Индивидуальный маршрут
методическая разработка (логопедия, 1 класс) по теме

Нафикова Марина Анатольевна

Примерный индивидуальный маршрут коррекционного сопровождения ребенка с речевым диагнозом ОНР 3 уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1individ_marsh.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

                             на ----------------------2013 – 2014 уч год

                             Логопедическое заключение: ОНР III уровня,  ЗПР

п/п

Основные направления логокоррекционной работы

Виды занятий

1

Развитие артикуляционной моторики:

— артикуляционные упражнения;

— самомассаж языка, губ

- Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;

- Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;

- Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

- Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ.

- Развивать мышечную силу и подвижность губ.

- Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность.

- Способствовать растяжке подъязычной связки.

- Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

- Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.

- Расслаблять мышцы языка путём самомассажа  (пошлёпывания губами). Учить удерживать язык распластанным, широким.

- Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.

- Вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе.

- Учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Индивидуальные

2

Формирование правильного звукопроизношения:

 ч, щ          ш, ж         л, ль                      

Индивидуальные

3

Развитие фонематических процессов

- Дифференциация неречевых звуков.

- Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.

- Формирование умения подбирать слова на заданный звук.

- Формирование умения выделять слова из предложения.

 - Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.

-Формирование умения  различать слоги со сходными звуками.

- Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах,  слогах, изолированно.

- Закрепление навыка определения позиции звука в слове.

- Закрепление навыка выделения первого звука в слове.

- Закрепление навыка  определения последнего звука в слове.

- Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове.

- Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.

 - Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов.

- Формирование умения выделять предложения из текста.

 - Формирование умения выделять слова из предложения.

Индивидуальные, групповые

4

Уточнение, обогащение словаря по темам:

- человек, части тела

- овощи

- фрукты

- грибы;

- деревья

- одежда, обувь, головные уборы

- семья

- посуда,

- продукты питания

- мой город

- дом, мебель

- животные (дикие, домашние, севера и жарких стран)

- детеныши животных и птиц

- птицы (перелетные, зимующие, домашние)

- транспорт, правила дорожного движения

- профессии

- времена года

- Формирование глагольного  словаря: активное усвоение инфинитива,

вопросительного и повелительного наклонения глаголов.

- Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.

- Обогащение  активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.).

- Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, родственных слов.

- Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена года)

- Совершенствовать умение  подбирать и употреблять в речи слова-синонимы, антонимы.

Групповые

5

Работа над слоговой структурой

- Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)

- Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова

- Работа над двухсложными словами без стечения согласных

- Работа над трёхсложными словами без стечения согласных

- Повторение за взрослым и заучивание чистоговорок

- Формирование умения произносить 3-4х сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.

- Упражнения в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений

Индивидуальные

6

Совершенствование грамматического строя речи:

- развитие понимания устной речи

- употребление имен существительных в косвенных падежах единственного числа;

- согласование имен числительных с именами существительными;

- согласование сущ с прилагательными в роде, числе и падеже.

- образование относительных и притяжательных прилагательных

- согласование сущ с притяжательными местоимениями

- образование сущ во множественном числе

- образование антонимов

- образование уменьшительно-ласкательных форм

- практическое усвоение образования глаголов с помощью

 приставок (приставочные глаголы)

- изменение форм глагола

- употребление в речи предлогов

-распространение предложений путем введения однородных членов

- употребление в речи несклоняемых существительных

Индивидуальные, групповые

7

Развитие связной речи:

- Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

- Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по серии сюжетных картин , по сюжетной картине, по моделям, схемам

- Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.

- закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов –описаний, пересказов

Групповые, индивидуальные

8

Совершенствование психологической базы речи:

-  расширение объема зрительной и слуховой памяти;

-  развитие вербального мышления

- развитие логического мышления

- Игры и упражнения на совершенствования словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам)

- Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?»

- Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок

Групповые, индивидуальные

9

Развитие мелкой моторики.

- Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и  удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ).

- Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).

- Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно.

- Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.(пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой  и  конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.).

- Формирование графо-моторных навыков.

- Формирование различного вида захвата.

Индивидуальные

        Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, профильными специалистами и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология определения индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в образовательном учреждении

Данная презентация представляет опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов специалистами ППМС-центра. В рамках образовательного учреждения воспользоваться данной технологие...

Индивидуальный маршрут школьника

Образец ИОМ коррекционной работы младшего школьника...

Индивидуальный маршрут занятий с обучающимся 4 класса по русскому языку

Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения: личностно – ориентированный подхо...

Индивидуальный маршрут

В помощь педагогам при работе с одаренными детьми...

Индивидуальный маршрут педагога.

Индивидуальный маршрут педагога....

Учебно-методическое пособие. Индивидуальный маршрут неуспевающего ученика.

Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для работы....