Коррекция заикания у младших школьников. Рекомендации родителям.
консультация по логопедии

Ольхова Алла Юрьевна

   Работа по устранению заикания – сложный, длительный процесс. Она не заканчивается в школе, а должна продолжаться дома, поэтому очень важно участие родителей в коррекционном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_zaikanie.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция заикания у младших школьников

Участие родителей в коррекционной работе

   Заикание – это нарушение темпа и плавности речи судорожного характера, при котором страдает коммуникативная функция речи.

   Работа по устранению заикания – сложный, длительный процесс. Она не заканчивается в школе, а должна продолжаться дома, поэтому очень важно участие родителей в коррекционном процессе.

   Прежде всего,  родители должны регулярно посещать врача-психиатра (психоневролога) для наблюдения за ребёнком, осуществлять лечение по рекомендациям врача.

   Необходимо создать спокойную благоприятную обстановку в семье, избегать стрессовых ситуаций, способных вызвать нервный срыв у ребёнка.

   Осуществлять меры по укреплению физического здоровья заикающегося ребёнка:

   - проветривать помещения;

   - закаливать организм;

   - посещать плавательный бассейн (вода укрепляет нервную систему, а плавание как вид спорта, способствует развитию общей моторики);

   - выполнять режим дня;

   - исключить чтение книг и просмотр телепередач, негативно влияющих на нервную систему.

   Терпеливо относиться к дефекту речи ребёнка.

   Поощрять речевую активность ребёнка.

   Следить за своей речью (говорить медленно, плавно, четко).

   Организовывать подвижные игры, чтобы не допускать хаотичных движений, которые могут привести к перевозбуждению, а значит, к усилению заикания.

   Не перегружать ребёнка выполнением домашних заданий, так как любое физическое и умственное перенапряжение может усилить заикание.

   Проводить работу над речью заикающегося ребёнка по заданию логопеда (по развитию общей и мелкой моторики, дыханию, расслаблению).

   Предъявлять посильные требования к речи ребёнка в соответствии с тем уровнем, которого он достиг на логопедических занятиях.

   Постоянно проводить аутотренинги и психотерапевтические процедуры. Напоминать ребёнку правила речи.

   Дома ребёнку обеспечить прохождение тех же этапов речевой работы, что и на школьном логопункте:

   - режим молчания;

   - сопряжено-отражённой речи;

   - ситуативной речи;

   - контекстной речи.

   Родители дома могут помочь ребёнку закрепить навыки, полученные на занятиях у логопеда по дыханию и мышечной релаксации, упражнения на движения с речью, выучить речевой материал по заданию логопеда.

   Необходимо проводить аутотренинг с заикающимися детьми. Это лучше делать перед сном или рано утром, когда ребёнок лежит в постели, Он расслаблен, спокоен, ему легко говорить.

   Вся речевая работа с заикающимся ребёнком в семье строится с учетом проводимой речевой работы на логопункте. Принцип преемственности в работе учителя-логопеда и родителей – первое и главное условие, а также залог успеха в коррекции заикания.

   Второе условие – систематичность занятий. Работа должна проводиться ежедневно.

   Если в семье заикается один из родителей, то с ребёнком он заниматься не должен, так как создаётся угроза провокации заикания из-за порочной речевой среды.

   Родители осуществляют мониторинг речевого развития ребёнка, отмечают периоды спада и усиления заикания, причины, их вызывающие, информируют логопеда о них.

Правила речи

  1. Прежде чем сказать, подумай.
  2. Вдохни и сразу начинай говорить.
  3. Когда говоришь, смотри в глаза собеседнику.
  4. Длинные фразы дели на части.
  5. Гласные звуки произноси протяжно, а согласные отрывисто.

Аутотренинг

   Проводится утром, когда ребёнок только проснулся и ещё лежит в кровати, и перед сном, тоже в постели.

  1. Я спокоен.
  2. Я говорю смело и уверенно.
  3. Мне помогает речевая зарядка.
  4. Мне приятно разговаривать.
  5. Моя речь льётся плавно и красиво.
  6. Завтра я буду говорить лучше, чем сегодня.
  7. Я верю в полное выздоровление.

Несколько слов о закаливании

   Под закаливанием подразумевается постепенное повышение сопротивляемости организма различным внешним воздействиям, прежде всего таким, как холод, жара, повышенная солнечная радиация.

   Закаливание организма способствует профилактике простудных и инфекционных заболеваний (в особенности гриппозных инфекций), укрепляет нервную систему.

   Основными средствами закаливания являются естественные силы природы – воздух, вода, солнце.

   Обязательное условие закаливания – последовательное, длительное, систематическое воздействие на организм воздушных и солнечных ванн, водных процедур.

   Большая роль отводится повседневному закаливанию в быту и возлагается на родителей.

   Занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, поддержание оптимальной температуры в жилых помещениях, воспитание с детского возраста привычки к свежему воздуху и холодной воде, отказ от слишком тёплой одежды, соблюдение личной гигиены – всё это способствует укреплении. Физического и психического здоровья, повышению общей устойчивости организма к неблагоприятным влияниям внешней среды.

   Водные процедуры: обтирание, обливание, душ и купание – лучше начинать летом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устранение заикания у младших школьников в игре.

Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия обеспечивается общим мышечным расслаблением.Вывод: чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общ...

Рекомендации для сохранения осанки младших школьников (для родителей)

Полезные советы для родителей по сохранению и прививанию навыка правильной осанки младшим школьникам и организации рабочего места дома....

Развитие связной речи у младших школьников. Рекомендации родителям.

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman",serif; f...

Сборник методических рекомендаций по проведению интеллектуальнных игр как средства коррекции школьной дезадаптации младших школьников

Интеллектуальные игры, в которые с удовольствием играют и взрослые, представляют большой интерес для младших школьников. В таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жиз...

Рекомендации родителям по профилактике и коррекции дислексии у младших школьников

13 рекомендаций по профилактике и коррекции дислексии у младших школьников...

Статья на тему "Роль родителей при коррекции звукопроизношения у младших школьников"

Статья на тему "Роль родителей при коррекции звукопроизношения у младших школьников"...

Коррекция заикания у младших школьников. Участие учителей в коррекционном процессе.

 Заикание – нарушение темпа и плавности речи судорожного характера, при котором страдает коммуникативная функция речи. Учителя должны осуществлять ряд мер, которые будут способствова...