Речевой час :" Зимующие птицы".
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме

Карасева Татьяна Ивановна

Я работаю в коррекционной школе с недоразвитием детской речи. Такой материал очень востребован и нам педагогам приходиться составлять его самим.Этот материал будет подспорье всем педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_chas.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЙ ЧАС

Зимующие птицы

ЦЕЛЬ:

1.Дидактическая - развитие познавательной активной деятельности.

2. Коррекционная - исправление недостатков устной речи.

ЗАДАЧИ:

  •  вызвать интерес к данной теме. Развивать кругозор. Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки: умение слушать и слышать воспитателя, умение понять поставленную задачу.
  •  формировать лексико-грамматический строй речи: четко произносить слова, окончания слов, словосочетания, предложения, отвечать полным ответом. Обогащать и активизировать словарь.
  • формировать владение мыслительными операциями: анализом (выделение признаков), обобщение, классификацией.
  •  формировать навыки самоконтроля исправлять ошибки, проверяя качество выполнения по ходу задания:
  • развивать устойчивость внимания, восприятия, способность и переключению;
  •  развивать мышление, память, фонематический слух, общую мелкую моторику, мимику, эмоционально-волевую сферу.
  •  воспитывать трудолюбие и любовь к живому, растительному миру.                                      

СЛОВАРЬ

 Существительные: воробей, синица, ворона, сорока, галка, голубь, поползень, дятел, клест, щегол, снегирь, свиристель, рябчик, тетерев, глухарь, сойка, сова, овсянка, куропатка.

Глаголы: летать, вылетать, прилетать, облетать, залетать, улетать, махать, щебетать, ходить, прыгать, клевать.

Прилагательные: зимующие, желтогрудая, красногрудая, черная, длиннохвостая, хохлатая.

                                               ОБОРУДОВАНИЕ:

-геометрические формы треугольник, круг и овал на каждого ребенка;

 -картины с зимующими птицами;

-маски зимующих птиц;

-мяч;

-магнитофон, запись голоса птиц;

-зеркала;

-салфетки.

                                                 МЕТОДЫ:

-показ картины;

-задания в интересной форме;

 -рассказ;

-объяснение;

-игры.

                                              ПРИЕМЫ:

Показ и название предмета его признаков, действий; нахождение звука в слове; составление предложений.

                   

                     

ХОД ЗАНЯТИЯ.

 Организационный момент.

 

Ребята, сегодня мы с вами пойдем на прогулку.

Отгадайте, за кем мы будем наблюдать?

(магнитофонная запись, голоса птиц)

Да, сегодня мы с вами понаблюдаем за зимующими птицами, которые не боятся ни стужи, ни вьюги, ни крепких морозов.

А наш язычок тоже отправится с нами на прогулку.

Артикуляционная гимнастика.

«Птицы в гнездах».

Наш язычок увидел на дереве гнездо (открыть рот). В нем птенцы ждут своих родителей, и смотрят по сторонам (язык влево-вправо Зраза). Вдруг они увидели кошку (язык горкой), и притаились (счет до 5-и). Птенцы высунулись из гнезда (язык показать и спрятать 3 р.), и увидели родителей. Они зачирикали, вытянув клювики (трубочка), потом защебетали (наказать непослушный язык). И потянулись за червячками (язык тянуть до носа).

Голосовая гимнастика.

Ребята, посмотрите, целая стая ворон прилетела. Как они громко кричат? (КАР - КАР - КАР - громко).

Ребята, стая стала удаляться все дальше и дальше. Как теперь кричат вороны? (КАР - КАР - КАР - тише).

Они улетели очень далеко. И, что мы слышим? (совсем тихо КАР - КАР - КАР).

Как вы думаете, почему птицы улетели? (потому что подул ветер). Возьмите птиц, покажите, как подул слабый ветерок. А теперь глубоко вдохните, и подуйте как сильный ветер, (поделка).

Давайте попробуем вспомнить их.

  •  Ребята, зимующих птиц очень много. Назовите их. (Голубь, сорока, ворона, синица, снегирь, сова, дятел, поползень, свиристель, сойка, куропатка, тетерев, глухарь, овсянка, рябчик).

 Почему их называют зимующими? (Потому что они остаются зимовать).

  • Хотите узнать, о чем разговаривают птицы на своем языке? Представим, что мы птицы. Оденьте маски (звучит музыка).

Физминутка - драматизация.

Дети встают в хоровод.

Все: Выходи-ка синичка . Скажи-ка нам синичка,

Где будешь зимовать?

Синица: Вить-вить завивать?

Где я буду зимовать?

Буду жить в лесу зимой. Под мохнатою сосной.

Все: Станет холодно в лесу. Станет голодно в лесу,

Полетишь тогда куда?

Синица: Полечу тогда я в сад,

Где кормушки висят.

(танцуют, звучит музыка)

Все: Воробей, чего ты ждешь,

Крошек хлебных не клюешь?

Воробей: Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

(звучит музыка)

Все: Ты откуда снегирек. Прилетел в наш лесок?

Снегирь: С севера я прилетел,

Вкусных ягод захотел.

Юч - юч - звонко пою.

Летите птички домой, (за парты).

« 5-й лишний ».

  •  Ребята, посмотрите на птиц внимательно. Каких вы птиц видите?

Какая птичка заблудилась, не успела улететь?

  •  А где птицы прячутся зимой от ветра и холода?

( В густых ветвях деревьев, кустарников, в скворечниках, в снегу, под навесами крыш, на чердаках ).

«Что изменилось?» (развитие памяти).

Ребята, птички хотят с вами поиграть. Посмотрите на них внимательно и запомните. Закройте глаза. Какая птица улетела, какая прилетела или что изменилось?

  •  Давайте, сравним птиц с людьми и животными.

Например:

У человека дети, а у птиц - птенцы;

- У всех птиц красивые имена. Я буду называть птиц, если услышите звук «р» - хлопайте в ладоши.

 ИГРА «Один - много».

Я бросаю вам мяч и называю одну птицу, вы возвращаете мне мяч и называете птиц, когда их много.

Пример: (Род. п. мн. ч.) много кого? - сорок, дятлов, ворон, сов, поползней, свиристелей и т.д.

  •  Все птицы разные. У каждой своя особенность. Посмотрите.

(работа с доской) пример: синица-какая? желтогрудая, снегирь-какой? красногрудый, ворона-какая? черная, сорока - длиннохвостая, свиристель - хохлатый и т.д.

  •  Ребята, дятла называют лесным доктором. Он лечит деревья: из-под коры достает вредные личинки. Покажем, как он это делает.

Пальчиковая гимнастика.

Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки - клюв дятла. На каждую строчку - 4 удара пальца. Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,- Все равно он будет мой.

  •  Ребята, что умеют делать птицы?

(Летать, вылетать, прилетать, облетать, залетать, улетать, махать, щебетать, ходить, прыгать, клевать).

  •  Птицы все разные. Что у них общего?

Части тела по одному слову (голова, клюв, туловище, ноги, хвост, перья, крылья, шея).

  •  Давайте выложим птицу из геометрических фигур. Какие геометрические фигуры у вас на столе? (треугольник, круг, овал ). А я посмотрю, как получилось.
  •  Как люди заботятся о птицах зимой?

Делают птичьи столовые - кормушки. Подкармливают птиц раздавленными семенами подсолнечника, тыквы, крошками белого хлеба, кусочками несоленого сала. Есть у птиц и природные столовые, например: рябина, березовые почки, репей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (корре...

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной группе. (Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое разв

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация).  На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной  гру...

Речевой час " Зимующие птицы"

Я работаю в коррекционной школе  с тяжелыми нарушениями речи, поэтому    речевые часы ,это наша неотнемлемая часть работы....

Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"

Технологическая карта и презентация урока...

Птицам холодно зимой- птицам голодно зимой

Методическая разработка по внеурочной деятельности "Юный эколог" на тему: "Птицам холодно зимой- птицам голодно зимой"...