и предложениях.

1

Дифференциация гласных у-ю.

Сформировать у учеников умение выбирать ту или иную гласную букву, опираясь на твёрдость или мягкость впереди стоящего согласного. Дифференциация   гласных у-ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

Дифференциация гласных о –ё.

Дифференциация   гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

 Дифференциация гласных ё-ю.

 Дифференциация   гласных ё-ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака в конце слова.

Сформировать понятие о мягкости согласных при помощи мягкого знака в конце слова. Звукобуквенный анализ слов.

1

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака в середине слова.

Сформировать понятие о мягкости согласных при помощи мягкого знака в середине слова. Звукобуквенный анализ слов.

3-4

 Дифференциация твердых и мягких  согласных звуков

       

Дифференциация согласных

в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

 Разделительный мягкий знак.

Учить слышать в слове мягкий согласный  и небольшую паузу перед полным звучанием последующего гласного 2-го ряда.

1

Проверочная работа.

Диктант

2.

Восполнение пробелов в развитии лексического и грамматического строя речи.

1

Однокоренные слова.

Учить выделять общую часть в словах, в которых заключён лексический смысл родственных слов.

1-2

Родственные слова.

Сходство и различие однокорен -ных и родственных слов.

Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.

1-2

Корень слова.

Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов

3-4

 Безударная гласная в корне.

Учить слышать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. Учить  подбирать проверочные слова.

1

Сложные слова.

Упражнять детей в словообразовании существительных путём сложения основ по образцу. Учить находить сложные слова из ряда других слов в тексте.

1

 Проверочная работа.

Учить выделять из слова корень. Учить  подбирать проверочные слова.

2

      Словообразование  

        существительных.

Образование слов при помощи

суффиксов в именах существи-  

тельных, обозначающих детё -нышей животных, имеющих уменьшительно-ласкательное значение и суффиксы имеющие

 увеличительное значение:

- онок-,-ёнок- (слонёнок);

-ат-,ят  (утята); -иц-, -их- (львица);

 - чик-, -ок- (кузовок, чемодан чик);  -ечк-, -очк- (ленточка, Анечка);

 -ик-, -к- (столик, рыбка);

 -ищ- (ручища, домище).

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря при помощи существительных с уменьшительно-ласкательным значением и т.д. Выбор суффикса.

2-3

Образование слов при помощи

 суффиксов в именах существи тельных мужского рода обозна чающих профессии: -щик-, -чик (мебельщик);

 -ёр-, -ор-, -тель-, -ер-, -арь-

 (шахтёр, учитель, милиционер,

  аптекарь);

-ист-,- ник-, -льщик (футболист, дворник, чистильщик).

Образование слов при помощи

 суффиксов в именах существи тельных женского рода, обозна чающих профессии:-щиц-, чиц--ниц-, -иц-,- их-(гардеробщица,

переплётчица, повариха, работ -ница, мастерица).

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по темам: профессии, выбор суффикса.

1

Образование слов при помощи

 суффиксов, имеющих значение вместилища и значение еде -ничности: - ник-, -ниц- (соусник, конфетница); -ин -инк (жемчужина, виноградинка).

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по темам: посуда, ягоды. Выбор суффикса.

1

Словообразование

прилагательных.

Образование слов при помощи  

суффиксов в именах прилага -тельных в значении смягчённой степени: -оват-, -еват-; -оньк-, -еньк-,  -ушк-, - юшк-, -иньк-;

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов.

Обогащение словаря. Выбор суффикса.

1

Проверочная работа.

1

1

1

 Словообразование  глаголов.

 Образование слов при помощи  

приставок.

Приставки, выражающие сле -дующие отношения:

 --  направление действия

       В-, НА-, С-.

 -   начало действия (заболеть,

    закричать.

  -  приставки с пространственным и временным значением:

В-, ВЗ-, ВЫ-, ПОД-, НАД-, ОТ-

У-, ПРО-, ПЕРЕ-.

  -   приставки, обозначающие близкие и противоположные

действия: В-, ВЫ-, ЗА-, ОТ-, С-

ПОДО-, ОТО-,  и т.д.

Формировать представление о приставке как части слова. Учить детей обращать внимание на смысловые оттенки, которые придаёт слову приставка.

1

 Окончание.

Чтение предложений, насыщенных однокоренными словами с разными окончаниями.

1

Проверочная работа.

1

Предлоги.

Предлоги в, на, из

Знакомство с предлогами в, на, из, с их значением и ролью в предложении и словосочетаниях. Формирование представления о предлоге как отдельном слове. Развитие пространственных представлений. Практическое употребление в речи.

1

 Предлоги под , из-под, за, из- за.

Знакомство с предлогами под, из-под, за, из-за  их написанием и значением. Развитие пространственных представлений. Практическое употребление в речи.

1

 Предлоги у, около, перед.

Знакомство с предлогами у, около, перед,  их написанием и значением. Развитие пространственных представлений, практическое употребление в речи.

1

 Предлоги к ,от, до.

Знакомство с предлогами к, от, до их написанием и значением. Развитие пространственных представлений, практическое употребление в речи.

1

Предлоги с, со, на, над.

Знакомство с предлогами на, над

 с, со, их написанием и значением. Развитие пространственных представлений, практическое употребление в речи.

1

Предлоги через, между.

Знакомство с предлогами через , между, их написанием и значением. Развитие пространственных представлений, практическое употребление в речи.

1

Предлоги, имеющие различное значение: у, с, за, из-за, в, из.

Развитие пространственных представлений, практическое употребление в речи.

1

Проверочная работа.

1

Дифференциация предлогов

и  приставок.

 Различение разных предлогов и приставок.

Учить выделять и дифференцировать предлоги и приставки, уметь писать и находить их в предложениях.

2

Различение одинаковых в напи- сании  предлогов и приставок.

Учить выделять и дифференцировать предлоги и приставки, уметь писать и находить их в предложениях.

1

1

1

Овладение навыком подбора

антонимов, синонимов, способа их употребления.

Антонимы.

Синонимы.

Понятие о многозначности слов.

Знакомство с антонимичными парами в предложениях и текстах.

Учить использование синонимы в речи, для более точного выражения мысли.

1

Проверочная работа.

Диктант.

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы третьего этапа обучения детей

с общим недоразвитием речи

п/п

Количест

во часов

Дата

Тема занятия

Содержание  коррекционной работы

Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи

1.

1

Ударение.

Деление слов на слоги.

Наблюдение за смыслоразличительной и фонетической ролью ударения.

1

Твёрдые и мягкие согласные.

Закрепить знания детей о смягчении согласных при помощи гласных второго ряда и мягкого знака.

1

Звонкие и глухие согласные.

Закрепить знания детей о правописании звонких и глухих согласных.

1-2

Состав слова. Корень.

Продолжать знакомить детей с понятиями «корень слова», «сложное слово»; тренировать в подборе родственных слов, в выделении главной и значимой части слова. Работа с карточками.

2-3

Безударная гласная в корне.

Нахождение и проверка безударных гласных в слове, обогащение словаря родственными словами.

Работа с карточками.

2-3

Суффиксальное словообразование.

Чтение текстов насыщенных суффиксами. Восстановление слов в  предложениях с пропущенными суффиксами. Изучение прилагательных с разными суффиксами. Работа с карточка-

ми.

1-2

Окончание.

Чтение предложений, насыщенных однокоренными словами с разными окончаниями. Работа с карточками.

2

Префиксальное словообразование.

Чтение рассказов насыщенных приставками. Восстановление предложений с пропущенными приставками в словах. Работа с карточками.

1

Дифференциация приставок и предлогов.

Совершенствование умения различать разные приставки и предлоги, а также одинаковые в написании приставки и предлоги в словосочетаниях и предложениях. Работа с карточками.

1

Проверочная работа

Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания

2.

1

Предложение. Виды предло- жений по интонационной законченности

Чтение стихотворений и рассказов. Расстановка знаков препинания в тексте, на карточках. Выразительное  чтение.

2.1

1-2

Составление сложносочи нённых предложений с сою- зами и, но, а.

Работа с карточками.

1-2

Построение сложнопод- чинённых предложений со словами чтобы, потому что, который, их перестроение.

Работа с карточками.

1

Деление сложных предложе- ний на простые.

Работа с карточками.

1

Конструирование предложений.

Учить конструировать предложения по интонации, порядку слов.

2.2

1

Текст.

Формирование понятия «текст» на основе осознания его основных признаках:

а) смысловое единство;

б) заглавие;

в) тема;

г) содержание;

д) основные мысли;

е) структура текста – начало, основная часть, конец.

1-2

Работа с деформированным текстом.

Работа с деформированным текстом: определение границ предложений; последовательность предложений в тексте.

Сравнение текста и набора слов; текста и его различных искажённых вариантов (пропуск начала, середины или конца).

2.3

1

Тема и основная мысль в тексте.

Знакомство с понятием «тема», «основная мысль текста». Развитие умения определять в тексте его тему и основную мысль.

2.4

1

Заглавие и его роль в структуре текста.

Развитие умения озаглавливать текст, опираясь на тему и основную мысль. Учить  подбирать названия к текстам и стихотворениям.

2.5

2

Деление текста на части. Краткий пересказ.

Абзац как структурная часть текста. Совершенствование умения определять смысловую структуру каждой части. Обучение краткому пересказу

2.6

2

План текста.

Знакомство с понятием  «план» текста. План – отражение содержания текста. Формирование умения составлять план. Пересказ текста по плану

2.7

3

Пересказ текста. Виды пересказа.

Формирование умения пересказывать текст. Знакомство с последовательным, выборочным и кратким пересказом. Выборочный пересказ Краткий пересказ Творческий пересказ .

2.8

3

Типы текста: описание, повествование, рассуждение.

Знакомство с тремя типами текста. Развитие умения ориентироваться в типологии текста. Определение типа текста по его началу. Составление рассказов: по вопросам, по картинкам.

2.9

3

Описательный рассказ.

Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам.

2.10

3

Рассказ по серии картинок.

Составление рассказов по серии картинок. Логическая расстановка сюжетных картинок и выяснение скрытого смысла. Запись рассказа в тетрадь.

2.11

2

Рассказ по сюжетной картинке.

Рассмотрение картины, выяснение её содержания по вопросам. Запись рассказа в тетрадь

2.12

1-2

Рассказ по заданному началу.

Чтение начала рассказа и самостоятельное продолжение.  Запись рассказа в тетрадь.

2.13

1-2

Составление рассказа на заданную тему.

Составление рассказа на темы: «Весна», «Лето».

Запись рассказа в тетрадь.

1

Проверочная работа.

Диктант.

1

Итоговая работа.

Составление рассказа по серии картинок.

Н.В. Корытко  учитель-логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционных логопедических занятий в первых классах.

Преодаление фонетико-фонематического и общего недорозвития речи....

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР.

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР....

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи).

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи)....

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи.

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи....

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии.

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии....

Программа коррекционной логопедической работы с детьми с ТНР

Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми, испытывающими трудности формирования устной и письменной речи, обеспечить системный подход к...

Программа логопедических занятий с детьми 2-ого класса ТНР

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), Федерального з...