Серия занятий на дифференциацию звуков и букв Б-П
план-конспект урока по логопедии по теме

Шипилова Елена Николаевна

Дифференциаци звуков рассматривается по степени усложнения-слоги, слова, словосочетания, предложения, текст. На на занятиях используется элементы психогимнастики, релаксации, дыхательные упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_p-t_po_opticheskomu_skhodstvu.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференция букв п-т по оптическому сходству»

ЦЕЛИ: 1)Учить различать п-т в слогах, словах, предложениях, тексте.

2)Отработать механические навыки движения руки.

3)Развивать умение согласовывать слова , анализировать предложения, умение образовывать новое слово от исходного.

4)Развивать зрительный гнозис, мнезис, пространственное представление.

5)Развивать графические навыки, речь, внимание, мышление, лексику.

6)Воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного, доброту, отзывчивость.

ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные зеркала, «Чудесный мешочек», нарисованное облако, цветочная поляна, краски, свечка для написания слов на цветах, пособие на дифференциацию  п-т , карточки со слогами и буквами, бумажные ленты с названиями сказочных героев, картинки с изображением цветов, предложения на ватмане , индивидуальные перфокарты и карточки с рядами букв, ассоциативные картинки (на какие предметы похожи буквы)

ХОД УРОКА:

  1. Орг.момент.

- Здравствуйте, дети. Занятие мы начнём с того, что каждый из вас достанет из «Чудесного мешочка» картинку и назовёт сказочного героя, изображением которого вы имеете (Дети называют, логопед вывешивает бумажные ленты с выделенными буквами п-т):

Доктор Айболит                                Глупый Мышонок

Гадкий Утёнок                                   Золотой Петушок

Кот в сапогах                                    Спящая Красавица

Золотая Рыбка                                  Красная Шапочка

- Посмотрите внимательно и скажите, какие буквы выделены? (п-т)

- сегодня на уроке мы будем учиться различать эти буквы и звуки на письме в слогах, словах, предложениях. Запишите в тетрадях число и тему нашего урока.

- Кто из вас угадает как зовут сказочного героя, которого я держу? (Незнайка)

- Кто написал книгу о Незнайке? (Н.Носов)

- Как зовут друзей Незнайки? (Знайка, Торопыжка, …)

- Я хочу вас поближе познакомить с Торопыжкой.

2. Анализ букв.

 - Из-за своей торопливости у него  не хватало терпения букве т дописывать третью ножку и получалось у т только две ножки. Пишет Торопыжка:Я хочу конфету. А получалось: Я хочу конфепу. Все смеялись над ним. Пошёл тогда малыш к Знайке и рассказал про свою беду. А Знайка спрашивает: «Какую букву ты напишешь в начале слова три?» «Т», - отвечает Торопыжка. «Так вот запомни, - говорит Знайка, - что у буквы т – три ножки. Слово три поможет тебе не ошибиться и не путать букву т с буквой п, у которой только пара ножек. Помни об этом и перестань торопиться!» Среди вас тоже есть такие ученики, которые тоже путают п-т. поэтому мы с вами сегодня выполним ряд заданий, помогающих различить эти две буквы.

- Посмотрите на них и назовите основное отличие (т состоит из трёх элементов, а п – из двух.)

- а чем они схожи? (Одинаково начинают писаться, повторяется первый элемент).

- на какие предметы похожи п-т?(ассоциативные картинки)

  • Пропишите пальчиком на столе, а потом в воздухе, буквы п-т.
  • А теперь я продиктую цифры. Которые вы запишите в тетрадь. Вспомните, сколько элементов у т ? А сколько у п ? Под каждой записанной цифрой подпишите  ту букву. Которая имеет данное число элементов.
  • Следующее задание выполним с картонными карточками. На них написан ряд букв. Снимите кальку и наложите контур на нужную букву. Я просмотрю. Как вы выполнили задание.
  • Давайте вспомним, сколько ножек у п-т. В картинках, которые я покажу, найдите эти буквы и запишите из названий цветов только одни буквы п-т (графический диктант).

3.Артикуляционная гимнастика.

- В индивидуальных зеркалах вы увидите, как произносятся звуки п-т. где находиться язычок при произнесении звука т? (За верхними зубками). А какая помеха встречается при произнесении звука п? (Губки)

- Правильно. Нам встречается преграда в виде зубов и губ, мы не можем пропеть их голосом, значит оба звука будут согласными. Если мы приложим к горлышку руку. То сможем определить их звонкость или глухость (глухие).

4. Мозговая гимнастика.

- Ребята, а какой из наших «дежурных» звуков встречается в названии этого цветка? (на картинке – одуванчик. Наших звуков нет.) Но этот цветок поможет выполнить упражнение на дыхание: сделайте глубокий вдох и сдуйте пушинки (Так 5 раз).

- Мы так сильно дули , что поднялся  ветер и похолодало. Давайте наденем «Шапочки» - сверху вниз – надели. Снизу вверх – сняли. (Дети заворачивают ушки 5-7 раз).

 - Шапочку сняли. Голова устала, опустите её на грудь, поверните влево – вправо («Часики» 5-7 раз).

- Поднимите правую руку и потрите шею до тепла. А теперь – левую и потрите затылок.

5. Работа со слогом.

 - Пока мы проводили разминку, друзья Незнайки решили пригласить всех нас в свой город. Там очень много, цветов, поэтому они назвали свой город…? (цветочным).

- Малыши этого города очень любят цветы. А кому из вас нравятся цветы? Кто знает, как ухаживать за ними? (поливать, пропалывать, подвязывать высокие , чтобы не поломались, удобрять)

- Молодцы, правильно. Кто расскажет, как надо относиться к цветам, растущим в поле, лесу, на лугу? (не топтать , не рвать большие букеты).

- Как называются цветы, растущие в лесу, на лугу, в поле? (лесные, луговые, полевые).

- а для чего надо бережно относиться к цветам и ко всем растениям вообще? (чтобы вокруг нас было красиво, чисто, от этого зависит наше настроение и здоровье).

- Да, наверное поэтому малыши в цветочном городе такие добрые и  отзывчивые. Я хочу жителей цветочного города совершить маленькое чудо. Перед городом раскинулась цветочная поляна, но, как вы видите, некоторые цветы бесцветны. Давай те превратим их в яркие и красивые. Первым раскрасит цветок _________.Тебе надо раскрасить правый верхний цветок. Как ты думаешь, как он называется? (Василёк)

- Каким цветом мы его раскрасим? (синим)

- Повтори, пожалуйста, где находится цветок? (вверху, справа)

- Посмотрите, ребята, и правда произошло чудо – на цветке появилась надпись. Что это за слово? (слог)

  • Да, этот цветок подсказывает нам, что надо выполнить несколько заданий со слогом. Я заметила, что Незнайка прячет слоги, которые надо вставить в эти кармашки (на кармашках написаны буквы п-т).
  • Следующее задание с перфокартами. Внизу под слогами подпишите количество элементов, составляющих буквы п-т, т.е.цифры 2 и 3. проверьте их, вытащив листочки из перфокарт. Если мои и ваши цифры совпадут, то всё выполнено правильно.

- Вы отлично справились с заданием, поэтому мы можем раскрасить следующий цветок, тюльпан. Где он находиться? (в левом нижнем углу).

- Этот цветок раскрасит __________ . что написано на тюльпане? (слово).

6. Работа со словом.

- Этот цветочек указывает на задания, которые надо вы полнить со словами.

  • И первое такое задание написано на доске. Там, вместо двух палочек вставим букву …. ? А вместо трёх …. ? Прочитай те слова, запишите их.
  • Следующее задание выполните самостоятельно. Подберите  п-т и подставьте в данные слова, запишите слова. Давайте проверим. Прочтёт…

- Правильно, молодец. Мы доверим тебе помочь рас пуститься самому большому цветку. Это будет жёлтая ромашка. Где она находится? (в нижнем правом углу).

- А какое слово появилось? (словосочетание).

7. Работа со словосочетанием.

- Что такое словосочетание?

  • Составьте его, подставляя нужную букву. От правильности выбора зависит смысл словосочетания (доска, устно)

Тяжёлая                                                                      пустая

               (п-т)ачка                                                                 (п-т)ара

старая                                                                       танцевальная

  • А теперь под диктовку запишите слово сочетание, подчеркните п-т :

Капитан флота

Топтал траву

Отпустил погулять

Плетёные лапти

-  Безошибочно выполнил задание … . Поэтому он пойдёт и раскрасит следующий цветок. Этот цветочек находится в ряду колокольчиков. Где этот ряд? В какой цвет красят колокольчики? Где находится нераскрашенный цветок? (посередине).

- какое слово появилось? (предложение).

8. Работа с предложением.  

  • Правильно. Прочитайте предложение и подставьте слово, подходящее по смыслу (устно на доске) :

Теплоход приходит в (порт-торт).

Мало (толка-полка) от лентяя.

  • Как понять эту пословицу? Не зря говорят, что «Труд кормит, а лень портит».  Запишите эту пословицу в тетрадь, подчеркните п-т.
  • А теперь ваша задача прочитать предложения, которые написаны в столбик. Выйдет и подчеркнёт на доске все буквы п … А все буквы т подчеркнёт …

- Следующий цветок раскрасит … Этот цветок находится в нижнем ряду, между … Он растёт в тропиках. Какое слово появилось? (текст).

9. Работа с текстом.

  • Мы с вами будем находить п-т в тексте. Из него надо выписать слова в три столбика: п                                         т                                          п-т

Сплошной стеной стоит лес. Застыли стройные пальмы. На ветках сидят пёстрые попугаи. Прячутся в траве пауки. Прыгают по веткам обезьяны.

  • Следующий текст запишите графически.(выписать только «дежурные» буквы)

По лопухам, по крапиве, по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки: отцветает черёмуха. Зато расцвела бузина и под нею внизу земляника. Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись. Подросший овёс зелёными солдатиками стоит по чёрному полю.

10. Упражнения на релаксацию .

- Ребята, вы проделали большую работу, поэтому сейчас мы отдохнём: представим себе, что мы лежим на нашей цветочной поляне и смотрим на небо (вывесить белое облако).

Будто я лежу на травке,

На зелёной, мягкой травке,

Греет солнышко сейчас,

 Руки тёплые у нас,

Дышится легко, ровно, глубоко.

11. Итог.

- Вспомните, какие звуки  «дежурили» на уроке? Чем они схожи? А чем отличаются? Какие задания вам понравились? Что запомнилось больше всего?

- На этом занятие закончилось. Спасибо вам за помощь. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Групповое логопедическое занятие в 4 классе. Тема: Тема: "Дифференциация звуков и букв Г-К".

Конспект группового логопедического занятия для обучающихся в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ)предназначено для учащихся, имеющих наруш...

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс

Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....

Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».

Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1.    Развитие зрительно-пространственных представле...

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....

Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Дифференциация звуков и букв Б-П» с использованием ИКТ для обучающихся 4 класса

Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Б-П в словах и предложениях в устной и письменной речиЗадачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков б-п;- закре...