Протокол динамики речевых процессов младших школьников
методическая разработка по логопедии по теме

Щапова Мария Сергеевна

Протокол динамики речевых процессов младших школьников (в помощь школьным логопедам)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protokol_dinamiki_rechevyh_processov_mladshih_shkolnikov.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол динамики речевых процессов младших школьников

Ф.И.О._________________________________________________________________________________

Дата обследования_______________________________________________________________________

Дата рождения____________________Возраст____________________Класс______________________

Заключение МПК________________________________________________________________________


                                                                        Речевой профиль

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

1.фонематическое восприятие

2. артикуляционная моторика

3. звукопроизношение

4. слоговая структура

5. навыки языкового анализа

6. грамматический строй речи

7. словарь и словообразовательные процессы

8.  связная речь

9   письмо

10. чтение


               

 

   

                                                                        1       2      3       4      5      6       7      8       9     10    
Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи.

  1. Проверка состояния фонематического восприятия.

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Баллы

ба-па

па-ба

са-ша

ша-са

ша-жа-ша

жа-ша-жа

ца-са-ца

са-ца-са

ра-ла-ра

ла-ра-ла

Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; о,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па) ; 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

Всего за пробу: н.г._____-_____%

к.г._____-_____%

  1. Исследование артикуляционной моторики.

Инструкция: повторяй за мной движения.

«улыбка»

Критерии: темп выполне-

ния, точность, симмет-

ричность, саливация,

тремор, посинение.

губы «трубочкой»

«лопатка»

«иголочка»

«маятник»

«улыбка»-«трубочка»

Оценка: 1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнение движения с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения.

Всего за пробу: н.г._____-_____%

к.г._____-_____%

  1. Исследование звукопроизношения.

Инструкция: повторяй за мной слова.

собака-маска-нос

сено-василек-высь

шуба-кошка-камыш

жук-ножи

замок-коза

щука-вещи-лещ

зима-магазин

чайка-очки-ночь

цапля-овца-палец

лампа-молоко-пол

рыба-корова-топор

лето-колесо-соль

река-варенье-дверь

другие группы звуков

Оценка: 3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.

Баллы, начисленные за выполнение каждой из пяти групп заданий, суммируются.

Всего за пробу (макс.оц.5 баллов): н.г._____-_____%

к.г._____-_____%

  1. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.

Инструкция: повторяй за мной слова.

танкист

аквалангист

космонавт

термометр

сковорода

Слова предъявляются до первого воспроизведения.

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова ( пропуски и перестановка звуков и слогов внутри слова ); 0 баллов – невоспроизведение.

Всего за пробу: н.г._____-_____%

к.г._____-_____%

Всего за I серию: н.г._____-______% к.г._____-_______%

Серия II. Исследование навыков языкового анализа.

Инструкция: ответь на вопросы.

Сколько слов в предложении?

Сколько слогов в слове?

День был теплый.

Дом

Около дома росла высокая

береза.

Карандаш

Определили место звука в слове:

Сколько звуков в слове?

Первый звук в слове крыша

Рак

Третий звук в слове школа

Сумка

Последний в слове стакан

Диктант

Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».

Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки;  0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

Всего за II серию: н.г._____-______% к.г._____-_______%

Серия III. Исследование грамматического строя речи.

  1. Повторение предложений.

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

Птичка свила гнездо.

В саду было много яблок.

Дети катали из снега комки и дела-

ли снежную бабу.

Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

На зеленом лугу, который был за

рекой, паслись лошади.

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение;  0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.

Всего за пробу: н.г._____

к.г._____

  1. Верификация предложений.

Инструкция: я буду называть предложение, и если в них будут ошибки, постарайся их исправить.

Собака вышла в будку.

По морю плывут корабль.

Дом нарисован мальчик.

Хорошо спится медведь под снегом.

Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 балла – выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями ( пропуск, перестановка, замена слов); 0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов – ошибка не выявлена. 

Всего за пробу: н.г._____

к.г._____

  1. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

Мальчик, открывать, дверь

Сидеть, синичка, на, ветка

Груша, бабушка, внучка, давать

Витя, косить, трава, кролики, для

Петя, купить, шар, красный, мама

Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

Всего за пробу: н.г._____

к.г._____

  1. Добавление предлогов в предложение.

Инструкция: я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

Птенец выпал … гнезда.

Почки распустились … деревьях.

Лена наливает чай … чашки.

Щенок спрятался … крыльцом.

Пес сидит … конуры.

Помощь:   1ая- стимулирующая («Неверно, подумай еще!»); 2ая- в виде вопроса к пропущенному пред-

логу («Наливает чай куда?»).

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и в виде вопроса.

Всего за пробу: н.г._____

к.г._____

  1. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Инструкция: назови предметы по образцу.

Один дом, а если их много, то это- дома.

Один стол, а

много- это…

Стул

Окно

Звезда

ухо

Это задание вызывает трудности, поэтому можно использовать картинки.

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение. 

Всего за пробу: н.г._____

к.г._____

Всего за серию III: н.г._____-______% к.г._____-_______%

Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования.

  1. Образование существительных, обозначающих детенышей животных.

Инструкция: назови детенышей животных по образцу. Образец: у кошки – котята:

У козы

У волка

У собаки

У свиньи

У  коровы

У курицы

У утки

У лисы

У льва

У овцы

Всего за пробу: н.г._____

к.г._____

     2.  Образование прилагательных от существительных.

Инструкция: назови слова по образцу. Образец: кукла из бумаги – она бумажная.

Относительных

Шляпка из соломы

Горка изо льда

Варенье из вишни

Суп из грибов

Варенье из яблок

Варенье из сливы

Кисель из клюквы

Салат из моркови

Лист дуба

Лист осины

Всего за пробу: н.г._____

к.г._____

Инструкция: назови слова по образцу. Образец: лису за хитрость называют хитрой.

Качественных

Волка за жадность называют…

Зайца за трусость называют…

Медведя за силу называют...

Льва за смелость называют…

Если днём мороз, то день…

Всего за пробу: н.г._____

к.г._____

Инструкция: назови слова по образцу. Образец: у собаки лапа – собачья…

Притяжательных

У кошки лапа-…

У медведя лапа-…

У волка лапа-...

У лисицы лапа…

У льва лапа…

  Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.

Всего за пробу: н.г._____

к.г._____

Всего за серию IV: н.г._____-______% к.г._____-_______%

Серия V. Исследование связной речи.

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Мальчики и ежик» (3 картинки).

Начало года

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ.

Рассказ ребенка:_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

  Конец года

  Рассказ ребенка:_____________________________________________________________________________

  ____________________________________________________________________________________________

  ____________________________________________________________________________________________

  ____________________________________________________________________________________

Оценка производится по трём критериям:

Критерий смысловой целостности:

5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

2,5 балла – допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев;

1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла либо рассказ не завершен;

0 баллов – отсутствует описание ситуации.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

2,5 балла- рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска сло;

1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность поведения, неадекватное использование лексических средств;

0 баллов – рассказ не оформлен.

Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;

  1. баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.
  1. Пересказ прослушанного текста.

 Начало года

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

Горошины

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

 Рассказ ребенка:_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

  Конец года

  Рассказ ребенка:_____________________________________________________________________________

  ____________________________________________________________________________________________

  ____________________________________________________________________________________________

  ____________________________________________________________________________________

Оценка производится по трём критериям:

Критерий смысловой целостности:

5 баллов –воспроизведены все основные смысловые звенья;

2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев;

 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла;

 0 баллов – невыполнение.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

5 баллов –пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;

2,5 балла- пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов;

 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;

 0 баллов – пересказ не доступен.

Критерий самостоятельности выполнения:

5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления;

2,5 балла – пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения;

 1 балл – пересказ по вопросам;

0  баллов – пересказ недоступен даже по вопросам.

Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем вычисляется количество баллов за всю серию.

Всего за серию V: н.г._____-______% к.г._____-_______%

Серия VI. Исследование процесса письма.

1. Каллиграфия

Аккуратное, неаккуратное, разборчивое, неразборчивое

Аккуратное, неаккуратное, разборчивое, неразборчивое

2. Написание букв

Ровные, неровные, широкие, мелкие, крупные.

Элементы букв: лишние, не дописывает.

Наклон: левый, правый, прямой.

Ровные, неровные, широкие, мелкие, крупные.

Элементы букв: лишние, не дописывает.

Наклон: левый, правый, прямой.

3. Темп написания

Быстрый, средний, медленный

Быстрый, средний, медленный

4. Наличие ошибок
















5. Наибольшее количество ошибок при:

Диктант

Списывание

Самостоятельное письмо

Диктант

Списывание

Самостоятельное письмо

Оценка: пункты 1, 2, 3, 5 не оцениваются. 4 пункт: 45 баллов – не более 3 ошибок; 30 баллов – 7 ошибок; 15 балла – до 10 ошибок; 0 баллов – множество ошибок.

Всего за VII серию (макс. оц. 45 баллов): н.г._____-______% к.г._____-_______%

Серия VII. Исследование процесса чтения.

1. Уровень овладения техникой чтения

Побуквенное

Слоговое

Словами

Смешанное

Побуквенное

Слоговое

Словами

Смешанное

2. Темп чтения

Быстрый, средний медленный

Быстрый, средний медленный

3. Выразитель-ность, пунктуация

Соблюдение, не значительное соблюдение, не соблюдает

Соблюдение, не значительное соблюдение, не соблюдает

4. Ошибки при чтении








5. Понимание прочитанного

Оценка:45 баллов – не более 3 ошибок; 30 баллов – 7 ошибок; 15 балла – до 10 ошибок; 0 баллов – множество ошибок.

Всего за VIII серию (макс. оц. 45 баллов): н.г._____-______% к.г._____-_______%

Всего за весь тест (макс.оц.240 баллов): н.г._____-______% к.г._____-_______%

ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая таблица успешности выполнения проб методики

                                           




Название проб

Кол-во баллов

Успешность в %

Начало     Конец

года           года

Серия I Исследование

сенсомоторного уровня

1

Фонематическое восприятие

2

Артикуляционная моторика

3

Звукопроизношение

4

Звуко-слоговая структура слова

5

Серия II Исследование навыков языкового анализа

6

Серия III Исследование грамматического строя

7

Серия IV Исследование словаря и навыков словообразования

8

Серия V Исследование связной речи

9

Серия VI Исследование процесса письма

10

Серия VII Исследование процесса чтения

11

Оценка за весь тест

Процент успешности

Уровень успешности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Проблема исследования культуры речевого поведения является актуальной, так как в настоящее время в нашем обществе крайне низок уровень поведенческой культуры, процветает грубость, насилие и жест...

Способы диагностики регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, применяемые в процессе речевого развития младших школьников

В презентации представлены методики проведения диагностических исследований регулятивных и коммуникативных УУД младших школьников....

Роль речевых игр в развитии коммуникативно-речевой активности младших школьников

В материале представлены речевые игры, которые можно использовать на уроках русского языка при изучении темы "Имя прилагательное", а также на логопедических занятиях....

Динамика развития УУД младших школьников во внеурочной деятельности в группе продленного дня

Диагностическая цель моей профессиональной деятельности-это повышение качества воспитания и образования обучающихся в ГПД....

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...

Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе проектной деятельности

        Работая над развитием речи обучающихся начальных классов, необходимо научить их: отбирать и систематизировать  материал для высказывания,  раскрывать ...