Конспект №2
план-конспект занятия по логопедии на тему

Логопедическая тема: Развитие морфолого-синтаксических обобщений.

Грамматическая тема: Многозначные слова.

Лексическая тема: Овощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp._no2_attest.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Конспект №2

Логопедическая тема: Развитие морфолого-синтаксических обобщений.

Грамматическая тема: Многозначные слова.

Лексическая тема: Овощи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • развивать подвижность артикуляционного аппарата
  • заниматься автоматизацией поставленных на логопедических занятиях звуков речи детей
  • развивать умение дифференцировать фонемы
  • сформировать лексико-грамматическое понятие «многозначное слово»
  • учить дифференцировать данное понятие с другими понятиями на основе выделения их существенных признаков
  • формировать морфологические и синтаксические обобщения
  • развивать навыки обобщения, классификации и систематизации
  • учить понимать, объяснять образные выражения
  • совершенствовать оптико-пространственные выражения

Воспитательные задачи:

  • воспитывать   целеустремлённость в решении учебно-практических действий и речевых задач
  • воспитывать трудолюбие

Оборудование: Кукла Незнайка, компьютер.

                                                   Ход урока

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

2.Речевая зарядка

- Логопед читает скороговорку

            Еле-еле Лена ела,

            Есть от лени не хотела.

- Какой звук чаще встречается?

- Назовите слова со звуками [ л ] и [ л' ].

- Что такое лень?

- Повторите скороговорку под счёт, отхлопывая ритм.

- Проговорите её по одному тихо, потом громко.

- Повторяйте за мной, выделяя голосом, следующие слова:

              Еле-еле Лена ела,

              Есть от лени не хотела.

Еле-еле Лена ела,

Есть от лени не хотела.

              Еле-еле Лена ела,

              Есть от лени не хотела.

Еле-еле Лена ела,

Есть от лени не хотела.

3.Закрепление пройденного материала

- Скажите, пожалуйста, что такое: Лена, ела, есть, лень? Назовите

  одним словом.

-Почему они называются словами?

4.Проверка домашнего задания

- Объясните значения слов: коридор, крыльцо. Какие предложения вы с ними составили?

- Что вы объясняли?

- Сколько значений у этих слов?

- Слова с одним значением называются однозначными.

5.Сообщение темы урока

- О ком говорится в скороговорке?

- Что ещё обозначает Лена?

- Итак, сегодня мы познакомимся со словами, которые имеют несколько значений. Такие слова называются многозначными.                                      

6.Развитие логико-грамматических конструкций

- Отгадайте загадки:

Растут на грядке зелёные ветки,

А на них – красные детки.

Он и в дождик, он и в зной

Прячет клубни под землёй.

Клубни вытянешь на свет-

Вот и ужин, и обед.

Жёлтая девица росла в темнице,

Люди в руки брали, косы срывали.

Стоит матрёшка на одной ножке,

Закутана, запутана.

- О ком говорят: «Одет   как капуста»? Почему так говорят?

-Какие загадки про овощи вы знаете?

7.Развитие слуховой дифференциации

- Послушайте стихотворение:

             Куклу выронив из рук,

             Маша мчится к маме:

             «Там ползёт зелёный лук

             С длинными усами!»

- От кого убегала девочка?

- Почему?

- Правильно ли я назвала слова в стихотворении?

- Найдите ошибку и исправьте её.

- Расскажите стихотворение медленно, чётко, громко.

- Сколько значений имеет слово усы?

- Приведите примеры.

- Рассмотрите соответствующие картинки.

8.Физминутка

- Выполняем под стихотворение следующие движения:

Замарашка рук не мыл,    

Месяц в баню не ходил.

Столько грязи, столько ссадин!

Мы на шее лук посадим,

Репу на ладошках,

На щеках - картошку,
На носу морковь взойдёт-

Будет целый огород.

-Кого называют замарашкой?

- От какого слова оно образовано?

- Найдите в толковом словаре и прочитайте объяснение значения слова мараться.  На какую букву будете искать слово?

- Какие значения имеет слово месяц?

  (Можно посмотреть в толковом словаре).

- Чем похожи часть луны и период (часть) года?

-Какие значения имеет слово нос?

-Чем похожи часть лица и часть корабля?

- Как называются слова месяц, нос?

9.Развитие морфологических обобщений

- Послушайте «щи» – талочку. Сосчитайте овощи.

                 Чищу овощи для щей.

                 Сколько нужно овощей?

                 Три картошки, две морковки,

                 Да петрушки корешок,

                 Да капустный кочешок.

                 Потеснись-ка ты, капуста,

                 От тебя в кастрюле густо!

                 Раз, два, три, огонь зажжён-

                 Кочерыжка, выйди вон!          

                 (М. Бородицкая)

- Сколько овощей вы насчитали?

- Что такое кочешок капусты, кочерыжка?

- Из чего готовят щи?

- Сколько значений имеет слово чищу?

- Приведите примеры.

10.Подведение итогов урока

- С какими словами мы познакомились на уроке?

- Какие слова называются многозначными?

- Приведите свои примеры.

-Какой делают нашу речь многозначные слова?

11.Домашнее задание

- Подумайте дома над предложением: У Толи не речь, а сплошной винегрет.

- Как вы понимаете данное выражение?

- Почему речь иногда можно сравнивать с винегретом?

 

 

 

   [ л ]  [ л’ ]

Еле, Лена, ела, лень, хотела.

Дети повторяют.

Слова.

Слово имеет значение.

Значение.

О Лене, девочке.

Название реки в Сибири.

Слайд №1

Помидоры.

Картофель.

Репа.

Капуста.

Много одежды

От жука.

Потому что страшный.

Нет.

Усы папы, усы кошки, усы антенны.

Слайд   №2

Имитация мытья рук.

Скрещивание движения руками

Ходьба на месте.

Ладонями касаются щёк.

Хлопки руками.

Ладонями закрывают нос.

Руки разводят в стороны.

Кто грязный

Замараться

Испачкаться

м

Видимая часть луны, период года.

Слайд №2

Часть лица, часть корабля.

Слайд №3

Многозначные.

7

Кочешок-разросшаяся верхушка почка

Кочерыжка-твёрдый

 стержень капустного кочана

Капуста, картофель, морковь

Я чищу фрукты (очищаю от кожицы). Я чищу туфли (убираю грязь).

Слова, у которых несколько значений.

Ножка, ручка, кружки, коса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...