Логопедическое занятие-путешествие с использованием мультимедийной презентации «Весенняя прогулка».
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему

 

Нестандартные логопедические занятия,  в течение которых разворачиваются определенные сюжетные линии любимых сказок, очень нравятся детям.  Преимущество    компьютерных средств обучения в том, что мультимедийные презентации позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий  путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды, а если при этом происходит погружение  ребенка в сказочный мир, то   это играет роль дополнительной стимуляции учебной деятельности. 

На каждом таком занятии ведущим звеном является презентация-игра, но на определенных этапах используются приемы музыкотерапии, водотерапии, пескотерапии, элементы психогимнастики.  Все этапы занятия, в свою очередь,  должны подчиняться общей сюжетной линии занятия.

В качестве примера представляю конспект фронтального логопедического  занятия   по коррекции дисграфии смешанного вида во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie_vesennyaya_progulka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Розова Юлия Евгеньевна

Учитель-логопед

Государственное  бюджетное специальное (коррекционное)  образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (VII вида) № 8  

Пушкинского района Санкт-Петербурга

 Логопедическое занятие-путешествие с использованием

мультимедийной презентации  «Весенняя прогулка».

Логопедическая тема: Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры.

Грамматическая тема: Звуки и буквы.  

Лексическая тема:  Весна.

Цель: Развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия  на материале  слов различной слоговой структуры.

Задачи:

Образовательные:

-Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом   звука.

-Развивать фонематический анализ и синтез слов различной   слоговой структуры,  совершенствовать фонематические представления.

-Учить распознавать слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.  

-Формировать навык составления схемы предложения.

Коррекционные:

-Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.

-Развивать орфографическую зоркость.

-Активизировать словарь по лексической по теме занятия: «Весна».

-Развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление,   ориентировку в пространстве и времени.

-Развивать общую моторику.

Воспитательные:

- Развивать самостоятельность, самоконтроль.

-Воспитывать у учащихся умения взаимодействовать друг с другом и учителем на уроке.

Оборудование:  интерактивная доска, авторская презентация-игра «Весенняя прогулка», дидактическое пособие-игра «Грамматический компас».

Содержание занятия.

I. Организационный момент.

- Сядет тот, в чьем полном имени после [А]- [Н].

- Сядет тот,  чья фамилия начинается со звука [К].

- Сядет тот, в чьем полном имени  первый звук [В,], последний [jа]. И т.д.

(Учащиеся садятся на свои места)

II. Сообщение темы занятия.

1.- Ребята, я получила по почте один предмет. Угадайте, что это?

- Сначала П’, потом И, потом С’, потом М, потом О.

Сколько в слове букв, звуков?

Учащиеся выбирают нужную картинку. (Слайд 2)

2. – Открыв конверт, я не смогла прочитать письмо. Помогите мне его прочитать. Для этого читайте буквы  только красного цвета.

(В письме напечатаны  буквы  различного цвета.  Учащиеся  выделяют буквы определенного цвета    и читают текст письма)  (Слайд 3)

- Запишите это предложение. (Анализ предложения)

- В письме просьба о помощи. Выручим героя?  

III. Основная часть.

1) Развитие  фонематического анализа (Определение количества звуков в слове).

- Наш герой прислал нам в письме   несколько подсказок, куда нам двигаться. Чтобы узнать, откуда начать путь, нам необходимо выполнить первое задание:

- Определите количество звуков в  первом  и последнем словах письма, выберите верный ответ - это шифр. (Слайд 4)

- Верно. Перевернем табличку. Ребята, вот   новое задание.

2)  Развитие фонематического слуха, умения слышать звук на фоне слова.

- Узнаем, кто заколдовал нашего героя?    Прослушайте стихотворение и назовите звук, который слышали чаще других.

Снег, да снег, да снежные сугробы.

Снежинки искрами блестят.

Седые сосны, стройные березы

Под снегом до весны спокойно спят.

- Посмотрите на указатель.  Откуда начнем путь? (Слайд 5)

Учащиеся определяют верный указатель.

3) Развитие зрительно-пространственных представлений, звуко-буквенного анализа (Определение места звука в слове).  Игра «Цветное слово». (Слайд 6)

- Перевернем эту табличку. А здесь новая подсказка. Мы узнаем, кто заколдовал нашего героя.

Дан цветовой ряд. У учащихся на партах карточки тех же цветов, с обратной стороны которых написаны буквы.

- Вам необходимо запомнить цветовой ряд и расположить свои карточки в том же порядке. Теперь переверните карточки, если вы запомнили правильный порядок цветов, то получится слово. Какое слово получилось? Запишите его, объясните правописание.

- На нашей карте три пути, найдем верный.  

- Напишите в тетрадь  ряд цифр, соответствующих количеству звуков в слове снег.  Зачеркните ту цифру, которая соответствует количеству слогов в этом слове. Обведите в квадрат ту цифру, которая соответствует месту ударного гласного в слове. Подчеркните ту цифру, которая соответствует месту мягкого звонкого согласного. (Слайд 7)

- Выберите верную схему на карте. Откроем ее, что здесь нарисовано. Мы на верном пути. Поборемся с Зимой, спасем нашего Героя.

4) Развитие зрительно-пространственных ориентировок,  буквенного   синтеза, развитие языковых представлений. (Слайд 8)

Игра «Буквенная арифметика». (Подбор слова к схеме).

- На доске следующее послание, разгадав его, мы узнаем, кто нам поможет.  Дан ряд букв. Я буду вам загадывать буквы,  вы слушайте внимательно, запоминайте эти буквы и в уме складывайте  из них слово. (Если дети затрудняются, можно обозначить буквы цифрами).

- Возьмите 1 букву, потом последнюю, затем 2 сначала, 2 с конца,  теперь букву после буквы Л, букву, которая стоит между буквами И и Т.  (Солнце)

- Запишите это слово, объясните правописание.

- На следующих дорожках звуковые шифровки слов, определите шифровку слова СОЛНЦЕ, докажите свой выбор. Из какого количества букв состоит слово СОЛНЦЕ, а    звуков?

(Слайд 9)

(Если учащиеся затрудняются, учитель предлагает воспользоваться памяткой)

- Выполним проверку. Молодцы!

4) Зрительная гимнастика. (Слайд 10)

- Дальше только одна дорога,  пойдем по ней.

-   В лесу  еще много снега, сугробы большие. Найдем глазками самый большой сугроб. Ой, кто там. (Звучит CD- запись « Рычание медведя»)

5) Динамическая пауза.  (Слайд 11)

-  Кажется, мы разбудили медведя. Успокоим его, вспомним физминутку про медвежат.

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили,

Вот так, вот так, головой своей крутили.

Медвежата мед искали, дружно дерево качали,

Вот так, вот так, дружно дерево качали,

А потом  они скакали.

- Медведь проснулся, вылез  из берлоги и указал нам путь. И мы идем дальше.    ( Дети записывают слово медведь в тетрадь, объясняют правописание, определяют  количество звуков и букв.)

6) Игра «Грамматический компас».

- Видите стрелку. Пришло время, чтобы достать наш грамматический компас. Крутите стрелку  и придумывайте слова по заданию.

(На поле грамматического компаса нанесены разметки - «предмет», «действие», «признак» и различные буквы. Учащиеся   придумывают слово на ту букву и разметку, которая выпадет).

- Чтобы прогнать Зиму, необходимо придумать как можно больше весенних слов.

7)  Игра «Нет гласных». Развитие звуко-буквенного  и слогового анализа.  

- На нашем пути новая загадка. Из нашего слова потерялись гласные, верните их на место. Какое слово получилось? (Слайд 12)

 

- Подберите к нашему слову  схему. Докажите свой выбор. (Слайд 13)Зарисуйте схему в тетрадь.

- Запишите слово в тетрадь напротив схемы.  

8) Грамматическая арифметика. (Слайд 14)

-  Чтобы определить дальнейшее направление, необходимо решить пример.

На слайде – карточка с примером:

- Напишите это слово в тетрадь. С помощью пронумерованного алфавита выполните цифровую запись этого слова.

9)  Развитие слогового синтеза, зрительного восприятия.  (Слайд 15)

- Соберите слоги в порядке  возрастания размера букв в этих слогах.

- Какое слово получилось?

- Верно.    На первой и на второй картинке нарисованы сосульки. Куда же нам идти?  Выбрать путь нам поможет друг нашего героя.

10) Развитие оперативной речеслуховой памяти.  Закрепление фонематического анализа.

- Чтобы пройти дальше, необходимо выполнить задание.

-   Назовите  общий звук в словах, запишите соответствующую букву.

1. МОСТ,  МАК,  ШУМ

2. АИСТ, ЗАЯЦ,  ЛАК

3. РОТ, ПАРУС

4. ТЫКВА,  ТОН,   СТУЛ

 -  Какое получилось слово? Сколько в нем звуков? Слогов? Назовите ударный гласный.   (Март.)

- Выберите ту картинку, на которой столько сосулек, сколько звуков в слове МАРТ, столько капель, сколько слогов в слове МАРТ.

11)  Работа над грамматической темой урока. Развитие высших психических функций.

 - Прочитайте слова, которые мы сегодня записали на уроке.

  - Назовите лишнее слово.

- Чтобы окончательно расколдовать нашего героя, освободить от колдуньи ЗИМЫ, нам  нужно составить последнее слово.

- Возьмите 4 звук в третьем слове, последний - во втором,  первый звук в шестом слове, предпоследний  в четвертом, ударный гласный звук в последнем слове.

-Что получилось? (Слайд 16)

- Молодцы.  Весна расколдована. Скоро она порадует нас своим теплом.

- ЗИМА

- СОЛНЦЕ

- МЕДВЕДЬ.

- ПРОТАЛИНА.

- ПОДСНЕЖНИК

-СОСУЛЬКИ.

- МАРТ.

 -ВЕСНА.

IV. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.

Организованное окончание урока.

 - В какое путешествие мы сегодня отправились?

- С какими заданиями-загадками столкнулись?

- Как в будущем помогут нам эти задания?

 - Какое настроение у вас в конце урока?

= мягкий согласный

- твёрдый согласный

О – гласный

под + снежный - ый  +ик =

П Р … Т… Л …Н …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Путешествие в страну Глухих звуков"

Конспект подгруппового логопедического занятия по звукобуквенному анализу слов. 1 класс....

Конспект логопедического занятия. Путешествие в песочную страну.

Использование песка  и оборудования "Развивающая среда" на логопедических занятих....

Конспект логопедического занятия "Путешествие в зоопарк" с элементами песочной терапии.

Компект логопедического занятия с элементами песочной терапии. Целью данного занятия является уточнение пространственных взаимотношений на основе геометрического материала. Логопедическая тема: развит...

Внеклассное логопедическое занятие "Путешествие в Мультляндию"

Внеклассное логопедическое занятие "Путешествие в Мультляндию" для учащихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлено на обобщение знаний, полученных на логопед...

Технологическая карта к логопедическому занятию "Путешествие по тундре" по теме "Животные. Предлоги пространственного значения"

Занятие предназначено для учащихся 1 классов с логопедческим заключением ОНР III уровня. Занятие написано в соответствии с региональным компонентом образовательного учреждения, является авторским, пос...

Логопедическое занятие: «Путешествие за волшебным зеркалом»

Логопедическое занятие:«Путешествие за волшебным зеркалом».Задачи:Коррекционно-образовательные: Закреплять знания, полученные на логопедических занятиях. Закреплять чёткое произношени...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Путешествие по сказке"

Представлен конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука р в слогах и словах....