конспекты логопедических занятий (б-п, д-т)
план-конспект занятия по логопедии по теме

Гусева Ольга Николаевна

конспект логопедического занятия по дифференциации Б-П;

конспект логопедического занятия по дифференциации Д-Т. можно использовать во 2, 3 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_b-p.docx16.35 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_d-t.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Буквы и звуки Б – П [ б - б' – п - п']

Цель: Дифференциация букв и звуков  Б – П [ б - б' – п - п']

Задачи: упражнять в написании букв; развивать фонематический слух; соотносить звуки с буквами и символами; формировать навыки звукобуквенного анализа; дифференцировать понятия «звук – буква»; обогащать словарь предикативной лексикой; развивать зрительное внимание и восприятие; прививать любовь к слову и языку.

Оборудование: картинки со сказочными героями, карточки.

Ход занятия:

№ п/п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Замечания

1.

Орг. момент

Развитие пространственно-временных представлений.

- Сегодня на занятие к нам пришла Белоснежка. А героиня какой она сказки?

- Кто помнит, как зовут гномов в этой сказке?

- А сегодня на занятии имена гномов совпадают с названиями дней недели.

- Сколько дней в неделе?

- А гномов?

- Прочитайте имена гномов и расставьте их по порядку.

-  Почему слова записаны с заглавной буквы?

- Найдите среди названий дней недели такие, которые начинаются с одной и той же буквы

- «Белоснежка и семь гномов»

- Семь

- Семь

- Понедельник

   Вторник

   Среда

   Четверг

   Пятница

   Суббота

   Воскресенье

- Это имена гномов.

Понедельник – Пятница,

Вторник – Воскресенье,

Среда – Суббота

На доске:

1.Понедельник

2.Вторник

3.Среда

4.Четверг

5.Пятница

6.Суббота

7.Воскресенье

2.

Знакомство с темой занятия (через выделение первых звуков в словах).

- Назовите дни недели, чьи названия соответствуют цифрам 1 и 5.

- Назовите парные согласные звуки по звонкости для выделенных звуков (запись на доске открываем постепенно)

3.

Соотнесение звуков [ б - б' – п - п'] с буквами Б – П и символами (по таблице).

Звук [б]- согласный, звонкий, твердый,

[б'] - согласный, звонкий, мягкий,

[п] -согласный,

глухой, твердый,

[п'] - согласный,

глухой,

мягкий.

4.

Формулировка темы и запись ее на доске.

Целеполагание

На доске:

 Б                                   П

[б]     [б']                              [п]   [п']

- Так чем же мы сегодня будем заниматься?

5.

Основная часть

Развитие артикуляционной моторики и зрительного восприятия.

- Попробуйте угадать, какие слова говорит Белоснежка. Запишите их и обозначьте символами изучаемые звуки.

_рошка        _ерег

_енал            _одушка

6.

Накопление словаря, уточнение глагольной лексики.

- Гномы пригласили Белоснежку в свой дом и предложили остаться. Белоснежка с радостью приняла их предложение.

- Подумайте, что может делать Белоснежка в доме гномов. В словах, словосочетаниях должны быть быквы Б, П

- Мыть пол, мыть посуду, штопать белье, варить обед, печь пироги, прясть пряжу, убирать постель и т.д.

7.

Психогимнастика

- Изобразите маленьких гномов за работой в лесу, Белоснежку за работой по дому.

- Вот гномы удивились, увидев Белоснежку. А теперь обрадовались знакомству.

8.

Развитие звукового анализа

- Хорошо живется Белоснежке у гномов. Но злая мачеха отправилась к домику гномов с отравленным яблоком, узнав, что Белоснежка жива. Спасите ее – вставьте буквы Б – П в слова

- У кого не так?

- Как бы мы не спешили, но злая колдунья нас опередила. Белоснежка успела откусить от яблока и упала без чувств. Но из далекой страны на помощь спешит принц. Он спасет Белоснежку.

У доски 3 человека

Задание на карточке

Ге_ард

_ингвин

_уйвол

_итон

дико_раз

ка_ан

лео_ард

антило_а

_изон

9.

Работа с деформированным текстом

- Белоснежка  пробудилась ото сна и принц увез ее в свое королевство. Гномы рады, но чуть–чуть расстроены. Они начали писать письмо, но каждый захотел написать про себя.

- Поможем гномам составить письмо?

- Какое предложение будет первым? Почему?

ДОРОГАЯ БЕЛОСНЕЖКА!

Мы рады, что у тебя все хорошо и стараемся не грустить без тебя.

Если сможешь, приезжай к нам!

              Твои гномы.

               

Гном Понедельник убирает в комнатах.

Вторник будит нас по утрам.

Среда ухаживает за животными.

Четверг моет посуду.

Пятница готовит еду.

Суббота собирает хворост для камина.

Воскресенье следит за огородом.

Дети получают предложения на карточках

10.

Итог занятия.

- Чем мы занимались на сегодняшнем занятии?

- Что было самым интересным на сегодняшнем занятии?

- Что было самым трудным на сегодняшнем занятии?

11.

Д/з

- Вспомните и запишите по 3 слова с буквами Б-П, выделив буквы цветными карандашами.



Предварительный просмотр:

Тема: Буквы и звуки Д – Т [д - д' – т - т']

Цель: Дифференциация букв и звуков Д – Т [д - д' – т - т']

Задачи: закрепить знания о согласных; дифференцировать понятия «звук – буква»; развивать навыки звукового анализа и синтеза; слогового анализа и синтеза; языкового анализа и синтеза; обогащать словарь; развивать память, внимание, мышление; прививать уважительное отношение к языку, литературным произведениям.

Оборудование: картинки, карточки, изографы, музыкальное сопровождение (Вивальди)

Ход занятия:         

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Замечания

1.

Знакомство с темой занятия через загадку

Загадка:

Мама так хотела дочку,

Родилась она в цветочке…

Кто же сказку назовет?

Слово – имя той малышки,

Что дала названье книжке.

- Кто автор этой сказки?

- Какой первый звук в имени нашей сегодняшней гостьи на занятии?

- Дюймовочка

- Г. Х. Андерсен

- [д']

Запись на доске

2.

Характеристика звуков

Целеполагание

- Назовите парный по твердости звук.

- Какая буква обозначает эти звуки?

- Назовите парные по глухости звуки для звуков [д, д']

- Какая буква дает эти звуки?

- Какие это звуки?

- Так чем же мы сегодня будем заниматься?

- [д]

- буква Д

- звуки [т, т']

- буква Т

- согласные

звонкие/глухие

твердые/мягкие

- различать эти звуки, сравнивать их

Работа со схемой - таблицей

3.

Развитие звукобуквенного анализа, зрительного восприятия

- Поиграем с Дюймовочкой.

Я буду показывать картинки - слова, а вы попробуйте догадаться, что это.

-  Какие буквы встретились в словах?

- А звуки?

-Давайте произнесем их все вместе.

Использование картинок – изографов

(лист, дом, утюг)

4.

Развитие слогового анализа и синтеза

- Однажды спящую  Дюймовочку похители мокрые, противные жабы.

Поможем девочке убежать - отвлечем их, вставляя в слова слоги с буквами Д – Т.

Карточка

Лопа…

…ван

по…рок

5.

Развитие логического мышления

- С вашей помощью Дюймовочка убежала от противных, мерзких жаб.

Но у девочки очередное несчастье – майским жукам она оказалась не по нраву и была оставлена одна на дереве, с которого не может спуститься.

- Кто готов помочь Дюймовочке?

Отгадаем загадки и начертим схемы к словам – отгадкам.

Загадки:

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю –

Купаться приглашаю.

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом под столом,

А ночью под кроватью.

В нашей кухне круглый год

Дед Мороз в шкафу живет.

- Лето

- Ботинки

- Холодильник

Схемы к словам - отгадкам

6.

Развитие звукового анализа и синтеза на уровне словосочетания

- Все лето Дюймовочка прожила в лесу, но пришла дождливая холодная осень и пришлось искать жилище потеплее. Набрела Дюймовочка на домик полевой мыши и попросилась к ней жить. Но мышь пустит ее, когда мы выполним задание

- Составим словосочетания, соединив стрелочками слова из первого столбика со словами из второго.

- Прочитайте 1словосочетание. Какие из изучаемых нами букв    встретились в словах?

- Какие это звуки?

- Каким карандашом подчеркнем букву?

Портфель         добрый

День                 тяжелый

Друг                  длинный

Карточка

7.

Физминутка

Слова с движениями:

По дороге мы идем

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим.

Посидим, отдохнем,

Потом дальше пойдем.

8.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения

- О прекрасной Дюймовочке узнал старый богатый крот. Он хочет жениться на ней. Но прежде, чем это произойдет, девочка просит выполнить одно ее желание: попрощаться с солнышком, которое она так любила!

Пока Дюймовочка прощалась, крот занимался своим любимым делом: разбирал предложения на отдельные слова.

- Прочитайте слова, которые получились у крота.

В, С, ТЕАТР, ДЕТИ, УЧИТЕЛЕМ, ПОЕХАЛИ.

- Соберите из них предложение.

- Выделите из предложения слова с буквами Д – Т.

9.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста

- Пока мы работали с предложением, Дюймовочку увидела ласточка, летевшая в теплые края и, узнав, о чем так горько плачет девочка, пожалела ее и взяла с собой.

Птица опустила Дюймовочку на прекрасный цветок, где она увидела таких же маленьких человечков, среди которых был прекрасный принц с маленькими прозрачными крылышками. Принцу очень понравилась Дюймовочка. Он подарил ей два таких же крылышка, и вместе они полетели во дворец принца, где Дюймовочка рассказывала историю своей жизни придворному писателю, который записал эту историю. Позже был созданы м/ф по этой сказке. А сегодня на занятие я принесла д/ф (кадр с подписью), но вот незадача – кадры рассыпались и перепутались. Без вашей помощи не обойтись! Выходите к доске (8 человек) и восстановите последовательность этой сказки.

- В д/ф кадры подписаны и мы сделаем то же самое. Выберите каждый по предложению и найдите соответствующий кадр.

- Давайте прочитаем то, что мы создали.

Дюймовочка улетела с ласточкой  в теплые края.

Из цветка появилась маленькая красивая девочка.

Майский жук унес девочку на дерево.

Там она встретила принца.

Мышка приютила Дюймовочку.

Жабы украли спящую Дюймовочку.

Крот узнал о прекрасной незнакомке и решил на ней жениться.

Женщина посадила цветок.

Музыкальное сопровождение

Картинки и карточки с предложениями

10

Итог занятия

- Какую сказку мы вспоминали на сегодняшнем занятии?

- Кто ее автор?

- Какое задание вы хотели бы выполнить еще раз?

- Какое задание было самым трудным?

11

Д/з

- Записать словосочетания, выделяя буквы цветными карандашами (гласные – красным, согласные – зеленым и синим)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....