ФОРМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ C УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ
методическая разработка по логопедии по теме

Николаева Елена Владимировна

Со словарными словами (словами с непроверяемыми написаниями) учащиеся начальной школы встречаются на каждом уроке. Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями ученики не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее письменной формой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_raboty_so_slovarnymi_slovami.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ РАБОТЫ

СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

C УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ

Со словарными словами (словами с непроверяемыми написаниями) учащиеся начальной школы встречаются на каждом уроке. С самого начала обучения в школе уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со словами абажур, арбуз, библиотека, торшер и многими другими. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, математике, чтению природоведению и другим предметам все более возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры – по подсчетам эта цифра достигает более 500 единиц.

        К сожалению, учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами.

        Мне кажется, что одна из причин такого положения – методика обучения непроверяемым написаниям, прежде всего неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу над этими написаниями.

        Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями ученики не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее письменной формой. Поэтому эта тема волнует меня все больше и больше. Работая над словами с непроверяемыми орфограммами, над словами, которые дети должны усвоить обучаясь в начальной школе, я решила для себя, что нужно в своей работе исходить из следующего.

        Прежде всего, в основу формирования орфографических навыков при изучении трудных слов должна быть положена активная учебная работа учащихся под руководством учителя.

        Эффективность этой работы может быть обеспечена при следующих условиях:

        - активация умственной деятельности учащихся и их памяти;

        - обучающий характер учебной деятельности;

        - регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

        Перечитав много литературы обучения непроверяемым написаниям, я решила проводить обучение на дидактическом материале, включающем в себя наиболее употребительные слова. Эти слова можно отбирать из учебников по всем предметам, изучаемым в данном классе, художественных произведений, частотных словарей и других источников.

        Я отошла от практики, которая ориентирована только на механическое запоминание трудных слов, т.к. она малоэффективна. Ошибки все равно проскальзывают у многих учеников.

        Работу над словами с непроверяемыми написаниями я решила проводить по-другому. Суть этой работы заключается в том, что в процессе обучения я обращаю особое внимание на этимологию данных слов. В процессе обучения написаниям трудных слов с применением этимологического анализа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что дает значительно большую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний в «словарном порядке».

        Этого можно достичь с помощью специальных методов обучения.

        В 1 классе целесообразно проводить запись слов по алфавиту, т.к. учащиеся усваивают алфавит уже к концу первого года обучения. В это время я использую знание детьми порядка расположения букв в алфавите и в работе над словами с непроверяемыми написаниями.

        Так, написав на доске вразбивку несколько слов с такими написаниями, я предлагала учащимся переписать эти слова в тетрадь, расположив их по алфавиту.

        Например, на доске слова: калач, диван, песок, альбом, вагон, диван, песок, тетрадь.

По мере усвоения учениками алфавита это задание я усложняю. Дети записывают слова, придерживаясь алфавитного расположения не только первой, но и последующих букв.

        Например, на доске даю слова: батон, билет, базар, бутон, береза, багаж, бокал.

        Ученики записывают: багаж, базар, батон, береза, билет, бокал, бутон.

        Затем задание усложняется: на доске пишу слова: азбука, газета, алмаз, пакет, герой, пенал, графин, апельсин, помидор, пионер, автобус, горох, алфавит, гараж, пирог.

        От учеников требуется записать эти слова, соответственно, в три столбика и внутри каждого столбика  строго по алфавиту. Дети записывают:

азбука

газета

пакет

алмаз

гараж

пенал

алфавит

герой

пионер

апельсин

горох

пирог

графин

помидор

        

        Но в этом заключается моя работа на начальном этапе. А дальше нужно обучать учащихся умению находить слова с такими написаниями в тексте. Наиболее эффективный прием, с помощью которого формируется такое умение – выборочный диктант. Небольшие диктанты этого вида я провожу уже в конце первого года обучения. методика выборочного диктанта проста. Я читаю вслух текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а дети, прослушав предложение, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами.

        Например, прослушав первую часть рассказа И.Соколова-Микитова «Поздняя осень», ученики записывают: поля, срезают, тяжелый, колхозник, картофель, капуста, зеленый, грядами, краснеет, рябина, алеют, качан, морковь, ягода, огород, калина.

        Дальше можно усложнить эту работу. Записать слова с проверяемыми безударными гласными:

        Вот что получиться:

 

поля (поле)

колхозник

срезают (срезать)

картофель

тяжелый  (тяжесть)

капуста

зеленый (зелень)

кочан

грядами (грядка)

морковь

краснеет (красный)

ягода

рябина (рябчик)

огород

алеют (алый)

калина

        В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными, но и закрепляют правописание и тех и других.

        Детям очень нравятся задания с элементами программированного обучения, в частности, выборочный ответ. Суть его заключается в том, что предлагаю учащимся задания (упражнение или вопрос) я сопровождаю его несколькими ответами, из которых один правильный (или полный), а остальные неправильные 9или неполные). Ученики должны выбрать правильный (полный) ответ.

        В дальнейшем, уже во втором классе, можно использовать группировку и запись слов по орфографическим признакам.

Этот прием состоит в том, что ученики записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавитуи по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.

        Например, даны слова с непроверяемыми безударными гласными: планета, газета, диван, гигант, телега, пещера, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава, котомка.

Задание: записать слова столбиками: в один столбик по алфавиту слова с безударной гласной А, в другой – с безударной гласной о,  с е, с и.

        В соответствии с этим дети должны записать:

а

е

и

о

канава

тетрадь

диван

победа

газета

телега

лимон

комар

салют

пещера

сирень

котомка

планета

        Подбор однокоренных слов – других частей речи. При изучении 9и повторении) частей речи полезно предлагать учащимся задания на образование одних частей речи от других. Эту работу можно перенести и на обучение непроверяемым написаниям.

        Чтобы закрепить написание удвоенных согласных, например, в словах металл, суббота, группа, детям предлагается написать эти слова под диктовку, подобрав к ним родственные слова – другие части речи. Такие упражнения можно проводить в 3-х и 4-х классах.

Ученики записывают:

металл - металлический

группа - групповой, группировать

суббота – субботний

и т.д.

Сопоставление и запись слов с «противоположными» орфограммами.

Использую такой прием во 2-ом классе в работе над словами типа территория – коридор (рр-р) и т.д. А уже в 3-м и в 4-м классах я предлагаю написать на уроке две-три такие пары (под диктовку или с доски: в последнем случае интересующие нас согласные заменяются точками0, сгруппировав их по наличию двух или одной согласных.

Ученики записывают, например:

рр

р

сс

с

перрон

коридор

касса

трос

терраса

директор

масса

матрос

территория

капрон

шоссе

термос

        Подбор и запись синонимов и антонимов. (работа в 3-м и 4-м классах)

Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является подбор учениками слов, близких или противоположных по значению. Среди подбираемых и записываемых учениками синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми орфограммами.

Например, можно детям предложить домашнее задание на подбор и запись синонимов к существительным метель, граница, Отечество.

Они подбирают синонимы и подчеркивают в них непроверяемые нласные.

Метель – вьюга, буря, метелица, пурга.

Граница- рубеж, межа, край, предел.

Отечество – Родина, Отчизна.

Предлагаются аналогичного типа задания и на подбор антонимов.

Например, при изучении глагола учащиеся по заданию учителя подбирают и записывают:

Работать – отдыхать, праздновать.

Мешать – помогать, пособлять.

Аналогичные задания можно предлагать и при изучении других частей речи. Образец такой работы я даю в классе. На уроках работа начинается, а завершается детьми дома.

Составление предложений с данными словами (работа во 2-ом классе).

Этот вид работы способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря учащихся и усвоению синтаксического строя речи. Также полезен этот вид работы и для закрепления непроверяемых написаний.

        Например, учащимся предлагается составить предложения со словами: абзац, класс, лагерь, матрос, режим, дежурный. Ученики составляют и записывают предложения.

        К каждому абзацу текста мы подобрали заголовок.

        Мой брат служит матросом на подводной лодке.

        В нашем лагере был очень хороший режим.

        Благодаря хорошей работе дежурных в нашем классе всегда чисто.

Сочинение по опорным словам (работа во 2-ом классе).

Эта работа стоит близко к предыдущему виду работы. Она также может быть использована в работе над словами с непроверяемыми написаниями.

Например, детям предлагается написать сочинение на тему: «На вокзале», использую слова: багаж, вагон, вокзал, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.

Вот что получиться.

Я живу недалеко от вокзала. По дороге из школы можно встречать и провожать поезда. Вот и вокзал. Загорелся зеленый свет.К перрону подошел поезд. Из вагонов стали выходить пассажиры. У каждого был багаж. Дежурный дал сигнал. Поезд отошел от перрона. Скоро он превратился в маленькую точку, а потом скрылся за лесом.

Дописывание орфографических таблиц. Этот прием я использую для закрепления непроверяемых написаний в виде дописываемых таблиц. Например, детям, начиная со 2-го класса, можно предложить, пользуясь орфографическим словарем, дописать такую таблицу:

а

о

а

а-а

о

о-о

абзац

карандаш

солома

огород

Подбор и запись слов с иноязычными элементами. (3 и 4 класс) В ходе учебы дети знакомятся с некоторыми иноязычными элементами слов, и им можно предложить задание на подбор и запись других слов с этими элементами. После беседы и разбора примеров ученикам предлагается подобрать и записать слова с элементами авто-, колл-, грамм-.

Учащиеся записывают:

автодорога

коллектив

грамматика

автомобиль

коллекция

килограмм

автостанция

редколлегия

орфограмма

Замена описательных оборотов словами-синонимами. При использовании такой работы ученикам вместо описательного оборота предлагается подобрать соответствующее ему по значению слово с непроверяемой гласной или удвоенной гласной.

Эти задания вполне посильны ученикам 3-го и 4-го классов. На доске вразбивку дан перечень слов. Нужно заменить отдельными словами описательные обороты.

Описательные обороты

Слова

Ящичек для ручек, карандашей

гербарий

Собрание засушенных растений

коллекция

Собрание однородных предметов

пенал

Ученики выбирают из правого столбика соответствующие слова и записывают их рядом с описательными оборотами.

Собрание засушенных растений - гербарий

Собрание однородных предметов – коллекция

 и т.д.

Письменный пересказ текста с использованием данных слов. (3-4 классы). Этот прием состоит в том, что учащиеся кратко, в письменном виде передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемой гласной и удвоенной гласной.

Например, на доске слова: Москва, здесь, очень, работа, жестоко, никто, адрес.

С данными словами дети записывают свой рассказ. Названная работа дает возможность повысить эффективность обучения непроверяемым написаниям и не только слов, предусмотренных программой, но и многих других трудных слов.

Исходя из выше сказанного, молжно с уверенностью отметить, что запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим.

Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами.

Одним из средств, обеспечивающем осмысленность и тем самым повышающем правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический  анализ, или сокращенный вариант – этимологическая справка. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова.

Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание.

Например: малина – в основу названия положен признак плода ягоды, состоящей из малых частей. Слово малина образовано от слова малый – «маленький».

Малина- малый – состоящая из маленьких частей.Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание.

Например: сапог – по внешнему виду верхняя часть сапога похожа на трубу, дудку, не случайно поэтому слово сапог образовалось от сапох – «труба, дымоотвод, отверстие в печи».

В ряде случаев исторический корень 9приставка, суффикс0 имеет графический облик, контрастный современному.

Например: стакан – слово заимствовано из тюркского языка. Первоначально достокань – стокан означало «маленькая деревянная миска».

Поэтому, учитывая сказанное, я считаю, что в 1-м классе целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опорное написание, найти опору для запоминания их современного графического облика.

Важным в проведении этой работы является ведение учащимися «Этимологического словарика.

Запись в нем строиться по следующей схеме:

- изучаемое слово (выделено большими буквами, со знаком ударения, линий внизу обозначена орфограмма)

- производящее слово, морфема, исторически родственные слова (слова, морфемы с опорными написаниями подчеркнуты, заимствованные слова переданы буквами русского алфавита)

- первоначальное значение слова (заключено в кавычки)

Этимологическая справка сообщается детям на уроке знакомства с новым словом. При этом я строю работу в следующем порядке:

1. Постановка цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный звуко-буквенный анализ с целью выявления орфограммы.

2. Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном виде.

3. Сообщение учащимся этимологической справки, краткая схематическая запись ее на доске и в словариках.

4. Подбор однокоренных слов.

5. Составление словосочетаний или предложений с изучаемым словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания.

Например. Знакомство со словом медведь.

 - Сегодня мы знакомимся с новым словом. Угадайте, о ком идет речь: «Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос» (Вывесить картинку и изображением медведя, карточка со словом медведь)

- Спросить у детей, что они знают о медведе. Где он живет? Чем питается? Почему медведя считают лакомкой?

После этого чтение слова по слогам. Определение количества слогов в этом слове. Назвать первый слог, второй. Произнесение слова с ударением. На какой слог падает ударение? Назвать безударную гласную в этом слове.

Запомнить. Слово медведь пишется с гласной е в первом слоге. По слову мёд. (Краткая запись справки)

Вывод. Как пишется слово медведь? Почему оно пишется с буквой е? (дети объясняют запись, доказывают правильное написание слова)

На следующих уроках при проведении словарных диктантов, записи изученных слов с непроверяемым написанием в составе текстов упражнений, этимологическую справку необходимо использовать для «проверки», объяснения правописания.

Краткий этимологический словарик прилагается.

Для изучения трудных слов в своей работе я использую игры, занимательные задания, кроссворды, ребусы, а также словесные игры, описательные рассказы. Игры и занимательные задания прилагаются.

Дома учащиеся могут рассказать о том, что они узнали о значении слова.

Предлагается представить, что они художники. Нужно нарисовать молоток. Ученики должны рассказать, как они будут его рисовать и т.д.

Можно составлять кроссворды на тему:

«Растения огорода и сада»;

«Растения леса»;

«Животные»;

«Звери и птицы»;

«Деревья»;

«Профессии»;

«Инструменты»;

«Мебель»

И т.д.

Особенно хорошо усваивается учениками такой материал на внеурочных занятиях.

Проведение подобной работы в начальных классах необходимо, она обогащает память детей пониманием лексического значения слов (однокоренных слов, слов-синонимов, антонимов, сочетаний слов) и позволит им правильно использовать эти слова при построении собственного речевого высказывания.

Я считаю, что эта работа готовит учащихся к восприятию систематического курса в среднем звене школы, способствует развитию у детей лексио-семантического взгляда на слово, обогащает речь детей, вызывает у школьника познавательный интерес к русскому языку, его богатству и разнообразию.