Логопедическое планирование для детей с ФФНР, ФНР, НВОНР, ОНР, ЛГНР, НЧП.
рабочая программа по теме

Логопедическое тематическое планирование предназначено для учителей- логопедов, работающих в школьных логопунктах  с учащимися начальной школы, имеющих логопедическое заключение  ФФН, , ФФНР , НВОНР, ОНР, ЛГНР, НЧП.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая программа

 « Преодоление фонетико-фонематического и лексико-

грамматического недоразвития у учащихся начальных классов»

учителя-логопеда Полынковой Карины Александровны

Речевое развитие ребёнка – это один из показателей готовности ребёнка к школе. Статистика подтверждает, что в последние годы, число детей, поступающих в школу с недоразвитием речи неуклонно растёт. Основная задача логопеда общеобразовательной школы – предупредить неуспеваемость у этой категории учащихся, так как недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических сторон речи, является серьёзным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, а нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение в чтении и письме. Кроме того, у детей, как правило, недостаточно сформированы психические процессы, как вторичные проявления речевого дефекта. Их коррекция возможна в процессе устранения фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений, как первичного дефекта.

За основу взято перспективное планирование А.В.Ястребовой, которое рекомендовано логопедам общеобразовательных школ.

Цель программы

  1. Предупредить и устранить неуспеваемость учащегося, обусловленную фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием речи, корректируя нарушения речи.
  2. Создать базу для успешного усвоения общеобразовательной программы.

Структура программы

Программа имеет определённое построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде, чем начинать работу по реализации программного материала. Состоит она из трёх этапов коррекционно-развивающей работы, которые, в свою очередь, разбиты на уровни.

I этап- « Развитие фонетико-фонематической стороны речи»

подразделяется на два уровня:

1 уровень: устранение дефектов произношения

2 уровень: формирование фонематических процессов

II этап- «Развитие лексико-грамматической стороны речи»

подразделяется на два уровня:

3 уровень: формирование грамматического строя речи

4 уровень: уточнение и расширение лексического запаса

III этап- «Развитие связной речи»

5 уровень: формирование полноценной самостоятельной речи

Задачи коррекционно-развивающей работы

Каждый этап коррекционной работы решает ряд задач:

  1. Устранение дефектов звукопроизношения;
  2. Формирование фонематических процессов;
  3. Уточнение и расширение лексического запаса;
  4. Формирование грамматического строя речи;
  5. Формирование полноценной связной речи;
  6. Активизация речевой деятельности учащихся;
  7. Развитие коммуникативных навыков;
  8. Формирование просодической стороны речи;
  9. Активизация внимания, памяти, мышления;
  10. Развитие мелкой моторики;
  11. Развитие языковой интуиции;
  12. Формирование готовности к восприятию определённых орфограмм;
  13. Автоматизация поставленных звуков и др

Сроки реализации программного материала

Программа коррекции фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития речи рассчитана от полугода до 2-х лет обучения, в зависимости от структуры нарушения. Полный курс коррекционно-развивающего обучения 2 года предполагает от 110 занятий и более (часов).

Занятия проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

Первый год обучения – реализация I этапа коррекционной программы- предусматривает от 55 до 90 занятий, занятия проводятся два или три раза в неделю в зависимости от состава группы.

Второй год обучения -  реализация II и III этапа коррекционной программы – предусматривает от 55 занятий и более. Количество часов можно изменять в зависимости от контингента обучающихся.

Сроки коррекции тоже могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: от степени выраженности речевого недоразвития, от компенсаторных возможностей ребёнка, от психофизиологических особенностей ребёнка, от состояния интеллека, от регулярности посещения ребёнком занятий, от качества выполненного  домашнего задания, от проведённого медикаментозного лечения и других факторов, имеющих непосредственное влияние на коррекционный процесс.

К концу второго года обучения пройдены три этапа, т.е. все уровни развития речевых умений и навыков. Это время для подведения итогов.

К концу первого года коррекционной работы

Обучающиеся должны знать:

  1. Строение артикуляционного аппарата;
  2. Акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
  3. Значение правильного дыхания;
  4. Основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Чётко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
  2. Называть отличия гласных и согласных звуков;
  3. Правильно обозначать звуки буквами;
  4. Произволить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
  5. Дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;

К концу второго года коррекционной работы

Обучающиеся должны знать:

  1. Значения многих лексических единиц;
  2. Правила связи слов в предложении;
  3. Основные грамматические термины: корень слова, суффикс, приставка, окончание, имя существительное , имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, союзы, предлоги, заглавная буква, восклицательный знак, вопросительный знак, точка, запятая, схема предложения, главные члены предложения, текст.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
  2. Пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
  3. Осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
  4. Анализировать речь;
  5. Пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
  6. Грамматически правильно связывать слова в предложении;
  7. Составлять текст на определённую тему;

Подводя итог , необходимо подчеркнуть принципиальные моменты организации и реализации программы:

-вся работа учителя-логопеда направлена на то, чтобы вызвать у учащихся интерес к языковым средствам, имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи;

-специфика работы учителя-логопеда заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, а не в дублировании классных заданий;

-специфика организации логопедических занятий заключается в том, что формирование полноценной речевой деятельности невозможно без развития у детей логопатов ряда психологических особенностей: слуховой, зрительной, речедвигательной памяти, внимания к языковым явлениям, способности к переключению, рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей 1 класса, имеющие ФФНР. Тема: Дифференциация звуков [б – п].

Цель: Сформировать у учащихся умения различать согласные [Б и П] в устной и письменной речи....

Картотека игр и упражнений для детей с ФФНР

Картотека содержит игры и упражнения для формирования и развития фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста по методике Н.А.Чевелёвой....

Конспект прведения занятия в 1 классе для детей с ФФНР. Тема: Звук и буква Оо

Занятие построено в игровой форме.Используются разнообразные методы и приемы работы: психогимнастика, художественное слово, физминутка с речевым сопровождением, прогулка в осенний парк....

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся первого класса. Группа детей с ФФНР.

Занятие проводится с целью формирования у обучающихся навыков слогового чтения по следам звукового анализа....