Мастер-класс "Преодоление заикания у школьников"
методическая разработка по логопедии по теме

Теребило Татьяна Владимировна

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений и требует продолжительной работы. 

           В ходе  мастер-класса я поделюсь методами, приемами работы по устранению заикания. Познакомлю  с различными упражнениями, выполнение которых поможет избавиться от заикания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс

«Преодоление заикания у подростков»

            Заикание-это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов, частыми остановками, нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.

В отечественной логопедии устоялось более простое определение заикания как: «Нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата». Заикание появилось одновременно с речью, ведь напоминания о нем доходят до нас с древнейших времен. Заикались – египетские фараоны, пророк Моисей, великий  древнегреческий философ и оратор Демосфен. Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений и требует продолжительной работы.  

           В ходе нашего мастер класса я поделюсь методами, приемами работы по устранению заикания. Познакомлю вас с различными упражнениями, выполнении которых поможет избавиться от заикания.

Тема:    «Наши чувства».

Цель:

-закреплять навыки правильной речи, соблюдая речевые правила;

 - упражнять в спонтанной речи с соблюдением логических пауз, ритма, интонации;

-продолжить работу по развитию общих речевых навыков;

-развивать лексико-грамматический строй речи;

-продолжить обучение  релаксации с помощью формул внушения;

-коррекция познавательных процессов;

-упражнять в координации слова с движением.

I.Организационный момент.

 Сегодня я  предлагаю  отправиться   в путь к правильной речи. Конечно, короткой и легкой дороги к плавной, чистой  речи нет. Для того чтобы преодолеть этот нелегкий путь понадобиться решимость. Необходимо  запастись мужеством, чтобы  открыто противостоять заиканию и выполнять задания, которые потребуют большой работы. Считаете ли вы, что  нормальная речь стоит этих усилий?

Выдающийся ученый Д. С. Лихачев в своем обращении «Слово к молодым» писал  «Самая большая ценность народа — его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает... Вся сознательная жизнь человека проходит через родной язык…». А как вы думаете, какую роль в вашей  жизни играет речь? Для чего она  нужна? (Ответы присутствующих на мастер  - классе) Значит, можно сделать вывод: речь устная и письменная нужна для общения.

            II. Речевая зарядка.

Упражнения на развитие дыхания

Сейчас мы выполним дыхательные упражнения, выполнение которых поможет нам добраться к нашей цели- избавлению от заикания!

Упражнение № 1

Вдох носом, выдох через одну ноздрю, другую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).

Упражнение № 2

«Надуй шарик». Выполняется сидя или стоя, одна рука находится на животе, другая       –  сбоку на нижней части грудной клетки. Сделать глубокий вдох через  нос (живот при этом немного выпячивается вперёд и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или иной рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.

                                       Вот мы шарик надуваем,

                                       А рукою проверяем.

                                       Шарик лопнул – выдыхаем,

                                       Наши мышцы расслабляем.

Упражнение № 3

Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки. Для удлинения выдоха постепенно увеличить количество слогов на выдохе

Образец:

фаф

фаф        фоф

фаф        фоф        фуф

фаф        фоф        фуф        фыф

фаф        фоф        фуф        фыф        фиф

фаф        фоф        фуф        фыф        фиф        феф

Упражнение № 4

На вдох понюхать  яблоко затем придумать фразу и произнести её на выдохе, с каждым разом удлиняя фразу.

Но прежде, чем мы приступим к выполнению данного упражнения, придумаем необходимые  слова признаки. Например: яблоко  (какое?)  душистое, ароматное, красное, спелое, красивое, круглое.(слова признаки подбираем с мячом)

 «Душистое яблоко»

 «Очень душистое яблоко».

«Очень ароматное и душистое яблоко»

«Очень ароматное и душистое красное яблоко»

«Очень ароматное и душистое вкусное красное яблоко»

III. Релаксация.

Ребята, сейчас вы уже можете  внушить себе расслабление мышц всего тела и речевого аппарата, используя навыки расслабления по контрасту с напряжением.

С каждым днем вы все больше привыкаете говорить по-новому. Постарайтесь забыть свою старую речь. Постепенно в разговоре с любым собеседником сохраняйте спокойствие, применяйте известные правила речи. А для того чтобы всегда чувствовать себя уверенно, придумывай собственные формулы. Например, если вы еще теряетесь при разговоре с учителем, можно в сеанс включить такие формулы: «Я смело смотрю на учителя, отвечая урок. Учителя понимают и терпеливо слушают меня».

 (Пауза.)

Примите позу покоя. Закройте глаза. Вдох — выдох (2 раза). Внимательно слушайте и мысленно проговаривайте каждую команду (формулу) несколько раз. Я успокаиваюсь. Дышится легко. Приятный покой и расслабленность. Речевой аппарат полностью расслаблен. Мой речевой аппарат послушен. Я спокойна и собранна. У меня хорошее настроение. Я говорю четко и свободно. Легко и удобно говорить на выдохе. Я опираюсь на ударные гласные. Согласные звуки скользят легко, без напряжения. Я отдыхаю во время паузы.  Мою речь приятно слушать. Я забываю старую речь. Я спокойна и собранна. Я смело смотрю на учителя, отвечая урок. Всем нравится моя новая речь. Ребята понимают меня, и это мне помогает. Легко общаться с людьми. Я всегда говорю правильно. Мне легко и приятно говорить по-новому. (Пауза.) Глубоко вдохнуть. Руки к груди прижать, потянуться. Выдохнуть! Открыть глаза. Улыбнуться!

Удалось ли вам расслабиться?

1.        Были ли вы спокойны?

2.        Появилось ли у вас состояние расслабленности во всем теле?

3.        Расслабился ли ваш речевой аппарат?

4.        Какие команды для уверенного поведения и хорошей речи вы запомнили?

IV. Вот мы готовы к выполнению речевых упражнений.

  1. Упражнения на развитие интонационной выразительности, силы голоса.

Упражнение № 1

Звуковая лестница

Произносите гласные звуки и слоги, повышая (понижая) тональность на каждом последующем звуке (слоге). Образуется своеобразная лестница, по которой звук «взбирается» вверх и «спускается» вниз.

Упражнение № 2

Произнесите каждое слово дважды, меняя место ударения, с сохранением естественной интонации слова.

Например:

вести —

вести

молодец

плачу

хлопок

стоит

мука

гвоздики

замок

мало

жила

парить

полки

атлас

выкупать

орган

засыпать

стрелки

Упражнение № 3

Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.

Снег пошел

• Спрашиваете, удивляясь — ?!

 Восхищаетесь, радуясь — !

 Огорчаетесь смене погоды.

• Уточняете — ?

• Радостно сообщаете друзьям — 1!

Упражнение № 4

Произнесите слова, обращая внимание на мягкую голосоподачу и слитность, с четким выделением ударного слога ( упражнение, выполняется с помощью пребора узелков)

морозостойкий                        естественнонаучный

высокоурожайный                сложноподчиненный

жаропонижающий                металлорежущий

самолетостроительный                сильнодействующий

деревообрабатывающий        дикорастущий

народнохозяйственный                животрепещущий

4.  Молодцы,  а сейчас давай вспомним правила правильной речи:

Правила речи

1.        Прежде подумайте, потом говорите.

2.        Говорите в спокойном темпе.

3.        Говорите всегда на выдохе.

4.        Выделяйте ударные гласные звуки в словах.

5.        Слова в предложении произносите слитно.

6.        В конце каждого предложения делайте паузу.

7.        Длинные предложения делите на смысловые отрезки.

8.        После смыслового отрезка выдерживайте паузу.

9.        В каждом предложении выделяйте главные по смыслу слова — делайте логические ударения.

10.    При разговоре спокойно смотрите на собеседника.

IY.Самостоятельная речь.

Диалог на тему: «Каким должен быть друг».

-С кем ты дружишь в классе?

-Какие качества характера тебе нравятся в твоём друге?

-Какие качества не нравятся?

-Назови свои положительные качества.

-Назови свои отрицательные качества.

Игровое упражнение «Разбери слова».

Задание: прочитать написанные на полосках бумаги положительные и отрицательные качества характера, разложить полоски в две кучки.

Жадность, доброта, злоба, вежливость, драчливость, капризность, трусливость, любопытство, любознательность, грубость, ответственность, правдивость, лживость и т.д.

Словарная работа: объяснить, чем отличаются слова любознательность и любопытство.

Проверь себя, правильно ли ты разложил полоски. Переверни их: красный цвет – положительные качества, чёрный – отрицательные.

Образование слов-признаков от слов-предметов.  (игра с мячом)

-Если человеку характерна жадность, то он какой?  (жадный)

-Если доброта? (добрый) и т.д.                        

Игра «Четвёртый лишний».

Задание: прочитать слова, найти лишнее слово в ряду.

Например: глупый, добрый, заботливый, правдивый;

                     злой, зависть, грубый, драчливый и т.д.

7.Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

Каждый сможет победить заикание, если проявит волю, упорство и постоянно будет говорить по-новому, все время контролировать себя. У каждого человека   от природы заложены возможности нормальной речи.  Вы сможете освободиться от своего дефекта, если научитесь сами себе приказывать. Не забывайте решительно приказывать себе, тогда, когда надо преодолеть лень, робость, страх, дурное настроение. Всегда помните, что  силен тот, кто имеет власть над собой, кто умеет управлять собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание.

Информация для родителей по преодолению заикания....

Заикание. Рекомендации педагогам и родителям

В работе перечислены причины и поводы возникновения заикания, а так же рекомендации для родителей и для педагогов, работающих с ребёнком с логоневрозом....

Современные подходы к преодолению заикания

Данная работа посвящена одной из важных проблем в логопедии – преодолению заикания у детей современными подходами.В последнее время становится все более важным вопрос коррекции заикания у детей дошкол...

Проблемы в обучении у детей с заиканием

У заикающихся детей появляются значительные затруднения в использовании речи как средств общения. Поэтому заикание рассматривается как одна из общепедагогических проблем....

Выступление на тему: «Дыхательная гимнастика при коррекции заикания. Методика выработки диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью БОС»

Биологическая обратная связь (БОС) - это учебный процесс, в котором люди обучаются улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Этот метод научно ...

Устранение заикания у младших школьников в игре.

Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия обеспечивается общим мышечным расслаблением.Вывод: чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общ...

Методические рекомендации для школьников по коррекции признаков заикания.

Материал для занятий дома, поможет детям в коррекции темпо-ритмического нарушения речи....