Логопедическое занятие по теме "Развитие письменной связной речи. Работа над предложением."
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Агеева Наталья Евгеньевна

          В настоящее время отмечается стойкая тенденция увеличения числа детей с нарушениями познавательной сферы, осложненными речевым недоразвитием. Среди них выделяется категория детей с задержкой психического развития (ЗПР). Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей. Одной из задач логопедических занятий является  развитие связной речи учащихся. Одна из форм развития связной речи состоит в обучении учащихся с речевыми нарушениями  навыкам создания письменного текста.

 Вашему вниманию предлагается разработка логопедического занятия с использованием ИКТ для группы учащихся 2 класса, имеющих нарушение письма и чтения, обусловленное общим недоразвитием речи. 

Цель: развивать связную письменную речь по средствам работы над предложением.

 Задачи:

  • Образовательная: учить детей грамотно строить предложения, грамматически правильно оформлять их, согласовывать прилагательные и глаголы с существительными, активизировать словарь по теме “Зима”;
  • Коррекционная: развивать мелкую моторику рук, связную речь, внимание, память, мышление;
  • Воспитательная: воспитывать  умение слушать и слышать обращённую речь; прививать навыки коллективной и индивидуальной работы.

В результате систематической работы над предложением по определённой теме учащиеся приобретают навыки создания текста. При этом они строят высказывания осознанно, используя различные средства связи и разнообразные синтаксические конструкции. В процессе такой работы у учащихся при построении предложения отмечается сокращение неоправданных повторов одного и того же слова, употребление лишних слов; уменьшение количества речевых ошибок по определению границ предложений.

Данное занятие рекомендуется использовать в своей работе учителям – логопедам и учителям начальных классов общеобразовательных школ и СКОУ VII вида по развитию связной речи, по теме «Связь слов в предложении».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Оргмомент.

Введение в тему.

Логопед: Поставьте буквы по порядку так, чтобы получилось слово.

РАСЕД,  ТИНЯЦАП,  ИМАЗ,  БУСАБТО

Какое «лишнее» слово и почему?

Какое сейчас  время года? Какой месяц? Какой день недели?

Сегодня на занятии поговорим о зиме.

Учащиеся отгадывают слова: среда, пятница, зима, суббота.

Ответы учащихся.

Запись даты в тетрадь.

Слайд №1,2

Слайд №3

2.Основная часть.

Работа над составлением предложения.

Логопед спрашивает: Что сделала зима?

Какая зима?

Какое можно составить предложение о зиме, используя подобранные вами слова.

Загадка. Вился, вился белый рой. Сел на землю – стал горой. Что это?

Снег. Что делает?

Какой снег?

Какое предложение можно составить о снеге?

Где может находиться снег?

Давайте запишем                       1 предложение: Пушистый снег лежит на деревьях и крышах домов.

Ответы учащихся: пришла, настала, наступила.

Ответы учащихся: снежная, холодная, ранняя, долгожданная, морозная, т.д.

Пришла холодная зима.

Наступила …  … .

Настала … … .      Запись 1 предложения в тетрадь.

Ответ: снег.

Ответы учащихся: лежит, падает, тает, кружится, летит, т.д.

Ответы учащихся: белый, пушистый, чистый, т.д.

Варианты предложений учащихся.

Ответы учащихся: кругом, на дорожках, машинах, крышах, земле, т.д.

Запись предложения в тетрадь.

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Работа над деформированным предложением.

Логопед просит составить из данных слов предложение: На, лёд, блестит, гладкий, пруду.

 Записать правильно составленное предложение в тетрадь.

Учащиеся составляют и записывают предложение в тетрадь.

Слайд №12, 13.

Беседа о зимних забавах детей.

Логопед: Дети любят зиму, т.к. именно зимой они могут играть в различные игры. Игры ещё называются в народе забавами, т.к. они забавляют детей, развлекают их. Какие знаете зимние забавы?

Ответы учащихся.

Динамическая пауза.

Логопед говорит и показывает движения: Мы едем на лыжах, мы едем с горы.

Мы любим забавы холодной зимы.

Учащиеся имитируют катание на лыжах.

Слайд №14

Работа над предложением по сюжетным картинкам.

Логопед предлагает составить предложения по  картинкам. (По льду ребята катаются на коньках. Дети лепят снеговиков из липкого снега. Мальчишки играют в снежки. И др.)

Варианты предложений учащихся. Запись в тетрадь 1 предложения по выбору.

Слайд №15, 16.

Беседа о Новом годе.

Логопед: Ещё одна загадка:  

 Если лес укрыт снегами,

 Если пахнет пирогами,

 Если елка в дом идет,

 Что за праздник? …

Существует много праздников, но самый долгожданный любимый для всех – это Новый год.  

Логопед предлагает найти и исправить ошибки в предложениях:

Новый дом приходит в каждый год.

Все подарки  получат дети.          

 Записать получившихся предложений в тетрадь.

Ответ: Новый год.

Учащиеся ставят слова в предложениях правильно и записывают в тетрадь.

Слайд №17

Слайд №18

Логопед предлагает прочитать, что получилось в тетради. Можно назвать это рассказом?

Учащиеся читают предложения в тетради и приходят к выводу, что запись в тетради – это рассказ.

Слайд №19

3. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед спрашивает: О чём сегодня говорили на занятии?

Чему учились?

Ответы учащихся: о зиме, зимних забавах, Новом годе, учились

составлять предложения

Слайд №20


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие связной речи . Работа над предложением.

Слайд 2

Поставьте буквы по порядку так , чтобы получилось слово. РАСЕД ТИНЯЦАП ИМАЗ БУСАБТО СРЕДА ПЯТНИЦА ЗИМА СУББОТА

Слайд 3

Какое «лишнее» слово и почему? ЗИМА

Слайд 4

Что сделала зима? зима пришла настала наступила

Слайд 5

Какая зима? зима снежная холодная долгожданная морозная суровая ранняя поздняя

Слайд 6

Пришла х о л о дная зима.

Слайд 7

Вился, вился белый рой. Сел на землю – стал горой. Что это такое? СНЕГ

Слайд 8

Что делает снег? снег лежит падает кружится тает летит

Слайд 9

Какой снег? снег белый пушистый чистый мягкий липкий рыхлый

Слайд 10

Где может находиться снег? кругом на дорожках на машинах на крышах на деревьях на земле

Слайд 11

Пу ши стый сне г ле жи т на дерев ь ях и крышах д о мов.

Слайд 12

Составить из данных слов предложение На, лёд, блестит, гладкий, пруду.

Слайд 13

На пруду бл е стит гла д кий лё д .

Слайд 14

Мы едем на лыжах, мы едем с горы. Мы любим забавы холодной зимы.

Слайд 15

Составить предложение по картинке

Слайд 16

Запись 1 предложения в тетрадь По льду р е бята катают ся на к о н ь ках. Дети катают ся на лыжах и санках. Дети лепят сн е говиков из липк ого снега. Мал ь чишки играют в сне ж ки.

Слайд 17

Загадка Если лес укрыт снегами, Если пахнет пирогами, Если ёлка в дом идет, Что за праздник?

Слайд 18

Найти и исправить ошибки в предложениях. Новый дом приходит в каждый год. Новый год приходит в каждый дом . Все подарки получат дети. Все дети получат подарки .

Слайд 19

Прочитать рассказ Пришла холодная зима. Пушистый снег лежит на деревьях и крышах домов. На пруду блестит гладкий лёд. По льду ребята катаются на коньках. Новый год приходит в каждый дом. Все дети получат подарки.

Слайд 20

Успехов в учёбе !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по теме: «Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок».

Данный конспект урока предназначен для учащихся 2 класса коррекционной школы V вида. Подгрупповое занятие....

Технологическая карта логопедического занятия по коррекции письменной речи (2 класс): "Упражнения в морфологическом синтезе"

Технологическая карта группового логопедического заняти по коррекции письменной речи на тему: "Упражнения в морфологическом синтезе". Данная методическая разработка составлена в соотвестствии с требов...

Коррекция письменной связной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня

Упражнение дара слова..должны идти систематически.Всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущими,опираться на них и делать шаг вперёд.К.Д.Ушинский...

Презентация инновационного логопедического проекта на тему: "Развитие связной речи с помощью сказок" ( 1 класс ).

Презентация " Развитие связной речи с помощью сказок" подготовлен как итог проектной деятельности с учениками первых классов....

Логопедическое занятие по коррекции письменной речи

Логопедическое заключение: Нарушение письма. Лексико-грамматическое недоразвитие. Двуязычие. Тема занятия: Согласование в роде, числе имен прилагательных и существительных....

Развитие устной и письменной связной речи младших школьников

Тема самообразования «Развитие устной и письменной связной речи младших школьников» для грамотного, логически оформленного выражения мыслей в связном высказывании....