"Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью."
методическая разработка (2 класс)

"Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью."

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью.»

Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью – одно из важнейших условий жизнеобеспечивающей ориентировки в окружении.

Оно связано с использованием разных систем ориентации в пространстве.

Базовой и наиболее естественной системой ориентации является схема тела. По А. В. Семенович условно можно выделить 4 последовательных этапа в формировании пространственных представлений :

• 1 этап – освоение телесного пространства, ориентировка на собственном теле.

• 2-й этап – определение направлений в пространстве относительно своего тела.

• 3-й этап – двигательный диктант и графические схемы.

• 4-й этап – формирование “ квазипространственных представлений (речевые конструкции).

Первым шагом должна стать маркировка его правой (или левой) руки с помощью ленточки, резинки, часов. Привязываем ленточку только к одной ноге или руке и, называем право или лево, побуждая ребенка каждый раз вспоминать, на какой руке у него ленточка. Такие маркеры должны присутствовать на ребенке постоянно, на каждом уроке.

На первом этапе формирования пространственных представлений базовой системой ориентации является схема тела, так как представление о внешнем пространстве строится вначале от собственного тела ребенка, а потом уже превращается в абстрактные пространственные представления. Каждое из пространственных представлений связывается с определенным движением, изменением положений частей тела, например, “вверх”, “вперед”, “ назад”, “вправо” и “влево” – простой шаг или прыжок на двух ногах. Вначале ребенок выполняет движения вместе с учителем, который и поясняет каждое направление, далее выполняет самостоятельно. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой, затем поворотом головы, а затем – взором.

Ориентировка в собственном теле, освоение телесного пространства.

Формирование понятия правая рука.

Упражнение 1. “Цветные ладошки”. Задание: #1054;бвести красным карандашом контуры ладоней. #1053;айти на рисунке методом наложения правые ладошки и раскрасить их в красный цвет (левые – в синий цвет)”

Упражнение 2. “Это правая рука”.

Ребенка просят показать у себя правую руку, правый глаз, правый локоть, правое колено, левый глаз, левую руку и т. д. Учитель предлагает выполнить задание, а ребенок самостоятельно выполняет упражнение в соответствии со словами текста.

Формирование представлений “правая сторона” и “левая сторона” тела.

Упражнение “Правая и левая стороны тела”.

Поднять правую руку вверх и погладить ее от кисти до плеча и обратно, наклониться и похлопать по правой ноге и т. д. Учитель рассказывает ребенку, что есть правая и левая сторона тела. Со стороны правой руки - все части тела правые (ухо, глаз, щека, плечо, локоть, нога, колено, пятка). Там, где находится левая рука) – все части тела левые.

На втором этапе определяем направление в пространстве относительно своего тела.

Здесь отрабатываем следующие упражнения:

  • “Движение в одном направлении”

Вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, согнуть правую ногу вверх, присесть на правое колено и т. д.

  • “Моя рука, твоя рука”

Вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно – согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку. Сидя напротив ребенка дать инструкцию: “Делай своей правой рукой то же, что и я делаю правой”.

  • “Что находится справа (слева)от меня?”

  • Освоение внешнего пространства : Определение направлений в пространстве относительно своего тела (направо, налево).

Третий этап формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам. Развитие пространственных схем начинается с формирования ориентировки “на местности”.

Двигательный диктант (по шагам, затем на листе бумаги)

Упражнение “Соедини точки”.

Выделить первую верхнюю точку, потом первую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх. Выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево. На двух строчках отметить 2 параллельные точки.

Упражнение “Покажи направление”.

Показать направления: сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево (рукой в воздухе). Научите ребенка показывать направления вытянутой рукой в воздухе (с указательным жестом, потом – только поворотом головы, взглядом.

Упражнение “Куда указывает стрелка?”

4 карточки с нарисованными стрелками в разных направлениях. Показать карточку со стрелкой, указывающей движение наверх, вниз, налево, направо. Предложить ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех указанных вами направлениях и называя их. То же самое, выбрав карточку с нужной стрелкой.

Верх-низ на плоскости листа.

Упражнение “Поставь фигуру в угол”.

Квадрат из картона, расчерченный на 9 клеточек. Поставить фигуру в центр квадрата. Поставить фигуру в правом нижнем углу, левом верхнем, в центр и т. д. Предложить ребенку поместить фигуру в нужном углу, начиная с центра квадрата

(центр выделен красным цветом).

Четвертым этапом является формирование “ квазипространственных” представлений, который начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями.

Например, ребенку предлагается выполнить следующие задания :

  • “Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет”

Ребенку предлагают выполнить упражнение с предметом (стулом).

  • “Поставить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой” и т. п.

Упражнение “Положи ручку”.

Положить ручку в пенал (на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала).

Упражнение “Пространство в картинке”.

Что на картинке изображено справа, слева, вверху, внизу; в какой руке и что держит персонаж.

Предложить ребенку посмотреть на картинку и ответить (показать, что изображено слева (справа).

Упражнение “Где звенит колокольчик”.

Позвенеть колокольчиком перед собой, сзади себя, возле левого уха, слева от себя, возле правого уха, справа от себя, над головой и т. д.

Дать ребенку колокольчик и предложить позвенеть им по инструкции взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль упражнений и игр, способствующих формированию пространственных представлений у детей.

С самых первых лет жизни ребенка (и это самый важный шаг на пути к успеху) необходимо использовать игры, которые способствуют развитию двигательной сферы, совершенствованию координации движений и деят...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Развитие пространственных представлений у младших школьников является основной составной частью по формированию умений и навыков развития различных видов деятельности и задач коррекционной работы....

Формирование пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья

В методических рекомендациях освещаются основные этапы работы по формированию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья....

ТЕМА: Формирование временных представлений у учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)

Специфика временных понятий и нарушение психического развития детей с умственной отсталостью затрудняют возможность самостоятельного, спонтанного познания и развития временных представлений. В связи с...

Особенности формирования математических представлений у детей с умственной отсталостью.

Особенности формирования математических представлений у детей  с умственной отсталостью....

Развитие временных представлений у детей с умственной отсталостью

   Известно, что для детей с умственной отсталостью характерно нарушение сложных форм познавательной деятельности, в том числе и процесса восприятия, а временные понятия и отношения о...

Особенности развития пространственных представлений у обучающихся с умственной отсталостью

Одним из необходимых условий гармоничного развития ребёнка является способность к ориентировке в пространстве.Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия простр...