Показательные занятия
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

Лактаева Мария Александровна

Групповые логопедические занятия с учащимися 1-го класса, группы: НВОНР, ФФНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tverdyh_i_myagkih_soglasnyh.doc45 КБ
Microsoft Office document icon v-iz.doc40 КБ
Microsoft Office document icon slogi.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С УЧАЩИМИСЯ 1-го КЛАССА ГРУППА НВОНР

Тема занятия: «Твердые и мягкие согласные».

Дата проведения: 15 марта 2012г.

Цели:

  1. познакомить детей с твердыми и мягкими согласными звуками, со способом их образования;
  2. научить различать твердые и мягкие согласные звуки;
  3. научить выделять мягкие согласные звуки в слогах, словах, предложениях;
  4. совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
  5. совершенствовать навык анализа предложений;
  6. развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание;
  7. развитие всех видов речевой деятельности детей: слушания, говорения, письма и чтения;
  8. развитие мелкой моторики;

Оборудование:

  1. индивидуальные зеркала;
  2. картинки с изображением Тима и Тома, лесной опушки, слов для похода;
  3. карточки с картинками;
  4. мяч;
  5. индивидуальные рабочие тетради;
  6. план звукового анализа слова.

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Громко прозвенел звонок,
Начинаем мы урок.
Слушаем внимательно,
Смотрим обязательно,
Всё запоминаем,
И время не теряем.

2. Работа с зеркалами. Перед зеркалами дети наблюдают за произношением твердых и мягких согласных звуков.

В русском языке почти все согласные могут произноситься и твердо и мягко. Например: П-ПЬ, Д-ДЬ…Потренируйтесь. Что вы заметили, когда произносили звуки Д, П, Л? (они произносятся с небольшим затруднением, язык напряженный, «каменный»). А когда произносили звуки ДЬ, ПЬ, ЛЬ? (язык расслабленный, мягкий).

Вывод - согласные звуки бывают твердыми и мягкими в зависимости от произнесения. Однако есть несколько звуков, которые всегда произносятся твердо – Ш, Ж, Ц. Или наоборот, всегда мягко – Ч, Щ, Й. Эти звуки надо запомнить, а все остальные звуки могут иметь пары по твердости и мягкости, например, Б-БЬ, Т-ТЬ, С-СЬ, Р-РЬ…

3.История. Послушайте небольшую историю про двух друзей – Тома и Тима.

Жили-были два друга: один – высокий и угловатый (на доске - картинка с изображением Тома), а другой – круглый и пухлый (картинка с Тимом). Тим любил все мягкое, нежное, а Том, наоборот, твердое, резкое. Когда Тим рисует, Том раскрашивает; Тим играет в мячик, а Том пускает мыльные пузыри; если Том берет дудочку, то Тим начинает дирижировать. Так они и жили – никогда не ссорились и крепко дружили. У них все было разное – и игры, и одежда, и даже сладости.

        -выделение согласного звука из начала слова

Однажды решили друзья пойти в поход и стали собирать вещи. Но кто из ребят понесет рюкзак, а кто ранец? А теперь положим вещи, которые для себя отобрал каждый из мальчиков. Давайте поможем ребятам (на доске появляются картинки с изображением: котелка, консервов, сахара, чая, вилок, ложек, мисок, веревки, бинокля, зажигалки, компаса, карты). Все вещи собраны, а теперь в путь.

        -словарная работа

Перед ребятами две дороги: одна – в лес, а другая – на луг. Как вы думаете, какую дорогу выберет каждый из мальчиков? Но путешествовать вдвоем веселее, поэтому решили они идти между лугом и лесом, т.е. по опушке (на доске появляется картинка с изображением опушки).

-чтение многосложных слов

А на опушке грибов растет видимо-невидимо: и лисички, и боровики, и маслята, и сыроежки, и подберезовики (на доске появляются картинки с названиями грибов)… Давайте прочитаем названия грибов. Почему так называются? (выяснение значения слов; словообразование) Решили Тим и Том собрать грибы – кому что достанется?

3. Физкультминутка:

Мишки по лесу гуляют,

Мишки шишки собирают,

Собирая шишки – приседают мишки.

Вдруг ногою мишка топнул,

Головою покачал:

Ах какой я молодец!

Сколько шишек я собрал!

-слоговой анализ слов

Утомились ребята и проголодались, решили приготовить себе обед. А на обед были у них каша, сосиски, пельмени, рис, суп, шашлык (давайте проговорим слова по слогам и зарисуем схемы слов под картинками, изображающими мальчиков): ка-ша, со-сис-ки, пель-ме-ни, рис, суп, шаш-лык. Какое самое короткое слово у Тима? А у Тома?

Том                                Тим

__ __                                __ __ __

__ __ __                        ___

___

__ __

Тим ел очень мало, ведь он на диете, а Том подкрепился как следует. А во время обеда мальчишки хвастались своей едой: «У меня каша, сосиски, суп, шашлык», - говорил Том. «А у меня пельмени, рис»,- хвастался Тим. После обеда надо отдохнуть - решили мальчики поиграть в игру «Измени звук на противоположный» (перекидываем мяч, заменяем первый звук в слове на противоположный):

мал - мял                тук - тюк

лук - люк                были - били

суда - сюда                пыл - пил

-Анализ предложений; составление схем к ним:

Мама посадила лук.                         Закрой железный люк.

Вова был мал.                         Он траву мял.

В порт вошли суда.                         Не заходи сюда.

Мы вчера на сборе были.                 Барабаны громко били.

        -Звуковой анализ слова: сюда

ПЛАН на доске

  1. Проговариваем слово по слогам.
  2. Чертим слоговую схему.                                        ___ ___
  3. Добавляем в схему изображения звуков.                        ОО ОО
  4. Находим гласные и обозначаем их красным

 (проверяем деление на слоги).                                        ОО ОО

  1. Находим согласные мягкие и твердые.                        ОО ОО
  2. Вписываем известные согласные.                                ОО ОО

4. Итог.

Давайте подведем итоги нашего занятия. Какие звуки мы сегодня сравнивали? Приведите мне примеры пар по твердости и мягкости. Кто из героев помогал нам сегодня знакомиться с новой темой? В слове Том 1-й звук какой? А в слове Тим? Что вы можете сказать про звуки Т-ТЬ?



Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия

 с учащимися 1-го класса, группа НВОНР

Тема: « Употребление предлогов  В,  ИЗ».

Цели:

  1. научить пользоваться в устной речи предлогами В, ИЗ;
  2. различать их по пространственным значениям;
  3. формировать у детей представление о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге, как об отдельном слове;
  4. научить детей правильно произносить и писать предлоги;
  5. реализация всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, письма и чтения;
  6. развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
  7. воспитывать взаимопомощь.

Оборудование: 

  1. картинки (цветы в вазе, вода в стакане, цыплёнок в скорлупе, яблоки в корзине, шарик в руке, девочка в шапке, рыбки в аквариуме);
  2. карточки-схемы предлогов;
  3. картинки с прорезями с изображением корзины, коробки, гнезда, чашки, вазы, шифоньера;
  4. маленькие картинки: мяч, тапочки, яйцо, ложка, цветок, галстук;
  5. карточки: помидор – банка, сорока – гнездо, девочка – трамвай, мясо – холодильник, мальчик – дом, карандаш – портфель;
  6. разрезные картинки 15x20 с изображением русских народных сказок;
  7. карточки с предложениями для индивидуальной работы. 

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Приветствие. Мы сегодня будем много играть.

1) Игра «Запомни слова» (на развитие зрительного восприятия и объёма зрительной памяти).

– Что нарисовано на картинках? (Цветы в вазе, вода в стакане, цыплёнок в скорлупе, яблоки в корзине, шарик в руке, девочка в шапке, рыбки в аквариуме)

-Вы должны запомнить, что нарисовано. (Опрос с самого слабого ученика):

– Назови, что запомнил!
– Назови картинки из первого столбика!                                 
картинки закрыты
– Назови картинки из второго столбика!                                 
ответы по памяти
– Назови живые предметы!
– Назови неживые предметы!

2) Игра «Небылицы» (на развитие слухового восприятия и объёма памяти).

-Найдите ошибки  в моих высказываниях:

Хлеб из дерева, стол из шерсти, варежки из пластилина, телефон из кожи, сумка из муки.
– Что здесь неверно? А как сказать правильно? (1 – хлеб из муки, 2 – стол из дерева, 3 – варежки из шерсти, 4 – телефон из пластмассы, 5 – сумка из кожи).
– Давайте вспомним, что у нас получилось?

Опрос с самого слабого ученика:

– Помогайте мне: хлеб – из муки... и т.д.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Изучение нового материала (проводит логопед)

1) Игра "Задания".

– Что помогает нам понять положение предметов в пространстве? (Предлог, маленькое слово).
– Что такое предлог?
(Маленькое слово)
– Давайте, поиграем в игру «Задания». Я буду вам давать задания, а вы их выполнять. Слушайте внимательно!
– Возьмите ручку. Положите её
в коробку. Где лежит ручка? (В коробке)
– Возьмите ручку
в руку! Где сейчас ручка? (В руке)
– Положите ручку
в тетрадь! Где ручка? (В тетради)
– Какое маленькое слово вы произносили в своих ответах?
(В)
– Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово "В".

Демонстрируется карточка со схемой предлога "В". Дети рассматривают и запоминают изображение. 

– Посмотрите, откуда я достала мяч? (Из стола)
– Ручку?
(Из стакана)
– Какое маленькое слово, какой предлог вы говорили?
(ИЗ)
– А сейчас слушайте внимательно! Если предметы находятся внутри чего-то и оттуда движутся или их достают, мы говорим маленькое слово – предлог
ИЗ.

Демонстрируется карточка со схемой предлога ИЗ. Дети рассматривают и запоминают изображение. 

2) Игра «Куда спрятался?» 

У каждого ребёнка одна большая картинка с изображением КОРЗИНЫ, КОРОБКИ, ГНЕЗДА, ЧАШКИ, ВАЗЫ, ШИФОНЬЕРА. В больших картинках сделаны прорези, в которые дети вставляют маленькие картинки: МЯЧ, ТАПОЧКИ, ЯЙЦО, ЛОЖКА, ЦВЕТОК, ГАЛСТУК.
Дети помещают маленький предмет В ..., ИЗ ... Каждый раз логопед спрашивает: ГДЕ? (В ШКАФУ, ИЗ ШКАФА и т. д.).
 Закрепление изученного материала 

1) Игра «Составь предложение»

У каждого ученика по одной карточке с двумя наклеенными картинками и 2 маленьких карточки-схемы предлогов В и ИЗ.
Карточки: помидор – банка, сорока – гнездо, девочка – трамвай, мясо – холодильник, мальчик – дом, карандаш – портфель.

Составьте предложения, используя слова каждой пары. Например:

 Сорока вылетела из гнезда.

-Давайте запишем самое интересное предложение. Запись с комментированием на доске и в тетрадях.
2) Физкультминутка.

– А сейчас мы будем лепить снежки!                имитация движений 

Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой комок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем – совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и сломаем.

3) Игра «Собери сказку» (развитие мыслительных операций, работа по развитию мелкой моторики).

 Большие картинки из разных сказок разрезаны на части по типу пазлов по степени сложности для каждого ребёнка. Учащиеся собирают свои картинки, рассматривают их. Опрос по очереди, начиная с самого слабого ученика.

– Из какой сказки твоя картинка?

4) Работа с предложениями.

Дети вслух читают своё предложение, вставляют маленькое слово-предлог, называют маленькое слово, выкладывают схему (у каждого ученика своё предложение, которое написано на карточке). Предложения подобраны по степени сложности.

1. Из крана капает вода.
2.
В лесу громко поют птицы.                                 выделение предлога,
З. Мама поставила цветы в вазу.                                 определение места 
4. Машина быстро выехала
из ворот.                         предлога в предложении
5. Нитки лежат
в большой синей коробке.
6. Мальчик достал учебники
из портфеля.

 После устного анализа, дети записывают свое предложение в тетрадь и  чертят схему этого предложения.

!!!. Итог урока.

- Чем мы сегодня занимались на занятии?

- С какими предлогами мы сегодня познакомились?

- Когда употребляем предлог В? Когда – ИЗ?
- Что такое предлоги? Для чего они нужны?



Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия

 с учащимися 1-го класса, группа ФФНР

Тема: «Слова разной слоговой структуры»

Цели:

-Развитие навыков фонемного и слогового анализа слов.

-Усвоение программных тем: «Буква, звук», «Слоги», «Гласные, согласные», «Ударение».

-Реализация всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, письма и чтения.

-Закрепление лексической темы «Транспорт».

-Развитие слухового внимания и памяти.

Оборудование:

Конверт с призами, мяч, вагончики с картинками и цифрами, карточки с картинками и заданиями.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Смотрим широко,
Всё запоминаем,
И время не теряем.

2. Основная часть.

- Ребята, к нам пришло письмо из страны знаний. В этом письме есть для вас сюрприз, но чтобы открыть его нужно отклеить марки. Каждая марка– это задание. Нам необходимо выполнить задание, отклеив все марки. А в конце вас ждёт долгожданный сюрприз.

    Марка “Мяч” (повторение учебного мат-ла).

Педагог бросает мяч и задает вопросы:

- Из чего состоят слова?

- Что такое звук?

- Что такое буква?

- Какие бывают буквы?

- Как определить количество слогов в слове?

- Что такое односложные слова? двусложные слова? трёхсложные слова?  Назовите по 2 примера.

Марка “Тетрадка” (работа в тетрадях).

(На доске появляются карточки с картинками).

-Нам необходимо выделить в названии каждой картинки соответствующий цифре слог, и составить из этих слогов новое слово. Это слово нужно записать в тетрадь.

Карточка № 1.

скакалка – 3 слог, термос – 1 слог  катер

Карточка № 2.

рама – 1 слог, пакеты – 2 слог, карета – 3 слог – ракета

Карточка № 3.

малина – 1 слог, уши – 2 слог, балерина – 4 слог – машина

Карточка № 4.

лиса – 2 слог, море – 1 слог, лётчик – 1 слог – самолёт

-Прочитайте слова, записанные в тетради. Подчеркните гласные буквы, разделите слова на слоги. Что обозначают эти слова? Назовите их одним словом. Какие еще названия транспортных средств вы знаете?

Физкультминутка (Гимнастика для глаз).

Дети следят глазами за движением макета машины.

Работа над предложением.

- Мы сейчас запишем предложение с проговариванием, а затем составим графическую схему этого предложения.

У машины четыре колеса.                 __ ___ ___ ___.

Физкультминутка.

-Какие виды транспорта вы знаете? Теперь мы с вами поиграем. Если я назову наземный транспорт – руки вперёд, если воздушный – руки вверх, подземный – нужно присесть, водный – имитируем рукой движение волны.

         Марка “Ухо” (фонемный анализ).

-Я называю пары слов, вы должны узнать, чем они отличаются (звуками). После того, как дети назвали звук, показать им табличку с парой слов. Учащиеся должны прочитать и увидеть глазами разные буквы в словах.

Рак – лак

Маша - Миша

Дом – дым

губы - зубы

Стол – стул

сыр – сын

Марка “Цифры” (звуковой анализ).

-Я называю вам слова, а вы должны показать мне карточку с цифрой, обозначающей количество звуков в моем слове. ( Слова: куст, стук, пила, ромашка). Какой первый, последний звук, назови гласные звуки? Сколько в слове слогов? Почему?

Слуховая минутка (отработка слухового внимания и памяти).

-Хлопните в ладоши, если в рассказе услышите название транспорта.

Летом Лиза и Валера поехали отдыхать на море к дедушке. Они сели в такси и поехали на вокзал. Всю дорогу с интересом дети смотрели в окно. Вот мимо них проехал грузовик. На остановке их обогнал автобус. В детском парке мальчики катались на самокатах, а девочки прыгали через скакалку. На вокзале было очень шумно. Люди спешили на поезд. Мы быстро нашли свой вагон. Поезд тронулся, и ребята с радостью захлопали в ладоши. Через три дня на перроне их встречал любимый дедушка на автомобиле.

-Вспомните, какой транспорт я называла.

         Марка “Вагончик” (слоговой анализ).

-Нужно разложить картинки по вагончикам. Каждый вагон имеет цифру, указывающую на количество слогов в слове.

         Марка “Азбука” (чтение).

-Надо прочитать слова, написанные на карточках. У каждого ученика своя карточка. Чтение по столбикам, по строкам, выборочно.

дом

гриб

лист

куст

стол

дома

грибы

листы

кусты

столы

домики

грибочки

листики

кустики

столики

Что можете сказать о словах, записанных в столбик?

Что можете сказать о словах, записанных в строчку? (1-я, 2-я, 3-я)

3. Итог занятия:

-Наконец-то все марки на нашем письме отклеены, и теперь мы можем его прочитать!

«Ребята, вы молодцы. Вы отлично справились с заданием. И прежде, чем получить за свои старания награду, напомните, чем мы занимались сегодня? Что нового узнали? Чему научились?»  Незнайка.

(Оценка деятельности детей. Дети получают долгожданные призы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный урок по математике 2 класс. Школа России

Тема : Сложение и вычитание в пределах 100. Цель: Закрепить умения сложения двузначных и однозначных чисел. Упражняться в решении задач, развивать навыки устного и письменного счета.Развивать интере...

Показательный урок в 3 классе по теме "Рождество"

Открытый урок в 3 классе по теме "Рождество" учебник Биболетова с использованием медиапроектора и аудиозаписи....

Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)

Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...

ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ о проведении показательных соревнований с радиоуправляемыми моделями (вертолеты, автомобили)

Данный документ является организационным материалом при проведении Соревнований технических видов спорта....

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...