Родительный падеж
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме

Бакулина Валентина Леонидовна

На логопедическом занятии по теме "Родительный падеж" учащиеся третьего класса знакомятся с особенностями употребления в речи существительных в родительном падеже. Занятие проводится в форме путешествия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Тема: Родительный падеж.

Цели:

Уточнить и расширить знания учащихся о существительных родительного падежа.

Закрепить в речи учащихся формы родительного падежа.

Обогатить словарный запас по теме «Профессии».

Работать над слоговым и звуковым анализом и синтезом слов, анализом предложений.

Оборудование: город падежей; домик с падежными вопросами, окончаниями, предлогами; картинки с изображением людей разных профессий, карточки для индивидуальной работы; таблицы, мяч.

Ход занятия

  1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто правильно составит слово из слогов. (Запись на доске).

дож-ник-ху;          рет-порт;

ка-воч-де;             су-ри-нок;

чи-у-тель;             ник-че-у;

тор-док;                чик-маль;

  1. Актуализация знаний.

  1. Составьте предложения. Слова второго столбика поставьте в винительном падеже.   

художника             портрет

девочка                рисунок

учитель                ученик

доктор                 мальчик

(Предложения записываются на доске:

Художник рисует портрет. Доктор лечит мальчика.)

- Что общего в И.п. и В.п.? (Неодушевлённые существительные в И.п. и В.п. отвечают на вопрос что?, могут иметь одинаковые окончания).

- Чем отличаются эти падежи? (Одушевлённые существительные в И.п. отвечают на вопрос кто?, в В.п. на вопрос кого?, имеют разные окончания).

Существительные в И.п. в предложении являются подлежащими, существительные в В.п. являются дополнениями. Существительное в И.п. само производит действие, поэтому оно является подлежащим. Существительное в В.п. испытывает на себе действие другого предмета.

  1. Сегодня мы продолжим путешествие по Городу падежей. Прочитаем

стихотворение (запись на доске), определим падежи выделенных имён существительных.

Я из дома убежал,

Я до вечера гулял,

                                                              С дерева в сугроб упал,

                                                              Без уроков жить мечтал.

                                                              Для коллекции снежинки

                                                              Языком я собирал.

                                                              Около костра плясал

                                                              И вокруг двора скакал.

                                                              Вот стою я у доски

                                                              И вздыхаю от тоски.

 

- Зададим вопросы к выделенным словам. (чего? откуда? где?)

                                                                                                                                                     1

- Какой падеж отвечает на эти вопросы? (Родительный падеж).

- Назовите предлоги Р.п. (из, до, с, без, для, около, вокруг, у, от).

  1. Сегодня мы с вами совершим экскурсию по улице Родительного падежа. (Вопроси предлоги Р.п. выставляются в домики).

- Узнаем, какие деревья растут на улице Р.п.

(Дети берут листочки разных деревьев, составляют словосочетания, записывают на доске, выделяют окончания).

Лист берёзы, лист клёна, лист сирени, ольхи, липы, вяза, тополя.

  1. Зайдём в кафе, сделаем заказы. (Детям раздаются карточки, они составляют слова из слогов и букв).

Я закажу чашечку чая, стакан молока, стакан кефира, кружку воды, стакан компота, бокал напитка).

(ку-чаш; й, ч, а;), (кан-ста; м, л, к, о, о, о;), (кан-ста; е,к, ф, и, а, р;), (ку-круж; о, в, ы, д;),

(кан-ста; к, м, п, т, о, о, а;), (кал-бо; н, п, т, к, а, и, а;).

  1.  Заглянем на почту, поможем раздать корреспонденцию.

                                             Что? Для кого?

газета                         журнал                        открытка                    письмо

мама                          сын                               папа                            дочь      

(Дети записывают словосочетания на доске, выделяют окончания в Р.п.)

  1. Зайдём в магазин, сделаем покупки, для этого образуем словосочетания в Р.п.

Хрустальная ваза – ваза из хрусталя.

Золотое кольцо – кольцо из золота.

Серебряная ложка – ложка из серебра.

Шерстяной свитер – свитер из шерсти.

Резиновый мяч – мяч из резины.

             

  1. Физкультминутка с мячом. Логопед показывает картинки, дети отвечают, чего не хватает.

(Самолёт без крыла, собака без хвоста, стул без ножки, дверь без ручки и т.д.).

  1. Составим словосочетания с существительными в Р.п. множественного числа.

          букет                                                пирожки

          корзина                                            щи

          блюдо                                              розы

          кастрюля                                        скрепки

          пачка                                               яблоки

          коробка                                           письма

         стакан                                              перчатки

         стопка                                              овощи

         мешок                                              книги

         

  1. Мы в типографии. Исправьте ошибки. (Индивидуальная работа).

                                                                                                                                                       2

  1. В магазине не нашлось ни чулков (чулок), ни носок (носков).
  2. Взвесьте мне пять килограмм (килограммов) яблок.
  3. Васе исполнилось десять годов (лет).
  4. По болоту нельзя ходить без сапогов (сапог).
  5. После каникулов (каникул) ученики пришли в школу.
  6. Пять килограммов помидор (помидоров) стоит двести рублей.
  7. Катя разбила несколько чашков (чашек) и бледец (блюдцев).
  8. Через пять неделей (недель) начнётся чемпионат по футболу.

(Задания выполняется устно, затем зачитывается таблица, выделяются окончания слов).

          граммов                                                          яблок

          килограммов                                                  туфель

          апельсинов                                                     полотенец

          помидоров                                                      блюдец

          мандаринов                                                    чулок

          носков                                                             сапог

  1. Сделаем покупки в магазине. ( Детям раздаются карточки, они составляют предложения).

500, граммы, помидоры; 1 кг, яблоки; 2 кг, мандарины; пара, туфли; 2, пара, носки; 5, полотенца; 8, блюдца; 2, пара, чулки;

(Я покупаю 500 граммов помидоров. Я покупаю 2 пары чулок.)

  1.  Итог занятия.

С каким падежом мы сегодня познакомились?

Назовите вопросы этого падежа.

Назовите окончания существительных в родительном падеже.

С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?

Какими членами предложения являются существительные в родительном падеже?              

                                                                                                                                                     3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией)

Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией). Программа "Школа России"...

Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"

Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...

Презентация к уроку по русскому языку для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных".

Презентация к уроку русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России" автор учебника Рамзаева Т.Г. В презентации: тема урока (должны сформулирова...

Открытый урок по теме: "Различие в определении именительного, винительного и родительного падежей."

Урок был проведен в рамках ежегодного  дня-практикума ". Тема дня-практикума "Гуманизация образовательного пространства".В ходе самостоятельной работы исполльзуются индивидуальные карточки, соста...

Конспект урока по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж" УМК "Перспектива"

Цель: расширение знаний об именах существительных; формирование умения находить в предложении имена существительные в родительном падеже; формирование умения верно употреблять окончания существительны...