Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками
методическая разработка по логопедии по теме

Мандрыкина Маргарита Леонидовна

Материал содержит особенности коррекционно-развивающую работу с детьми и подростками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками.

В настоящее время в стране развивается система учреждений, оказывающих помощь семье и детям. Эти учреждения создаются как системой образования, так и системой социальной защиты или здравоохранения. Одна из важнейших задач, которую они ставят перед собой - это коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии той или иной степени. Как правило, дети, имеющие отклонения в развитии, испытывают трудности в адекватной самореализации, интеграции в образовательную и социокультурную среду. Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность (ст.2), любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества (ст.23). Это означает, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе и инвалида или имеющего отклонения в развитии - важнейшая задача гуманного общества. Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.        

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с отклонениями в развитии. Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении.

В практике работы соответствующего круга специалистов появились и широко используются такие термины, как «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями», «дети группы риска», «дети, пострадавшие от насилия» и др.

Это достаточно большая категория детей, страдающих соматическими и психическими заболеваниями, приводящими или не приводящими к инвалидности; это дети с ослабленным здоровьем, дети, имеющие разной степени отклонения в умственном, физическом или эмоциональном развитии, дети, перенесшие экологические и социальные катастрофы (землетрясения, войны, и т.п.).

Во всем мире и в нашей стране существует развитая система коррекционных учебных заведений для детей, имеющих дефекты.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения обеспечивают обучение и воспитание детей с выраженными отклонениями в развитии. Существует 8 типов таких учреждений, включая дошкольное и школьное образование:

для глухих и позднооглохших детей,

для слабослышащих детей,

для слепых детей,

для слабовидящих детей,

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с задержкой психического развития для детей с умственной отсталостью.

Помимо детей с выраженными нарушениями в развитии существует достаточно большая категория детей, имеющих легкую органическую патологию. Это дети так называемой «группы риска». В условиях обычного детского сада или школы такие дети могут испытывать значительные трудности в усвоении программы, эмоциональные перегрузки, ведущие к дезадаптации.

К детям «группы риска», по определению Г.Ф. Кумариной, относятся дети, которые не обнаруживают классических форм аномалии развития, имеют в силу разных причин биологического или социального свойства его парциальные недостатки, обусловливающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях и провоцирующие риск школьной дезадаптации. С.Г. Шевченко, опираясь на исследования сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (ныне институт коррекционной педагогики РАО), проведенные в 60-х годах, так кратко характеризует эту группу: «В рамках клинико-психологической классификации - это дети с задержкой психического развития конституционального, соматогенного, психогенного или церебрально-органического происхождения, включающей как различные варианты синдрома психического инфантилизма (гармонический,

дисгармонический, органический), так и нейродинамические и энцефалопатические расстройства, недостаточность отдельных корковых функций».

Кроме того, необходимо выделить категорию детей, развитие которых происходит в неблагоприятных жизненных условиях: дети из семей наркоманов, алкоголиков, пьющих и ведущих асоциальный образ жизни родителей, из домов ребенка, детских домов и дети из семей с неблагоприятным психологическим климатом, не обеспечивающих детям необходимой психологической защиты и поддержки. Не всегда состояние этих детей можно квалифицировать как задержку психического развития, но даже при сохранном соматическом здоровье и изначально сохранном интеллекте эти дети вследствие эмоциональной и социальной депривации могут обнаруживать отклонения в психическом развитии.

Еще одна категория детей, ход нормального развития которых может быть нарушен - это дети, перенесшие социальные или экологические катастрофы: жертвы землетрясений и наводнений, военных действий и т. п.

Отклонения в развитии таких детей сначала могут быть незначительными, например, проявляться в запаздывании формирования некоторых психических функций, особенно внимания, снижении работоспособности, эмоционально-волевой незрелости, невротических реакциях, но с возрастом могут приобрести выраженный характер и проявиться на уровне поведенческих реакций, препятствуя нормальной социализации ребенка.

Помимо специальных (коррекционных) образовательных учреждений в системе образования создаются группы для детей с нарушениями речи (логопункты в школах), классы компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения и т.д. для детей, испытывающих трудности в обучении.

Характер обучения в этих образовательных учреждениях и классах имеет коррекционно-развивающую направленность. Обучение строится с учетом дефекта ребенка, возможностей его компенсации и предполагает содействие социальной абилитации и реабилитации этих детей.

Почему же сейчас мы говорим о необходимости дополнительной коррекционно-развивающей работы? Можно назвать, по крайней мере, несколько причин.

В настоящее время все чаще обсуждается возможность интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и нормально развивающихся детей. Многие родители неохотно отдают своих детей в специальные (коррекционные) учреждения, полагая, что относительная изоляция затрудняет дальнейшую интеграцию ребенка в социум. Кроме того, происходит так называемая стихийная интеграция детей с отклонениями в развитии, особенно в сельской местности, в связи с отсутствием в регионах необходимых видов коррекционных учреждений.

Пребывание таких детей в общеобразовательных учреждениях делает коррекционно-развиваюшую работу особенно актуальной. Получая образование в условиях специальных (коррекционных) учреждений и классов, дети с отклонениями в развитии сталкиваются с разнообразными проблемами - от трудностей в учении до личностных проблем - решить которые им должна помочь система коррекционно-развивающей работы. Отклонения в развитии у многих детей не столь грубо выражены и не являются препятствием для посещения обычных детских садов и школ. Однако, не будучи скорректированными, эти отклонения значительно затрудняют обучение ребенка. Такие дети не могут в отведенное программой время усвоить необходимые навыки и умения или усваивают их некачественно. Для устранения препятствий в дальнейшем обучении им необходима помощь, которую они могут получить в ходе коррекционно-развивающей работы, проводимой и по месту обучения, и в ППМС-центрах.

Помимо проблем, связанных с получением образования, дети с отклонениями в развитии имеют проблемы самореализации в других жизненных сферах, в том числе в сфере досуга. Эти дети должны иметь возможность развития разнообразных продуктивных видов деятельности, занятие которыми повышает качество их жизни. Решению этих задач также должна служить система коррекционно-развивающей работы.

Одна из реалий нашего общества - это неблагополучные семьи, дети - «социальные сироты», дети из семей беженцев и переселенцев. Благополучное развитие этих детей нарушено по социальным причинам, многие из них были лишены необходимых условий для развития, не могли начать или были вынуждены прервать обучение. Такие дети также нуждаются в коррекционно-развивающей работе.

Ориентация на развитие ребенка определяет основное содержание коррекционно-развивающей работы, осуществляемой в образовательных учреждениях разного типа (в том числе и ППМС-центрах) и в других центрах, оказывающих помощь семье и детям.

Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дифференциация и индивидуализация- основа построения коррекционно-развивающего процесса обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта"

Организация коррекционно-развивающего процесса  обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта строится с учётом речевых и психофизических особенностей детей на принципах индивидуализаци...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ОВЗ. В соответствии с тре...

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ЗПР

Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучени...

Коррекционно-развивающие занятия психолога с детьми, имеющими комплексные тяжелые нарушения развития

Главная цель данной работы психолога, это создание условий для успешной адаптации и социализации детей с УО....

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога с детьми младшего возраста с ЗПР в третьем классе.

Коррекционно-развивающее занятие в третьем классе школы VII вида.Цель занятия: расширять представления учащихся о творчестве Г. Х. Андерсена.Ученики знакомятся с биографией писателя и его творчес...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в третьем классе.

Коррекционно-развивающее занятие проводилось в 3 классе школы VII вида.Цель: закреплять знания детей о сказках А.С. Пушкина.Вспоминали сказки А. С. Пушкина и отвечали на вопросы викторин....

Методическая работа «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»

Дополнительное образование в современных условиях в последнее время стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Данная тенденция отражает не только национал...