Развитие временных представлений у детей с умственной отсталостью
презентация к уроку

Шилина Оксана Анатольевна
     Известно, что для детей с умственной отсталостью характерно нарушение сложных форм познавательной деятельности, в том числе и процесса восприятия, а временные понятия и отношения отличаются своей специфичностью и абстрактностью. Формирование у таких детей временных представлений имеет большое значение как для развития их познавательной и личностной сфер, так и для их адаптации и интеграции в современном обществе. Специфика временных понятий и нарушение психического развития детей с умственной отсталостью затрудняют возможность самостоятельного, спонтанного познания и развития временных представлений. В связи с этим особое значение приобретает специально организованный процесс обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие временных представлений глубоко умственно отсталых школьников Подготовила: Педагог-психолог Шилина О.А.

Слайд 2

Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений и событий. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью изучения данного вопроса для раннего комплексного воздействия на коррекцию всех сторон психики умственно отсталых школьников. У детей с умственной отсталостью в результате органических изменений ЦНС, отмечаются недоразвитие мозга и связанные с этим серьезные нарушения динамики нервных процессов. Диффузный характер умственной отсталости приводит к нарушению личности ребенка в целом. Интеллектуальное недоразвитие приводит к нарушению познавательной деятельности.

Слайд 3

Особенности развития детей с глубокой умственной отсталостью Характерен ограниченный словарный запас, речь маловыразительна, часто аграмматична . Ограничено понимание значения многих слов, особенно тех, которые выражают качества, свойства и отношения предметов, то есть сенсорных эталонов. Отмечаются значительные нарушения мыслительных процессов (страдает смысловая память, недостаточно и логически опосредованное запоминание), а также такие процессы, как активное восприятие, моторная сфера и работоспособность. Внимание детей с интеллектуальной недостаточностью плохо фиксируется, легко рассеивается, новое усваивают очень медленно и только после многократного повторения.

Слайд 4

Хорошо развита механическая память. В деятельности детей с нарушениями интеллекта отсутствует план, они несамостоятельны, с трудом переключаются на новые виды деятельности, могут длительный срок заниматься одним и тем же делом. Замедленность темпа восприятий сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала (умственно отсталые дети замечают значительно меньше предметов, попадающих в их поле зрения). Выраженная недифференцированность (значительно нарушена способность различать сходные предметы при их узнавании). Выраженная инактивность (отсутствие желания искать и находить какие-либо объекты, рассмотреть детали предмета, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого).

Слайд 5

Особенности временных представлений и ориентировки во времени у детей с ГУО Отмечаются затруднения в формировании представлений отдаленности и последовательности событий. Им трудно представить отрезки времени, удаленные на сотни, тысячи, десятки лет. Школьники, поступившие в 1 класс вспомогательной школы, не знают дней недели, почти не владеют элементарной временной терминологией. У УО детей понятие длительности складывается лишь в 5-6 классах, то есть в старших классах вспомогательной школы Ученики заучивают названия времен года, однако применить свои знания не могут. У УО детей нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости. Они не могут представить того, что время течет не останавливаясь, и его течение необратимо.

Слайд 6

Обследование развития представлений о времени у детей с ГУО 1. Знают ли дети времена года (показывают ли эти времена года по картинкам, называют или только показывают, умеют ли словесно описать признаки времен года, знают ли последовательность времен года). 2. Умеют ли определять и называть части суток, знают ли их последовательность (по картинкам двух видов – с изображением действий в разные части суток и природными явлениями (положение Солнца и Луны в разное время суток), отмечается, на каких картинках лучше определяют части суток и какую часть суток лучше знают). 3. Как называют дни недели, знают ли их последовательность. Обследование позволяет выявить уровень развития временных представлений, дает возможность определить основные направления фронтальной и индивидуальной работы.

Слайд 7

Исследования представлений о времени у детей с ГУО показывают Наиболее трудным оказывается определение последовательности времен года. Представления о временах года связаны с выделением характерных признаков, наиболее значимым из которых является состояние растительности (зима – снег, деревья голые), лето – цветочки, осень – желтые листья). Представления о текущем времени года оказываются более адекватными и четкими, это свидетельствует о неустойчивости имеющихся знаний и представлений о временах года. Сведения о днях недели и о частях суток нечеткие и разрозненные. Как правило, дети знают названия лишь некоторых дней недели, различают только утро и ночь. Определяют время суток, связывая с каким-то видом деятельности, который постоянно повторяется в определенный отрезок суток (в школу идти утром). Ориентируются, в основном, на степень освещенности неба, не учитывая положения Солнца.

Слайд 8

Особое значение для организации деятельности УО ребенка имеет его умение соотносить темп деятельности с заданными условиями. Такое умение обеспечивает возможность использовать продуктивно свое время на уроках. Проявление несформированности ориентировки во времени у разных детей оказываются весьма различными. У одних выявляется слишком большой интервал между получением задания и началом его выполнения. У других замедлен сам темп деятельности, третьи постоянно отвлекаются от основной задачи в ходе ее выполнения. Планирование деятельности УО детей характеризуется большими трудностями, в том числе, связанными с недостаточным учетом времени – его длительности, последовательности распределения деятельности во времени, темпа. Они не соотносят темп своей деятельности с заданным временем.

Слайд 9

Особенности коррекционной работы по развитию временных представлений у детей с ГУО Необходимы внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и постепенного вовлечения детей в учение. Для лучшего усвоения материала необходимо перед каждым разделом изучаемого материала проводить подготовительную работу. Основной формой обучения является урок. Количество уроков по каждой теме должно быть значительно увеличено по сравнению с программой для детей с легкой степенью умственной отсталости. Необходима большая работа по закреплению и многократному повторению пройденного материала, так как детям с нарушением интеллектуального развития свойственно быстрое забывание.

Слайд 10

1. Необходимо формировать временные представления на базе детских наблюдений, опыта, практики. Связывать каждый факт, явление, события со временем, в которое оно протекает. Процесс формирования временных представлений у детей с нарушением интеллекта проводится с учетом следующих требований: 2. Знакомить учащихся с помощью бесед, игр с отношениями времени: сутки больше, чем день или ночь, сутки меньше недели, год больше месяца, час больше минуты и т. д. 3. Показывать продолжительность единиц времени, возможное конкретное их содержание с тем, чтобы ученик ощутил длительность этого промежутка времени в различных условиях, постиг путем опыта, что можно сделать за ту или иную единицу времени.

Слайд 11

4. Формировать, как можно раньше, правильные представления о длительности событий, явлений, которые учащиеся постоянно наблюдают или в которых участвуют (например, режимных моментов, урока, перемены и т. д.). Учащиеся должны накапливать опыт в определении длительности промежутка времени, необходимого для выполнения той или иной работы, подмечать зависимость между количеством продукции и затраченным на ее изготовление временем, отчетливо выделять связи и отношения между явлениями и событиями, давать им четкое словесное описание. 5. проводить работу по формированию временных представлений и понятий на других учебных предметах (уроках музыки, русского языка, физкультуры, рисования) и во внеурочное время. 6. проводить работу по развитию временных представлений систематически независимо от темы урока, затрачивая по 5-10 минут урока.

Слайд 12

Сайт http:// linda6035.ucoz.ru / В первом классе уточняются представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь). Учитель знакомит детей с понятием «сутки». Учащиеся должны овладеть определенной группой слов, словосочетаний (рано, поздно, быстро, медленно). К концу пропедевтического периода учащиеся должны уметь чередовать понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

Слайд 13

Сайт http:// linda6035.ucoz.ru / Эти понятия могут быть усвоены только при систематическом их употреблении. Необходимо регулярно спрашивать детей, что было накануне (вчера), что произойдет в дальнейшем (завтра), какие дела нужно выполнить сегодня.

Слайд 14

Что мы делаем утром? Соедини действие с фотографией.

Слайд 15

Что делает мальчик? Когда мальчик проснулся, умылся (почистил зубы), оделся, позавтракал? Какое это время суток? Соедини картинки-действия с картинкой «утро».

Слайд 16

Представления о временах года начинают формироваться с первого класса с наиболее, ярко выраженного времени года, затем – с противоположным временем года, имеющим ярко выраженные признаки, потом с тем временем года, из оставшихся, которое имеет яркие признаки, в конце – наименее выраженное время года. Отметь цифрами 1, 2, 3, 4 последовательность времен года, начиная с зимы (весны).

Слайд 17

К какому времени года относятся картинки? Найди лишнюю картинку.

Слайд 18

К какому времени года относятся картинки? Соедини, что когда бывает?

Слайд 19

Рассмотри картинку. Весной греет солнце. Тают сосульки, начинается капель. Помоги каждой капельке с сосульки спуститься в лужицу (проведение линий сверху вниз). Как светит солнце весной? Помоги апрельскому (яркому, теплому) солнышку растопить снег. (Проведение линий («солнечных лучиков») сверху вниз).

Слайд 20

Покажи стрелочками последовательность весенних месяцев. Май Март Апрель

Слайд 21

Начинается работа по формированию понятия недели. Опыт показывает, что учащиеся постепенно запоминают названия дней недели и их последовательность, если ежедневно спрашивать их, какой сегодня день недели, какой день недели был вчера. Упражнение «Составь пазл «Неделя»

Слайд 22

Ко второму классу учащиеся должны иметь большой запас наблюдений смены дней в течение недели. Закреплению последовательности дней недели способствует проведение дидактических игр. Наряду с календарным понятием недели (неделя начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье) следует дать учащимся и житейское понятие недели (если от данного дня пройдет семь дней, то пройдет неделя, от четверга до четверга прошла неделя).

Слайд 23

Посчитай, сколько дней в неделе? Какой день сегодня, какой будет завтра? Какой день был вчера? Закончить предложения : Если сегодня понедельник, то завтра будет… Если сегодня четверг, то завтра будет…Если сегодня пятница, то вчера был…и.т.п.

Слайд 24

Во втором классе учащиеся вспомогательной школы получают понятие о единице измерения времени – часе, знакомятся с прибором для измерения времени – часами. Учащиеся знакомятся с часами, узнают об их назначении, о том, зачем людям нужно знать и уметь измерять время. На циферблате учащиеся рассматривают стрелки: часовую и минутную. Обращают внимание на движение стрелок. Сначала дети учатся размещать числа на циферблате, затем изображают стрелки. В последующие дни проводится работа по наблюдению за конкретной наполняемостью часа.

Слайд 25

В третьем классе дети учатся определять время с точностью до 5 минут. С понятием «год» учащиеся знакомятся в третьем классе (в году 12 месяцев). Одним из пособий, которое помогает сформировать понятие года, месяцев, дней недели является календарь. При знакомстве с календарем показывают различные виды календарей, уточняют их назначение.

Слайд 26

по подражанию действиям взрослого; по образцу действия взрослого;  по словесной инструкции взрослого. Этапы формирования временных представлений у детей с нарушением интеллекта ( Гаврилушкина О.П., Стребелева Е.А. и другие) Методика работы по формированию представлений о временах года может быть перенесена на формирование других знаний: закрепление понятий о цвете, форме, величине; расширение кругозора детей и обогащение словарного запаса; развитие и коррекция высших психических процессов: мышления, памяти, устной речи; развитие мелкой моторики рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Развитие речевого общения у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома – интерната».

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ    ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИХ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТАТема данного выступления актуальна в педагогической теории и практики, так как наблюдается...

ТЕМА: Формирование временных представлений у учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)

Специфика временных понятий и нарушение психического развития детей с умственной отсталостью затрудняют возможность самостоятельного, спонтанного познания и развития временных представлений. В связи с...

Развитие математических представлений у обучающихся с умственной отсталостью

Статья посвящена развитию математических представлений у обучающихся с умственной отсталостью...

Особенности формирования математических представлений у детей с умственной отсталостью.

Особенности формирования математических представлений у детей  с умственной отсталостью....

"Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью."

quot;Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью."...

Особенности развития пространственных представлений у обучающихся с умственной отсталостью

Одним из необходимых условий гармоничного развития ребёнка является способность к ориентировке в пространстве.Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия простр...