Роль упражнений и игр, способствующих формированию пространственных представлений у детей.
статья по логопедии на тему

Власова Ирина Эдуардовна

С самых первых лет жизни ребенка (и это самый важный шаг на пути к успеху) необходимо использовать игры, которые способствуют развитию двигательной сферы, совершенствованию координации движений и деятельности полушарий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Я уже рассказала о том, как недостаточное развитие пространственного ориентирования может повлиять на формирование устной и письменной речи у ребенка. Теперь пора понять, как можно предотвратить развитие таких нарушений как дисграфия и дислексия.

С самых первых лет жизни ребенка (и это самый важный шаг на пути к успеху) необходимо использовать игры, которые способствуют развитию двигательной сферы, совершенствованию координации движений и деятельности полушарий. Нельзя ограничивать активность ребенка, нужно давать ему возможность вдоволь наползаться. На этом же этапе важна роль массажа, а также водных, дыхательных, гомеопатических процедур, раскачивание и верчение тела ребенка в разных плоскостях.

Если же говорить о более взрослом, но все еще дошкольном возрасте, то большое внимание необходимо уделять физминуткам, играм с мозаикой, с разрезными картинками и паззлами; работа с пластилином, глиной, тестом; раскраска картинок карандашами, особенно заштриховка мелких деталей. Такая работа поможет ребенку подготовиться к четкому зрительному восприятию и правильному написанию букв.

Для тех, кто уже учится читать и писать, но при этом столкнулся с трудности в усвоении графем русского языка, разработана специальная пальчиковая азбука как система коррекционной работы. Она развивает пространственные представления, зрительный анализ и синтез, мелкую моторику. В методику работы по усвоению графемы входит 62 варианта изображения букв с помощью пальцев. Они позволяют не только закрепить оптический образ буквы, но и являются средством предупреждения возникновения оптической дисграфии.

В развитии ориентации в пространстве мы выделяет пять этапов:

1 этап: детей учат практической ориентировке «на себе»: различать и правильно называть части своего тела, части тел других детей, кукол; соотносить со своим телом.

- создают представление о пространственном расположении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая; грудь впереди, а спина сзади, и т.д.

- учат ориентироваться в групповой комнате, в раздевалке, в туалетной комнате (находить свой шкафчик с полотенцем и туалетными принадлежностями).

- учат ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания слуха, обоняния (обращать внимание детей на окружающие звуки, запахи, изменения покрытия пола в помещениях, на разную поверхность игрушек, предметов).

2 этап: точкой отсчета является собственное тело: создают представление о верхней и нижней, передней и задней, правой и левой сторонах тела.

- учат обозначать расположение частей своего тела соответствующими пространственными терминами: правая, левая, вверху, внизу, спереди, сзади и т.д.

- учат находить и располагать игрушки и предметы в ближайшем пространстве вокруг себя (справа — слева, вверху — снизу, впереди — сзади).

- знакомят детей с понятиями: далеко, близко.

- обучают начальным навыкам микроориентировки (на поверхности листа бумаги): определять, показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа, брать предметы правой рукой и располагать их на листе справа и слева, вверху и внизу, посредине.

- формируют представление о простейшем схематичном, условном изображении игрушек и предметов (используя для этого четкие контурные изображения).

3 этап: детей учат словесно обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя (например: «Дверь сзади (позади) меня», «Стол справа от меня» и т.д.).

- определять стороны предметов, наполняющих пространство (например, у шкафа стороны — передняя и задняя, верхняя и нижняя, правая и левая).

- передвигаться в названном направлении, находить дорогу в то или иное помещение.

- ориентироваться на участке; определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов.

4 этап: ориентировка по схеме. Детей учат определять направление местоположения предметов, находящихся на значительном расстоянии от них (в 2, 3, 4-х, 5-ти метрах).

- словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке (стол стоит у окна, картина висит на стене, игрушка стоит в шкафу на верхней полке и т.д.).

- понимать и активно использовать в речи обозначения направления движения (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до... и др.).

- передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме пути, словесно обозначать направления, начерченные на схеме пути.

5 этап: самостоятельное составление схем пространства. Детей учат мысленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет.

- сравнивать расположение предметов в реальном пространстве с их отображением в зеркале.

- активно использовать пространственные термины и обозначающие пространственные отношения предлоги и наречия.

- ориентироваться на ближайшей улице, составлять схемы пути передвижения на территории и вокруг детского сада.

- читать схемы пути и окружающего пространства, моделировать реальные пространственные отношения по словесной инструкции и по предложенной схеме пространства.

В качестве игр, развивающих пространственную ориентацию у детей, приведу в пример следующие:

1. «Словесная ориентировка». Для этого вам понадобятся карточка с изображениями животных, карточка с цветными карандашами, сюжетная картинка комнаты, картинка с изображением перспектив. В первых двух случаях ребенок должен рассказать, в какой части картинки расположен заданный объект. Например: «На первой карточке корова находится в левой верхней части листа, она смотрит влево, хвост опущен вниз, рог торчат вверх» или «На второй картинке между синим и красным карандашами, расположенными в нижней части листа, находится зеленый карандаш».

Более подробный рассказ можно создать на основе сюжетной картинки комнаты, предметов быта и людей: «Расскажи, кто, что и где находится в комнате».

2. «Марионетка». Ребенок должен, внимательно слушая педагога, выполнять его задания. Например: «Подними правую руку и повернись налево. Подмигни по очереди левым и правым глазом. Залезь на стул, опусти правую руку и подними левую. Начиная с левой ноги, спустить со стула и повернись вокруг своей оси и т.д.»

3. «Копирование». Доля этого понадобятся тестовый буклет с фигурами, буквами или цифрами в одном углу, и схематичными точками, по которым можно нарисовать аналогичный знак, - в другом. Задание: «Посмотри внимательно на рисунок. Ты видишь фигуру. На что она похожа? Но она нарисована не просто так, а по точкам. Рядом тебе нужно нарисовать такую же фигуру, соединяя линиями свободные точки».

Эти и другие игры, широко используемые мною на практике, затрагивают несколько уровней пространственного ориентирования. Регулярное их использование может стать эффективным средством профилактики нарушений чтения и письма в дошкольной группе и начальных классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Развитие пространственных представлений у младших школьников является основной составной частью по формированию умений и навыков развития различных видов деятельности и задач коррекционной работы....

Формирование пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья

В методических рекомендациях освещаются основные этапы работы по формированию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья....

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием

В данной статье описывается подготовительная работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта, а также предлагаются игровые приемы, направленные на развитие...

Формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших условий полноценного развития ребёнка на всех этапах  развития....

Использование дидактических игр для развития пространственной ориентировки и формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения.

Пространственная ориентировка детей с нарушением зрения - проблема и психологическая, и педагогическая. Актуальность этой проблемы заключается в том, что самостоятельное передвижение является основой ...

"Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью."

quot;Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью."...