Использование логопедического Лото "Звуковичок" в коррекции смешанной дисграфии
методическая разработка по логопедии (2 класс)

В настоящее время, по исследованиям ученых, дисграфия составляет значитель­ный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. В 1950 - 1960-е годы статистика стойких нарушений чтения и письма у младших школьников составляла всего 6%.  К 1990 году выросла до 13,7%, а к 2000 г составила около 30%. По исследованиям Л.Г.Парамоновой  дошкольников 6 - 7 лет в Санкт-Петербурге 2010г выявили предпосылки к появлению дисграфии в школьном возрасте  55,5% (в зависимости от вида нарушений).

Анализируя исследования известных ученых практиков (Р.И. Лалаева, Л.Г.Парамонова, И.Н.Садовникова и др.) и свои собственные, можно сказать, что среди нарушений письменной речи первое место занимает дисграфия смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, ос­ложненная недоразвитием оптико-простран­ственных представлений и оптико-кинетическая дисграфия, осложненная акустическим недоразвитием. Причем ошибки пространственно-временного и оптического характера носят почти преобладающий характер.

Вниманию специалистов я предлагаю собственную авторскую  разработку: рабочие тетради по коррекции оптической дисграфии. В данной разработке я попыталась объединить и систематизировать уже имеющие материалы и свои наработки в компактную рабочую пропись.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инноваций в коррекции смешанной дисграфии

Яковлева Светлана Владимировна, учитель-логопед

В настоящее время, по исследованиям ученых, дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. В 1950 - 1960-е годы статистика стойких нарушений чтения и письма у младших школьников составляла всего 6%.  К 1990 году выросла до 13,7%, а к 2000 г составила около 30%. По исследованиям Л.Г.Парамоновой  дошкольников 6 - 7 лет в Санкт-Петербурге 2010г выявили предпосылки к появлению дисграфии в школьном возрасте  55,5% (в зависимости от вида нарушений).

Опираясь на исследования ведущих специалистов (И.Н. Садовникова, Л.В. Ястребова, Р.И. Лалаева) нарушения письма у младших школьников могут быть обусловлены рядами причин: задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредоностных факторов, действовавших в различные периоды развития ребенка, органических нарушений, а также наследственной  предрасположенностью к нарушениям письма (Б. Хальгрен, М. Руданеско), когда передается качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи. Наиболее распространенную причину трудностей в школе у детей начальных классов коррекционной направленности называют «задержку психического развития». В силу своих особенностей дети с ЗПР оказываются неготовыми к обучению в школе. В связи с этим создаются предпосылки для поиска более новых методов коррекции нарушений устной и письменной речи.

 Анализируя исследования известных ученых практиков (Р.И. Лалаева, Л.Г.Парамонова, И.Н.Садовникова и др.) и свои собственные, можно сказать, что среди нарушений письменной речи первое место занимает дисграфия смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико-пространственных представлений и оптико-кинетическая дисграфия, осложненная акустическим недоразвитием. Причем ошибки пространственно-временного и оптического характера носят почти преобладающий характер.

Вниманию специалистов я предлагаю собственную авторскую  разработку: рабочие тетради по коррекции оптической дисграфии. В данной разработке я попыталась объединить и систематизировать уже имеющие материалы и свои наработки в компактную рабочую пропись. Данная система и структура заданий соответствует любой школьной программе, что делает её универсальной. В комплект входят  две рабочие тетради: в первой даны занятия от буквы А до буквы П, во второй от Р до конца алфавита и методические рекомендации. Весь материал представлен в черно-белом цвете и каждый отдельный лист (разворот) посвящен одной букве, что делает удобным для работы.

Данные задания сопровождаются мультимедийными презентациями (Приложение 1) на каждую букву. Фон презентаций соответствует характеристикам соответствующих звуков: у гласных - красный фон, у согласных - синий фон презентации. Используя презентации к прописям, достигается максимально наглядность, которая является основной формой работы с младшими школьниками с нарушениями речи.

Данное пособие направлено на: уточнение и расширение объема зрительной памяти; формирование и развитие зрительного и пространственного восприятия и представлений; развитие зрительно-моторной координации; формирование речевых средств, выражающих зрительно-пространственные отношения; развитие зрительного анализа и синтеза; дифференциацию смешиваемых по оптико-кинетическим признакам букв на письме. Кратко опишу методику  и задачи работы предлагаемых занятий на примере некоторых занятий.

1 задание. Задача: Сформировать зрительное восприятие буквы в различных шрифтах. Параллельно проводится ознакомительная и познавательная работа по начертанию букв, нахождению сходства и различия. Эффективным является показ стилизованных  букв.

Внимательно рассмотри буквы и назови их.

2 задание. Задача: Сформировать зрительный гнозис и праксис. Игра «Путаница». Надо найти спрятанную новую букву и обвести по контуру. Параллельно, например, на уроках математики проводится работа по разъяснению понятий: «обвести в кружок » и «по контуру». 

Найди   спрятанные   буквы. Обведи их.

3 задание. Задача: Выявить образ буквы в зашумленном, заштрихованном варианте. Параллельно ведется работа по знакомству с геометрией: ломаные линии, клетка, параллельные прямые и т.д.

Назови перечеркнутые буквы.

4 задание. Задача: Сформировать зрительное восприятие образа буквы. Определить букву в неправильном/правильном положении. Параллельно проводится работа по формированию понятий: «наклон», «лево» и «право». На уроках развития речи целесообразно вести работу над формированием речевых обозначений пространственных отношений.

Определи букву в неправильном положении.

5 задание. Задача: Сформировать зрительно-пространственные отношения. Выделение знакомой, новой буквы. Параллельно формируется пространственное положение предмета, в частности  «В», «НА», «ПОД».

Выдели знакомую букву.

6 задание. Задача: Развивать пространственные отношения. Добавить недостающий элемент. Игра «Буква сломалась». Параллельно проводятся задания по развитию пространственного восприятия: верх-низ, лево-право, с боку,  впереди и т.д.

7 задание. Задача: Развить зрительный анализ и синтез. Раскрашивание и выделение только знакомой буквы. Желательно параллельно на занятиях по развитию речи уделять внимание упражнениям: - назвать слова, начинающиеся на звук…..  

8 задание. Задача: Сформировать зрительное узнавание буквы. Параллельно проводятся занятия по лепке, рисованию, штриховке, графические диктанты.

Обвести контур букв.

Данная работа стала дипломантом Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» в 2009 году, является лауреатом 1 степени Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации».

Методическая разработка была представлена на Всероссийской научно-практической конференции в ЛГУ им. А.С.Пушкина «Актуальные проблемы и механизмов и структуры нарушений устной и письменной речи», где была получена рецензия от доктора пед. наук Лалаевой Р.И, что послужило к  изданию в печать данной разработки под названием  «Узнаю буквы» части 1 и 2 в издательстве «Сфера» в приложении к журналу «Логопед».

Предлагаемая методика апробирована на занятиях по коррекции дисграфии у учащихся младших классов с различными уровнями ОНР в Тверской области в МОУ СОШ №2.

Разработка используется в коррекции дисграфии на различных этапах работы с младшими школьниками общеобразовательных и коррекционной направленности классов V,VII видов школы № 589 Колпинского района. «Развивающая пропись» оказывает огромную помощь учителям, работающих в 1-ых общеобразовательных классах с различной программой. Занятия проходят всегда с интересом. Ведь в 1 классе ученики бывают с разными возможностями овладения письмом. У одних получается всё легко и быстро, у других – хорошо, но немного медленнее, а у третьих многие элементы букв получаются плохо независимо от того, быстро или медленно они выполняют работу. Вот на этом-то этапе и нужно бывает применять индивидуально-дифференцированный подход.

Эти презентации и пропись предлагаю использовать в своей работе преподавателям, гувернанткам, родителям во время домашних занятий с детьми. Они позволят в течение года провести эффективную коррекционную и профилактическую работу, помогут отслеживать динамику состояния письменной речи ребенка. К структуре ведения занятий по этой прописи можно подходить творчески. Желаю успехов!

Литература:

  1. Елецкая О.В., Горбачевская.Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. –М.: ТЦ Сфера,2007.-192 с.
  2. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.:Просвещение,1972.-206с.
  3. Иншакова О.Б.Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: Обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией: Учебно-методическое пособие: - Дидактика Плюс.2006
  4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: (Диагностика, коррекция, предупреждение): Учеб - метод. пособие.-2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: МиМ, 1997. -283 с.
  5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. –Спб.: Изд-во «Союз», 2001 – 224с.
  6. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Комплект тетрадей и методических разработок. Вятка: Аквариум,2004.
  7. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - С-Пб, 2001.
  8. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997.-256.
  9. Яковлева Н.Н. Коррекция нарушения письменной речи: Учебно-методическое пособие.-СПб.:КАРО.-2007.-208с.
  10. Яковлева С.В. Узнаю буквы-1и 2.- М.: ТЦ  Сфера,2010.-32 С.(Конфетка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по коррекции смешанной дисграфии с учениками 2 класса по теме "Дифференциация предлогов в-на"

"Дифференциация предлогов в-на" с использованием приемов песочной терапии + презентация к уроку....

Использование мнемотехники при коррекции смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи. Мнемотаблица - это схема, структура, в которую можно ...

Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо  традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...

Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2 класса

Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2 классаЛогопедическая тема: дифференциация твердых и мягких согласных звуков.Грамматическая тема: обозначение мягкости сог...

Презентация к логопедическому занятию "Коррекция смешанной дисграфии"

Презентация к логопедическому занятию "Коррекция смешанной дисграфии"...

Презентация к логопедическому занятию "Коррекция смешанной дисграфии"

Презентация к логопедическому занятию "Коррекция смешанной дисграфии"...

Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии с учащимися 2 класса на тему: Парные звонкие и глухие согласные.

Тема логопедического занятия: Парные звонкие и глухие согласные.Цель: совершенствование дифференциации парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи....