Обследование по речевой карте для 1-го класса
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Якушко Елена Борисовна

Данное пособие облегчает поэтапное обследование состояния развития устной речи у учащихся первых классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Схема обследования первоклассника по речевой карте Составитель: учитель-логопед ГБОУ ЦППРК «Доверие» Якушко Е.Б.

Слайд 2

Общее звучание речи: Аномалия в строении артикуляционного аппарата Тонус____ активность___ Объём движений ___ точность выполнения__ длительность Звукопроизношение: гласные__переднеязычные__соноры__заднеязычные аффрикаты __йотированные__ свистящие__шипящие собака — маска — нос сено — василек — высь замок — коза цапля — овца — палец шуба — кошка — камыш жук — ножи щука — вещи — лещ чайка — очки — ночь рыба — корова — топор река — варенье — дверь лампа — молоко — пол лето — колесо — соль

Слайд 3

Понимание речи: 1. Понимание данной инструкции Покажи ключ, карандаш. Покажи карандашом ключ. Покажи карандаш ключом. Нарисуй круг под крестом. Нарисуй крест под кругом.

Слайд 4

2 .Понимание сущ. ед. и мн. ч. Един, и множ. число им. сущ.: Покажи, где ягода — ягоды, щенок — щенки и т.п. Един, и множ. число глаголов: Покажи, где идет, где идут, поет — поют и т.п.

Слайд 5

3. Понимание соотношений членов предложений в сложноподчинённом предложении Прежде чем посмотреть мультфильмы, Ваня сделал уроки. Что Ваня сделал раньше? Какое предложение правильное: Наташа испачкала платье, потому что скамейка грязная. Скамейка грязная, потому что Наташа испачкала платье.

Слайд 6

4 . Определение правильной фразы Исправь, где нужно Девочка гладит утюгом. Дом нарисован мальчиком. Мальчик умывается лицо. Собака вышла в будку. Березки склонились от ветра. Солнце освещается землей. По морю плывут корабль. У Нины большая яблоко. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма.

Слайд 7

5. Понимание падежных окончаний Творительный падеж, ед. числа: нож. режут хлеб (чем?); вилка, едят (чем?); пила, пилят (чем?); топор, рубят (чем?). Родительный падеж, мн. числа: В лесу много чего? (цветов, деревьев, кустов, птиц); В комнате много чего?

Слайд 8

Подбор предмета к изображению

Слайд 9

Сравнительный анализ Из частей целое Выделение лишнего предмета _

Слайд 10

Словообразование и словоизменение: Прилагательное от существительного__ лису за хитрость называют хитрой, волка за жадность - … Зайца за трусость - …, льва за смелость - … Слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом Большой мяч, а маленький – мячик, большой стул, маленький - … Образование названий детёнышей У лисы лисята, у волка - … У курицы - …

Слайд 11

Общая характеристика речи Обследование связной речи: 1 . Составление рассказа по картинке 2. Пересказ 3. Рассказ-описание

Слайд 12

Исследование фонематического слуха: 1 . Фонематическое восприятие повторить цепочку из слогов: па-ба, ты-ды, са-за, аш-ащ, ус-уч, ма-на, ву-фу, ра­ла, ол-ор, ач-ащ. Па-ба-па, ке-хе-ге, ты-ды-ты, рю-лю-ле, ма-на-ма, са-зо-цы, ос-ац-ус, ты-цы-се, ша-жа-ша, ча-тя-ща, аш-уж-ощ, ти-за-са, ас-ущ-ач. в) повторить слова: год-кот-кто, том-дом-ком, кора-гора, дочка-точка-бочка-почка. г) показать, где (по картинкам) коза - коса, удочка - уточка, бочка -дочка, мышка мишка, крыша - крыса, мишка - миска

Слайд 13

2. Фонематические представления придумать слова с заданным звуком (м, т, р...) • гласный в начале слова: Алик, Оля, утка; • согласный в начале слова; рот, лом, нос; согласный в конце слова: луна, окно, шары. • гласный в конце слова: мак, кот, стол;

Слайд 14

3. Фонематический анализ определение наличия звука в слове. определить в слове первый звук, определить последний звук; определить место звука в слове. определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

Слайд 15

4. Фонематический синтез. Составление слов из последовательно заданных звуков Н—О—С Л—У—Н—А О—С—А Л—А—П—А С—Ы—Р С—У—М—К—А К—О—Т Т—Р—О—П—А Л—У—Г С—Т—Р—Е—Л—К—А

Слайд 16

Исследование звуко-слоговой структуры слова : Простые слова дом, снег, крыша, мостик, каша, хлеб, кошка, капуста, помидоры Сложные слова (с 5-ти лет): скакалка танкист космонавт милиционер сковорода кинотеатр перепорхнуть кораблекрушение аквалангист термометр Предложения (с 5-ти лет): Мальчики слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод, Милиционер едет на мотоцикле .

Слайд 17

Исследование грамматического строя речи: Словообразование Образование сущ-х мн.ч. и Р.п стол - столы , стул - ..., окно - …, звезда - ..., ухо - ... стол, а много чего?—столов ... и т.д. Образование уменьшительно-ласкательной формы стол – столик, стул - ..., дом - …, снег - …, дерево - … Образование притяжательных прилагательных У собаки лапа собачья. у кошки - ..., у медведя - ...,у волка - ..., у льва - ..., у лисы - ..., у зайца - ..., у белки - ... гнездо орла - ..., клюв птицы - ..., ружье охотника - ...

Слайд 18

Префиксальное словообразование Образование глаголов от глаголов префиксальным способом -путем присоединения приставки к производящему слову: писать – переписать, надписать, выписать; суффиксальным путем присоединения суффикса к производящей основе: зелёный– зеленеть, белый – белить, умыть – умыться;

Слайд 19

Словоизменение Согласование прилагательных с существительным в числе роде падеже Согласование существительных с числительными один два пять Употребление предложно-падежных форм

Слайд 20

3. Употребление предложно-падежных форм ответы на вопросы по демонстрируемым действиям. - куда я положила карандаш? ( в пенал). -откуда я достала карандаш? ( из пенала). составление предложений по картинке. - Чашка стоит на столе. исправление ошибки в предложении - Самолет летит под небу. подстановка недостающего предлога в предложение. - Лампа висит ... столом.

Слайд 21

Исследование словаря: Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, а также слова: Существительные (лексические темы) Прилагательные (обозначение цвета, вкус, сила, величина, форма. 3. Глаголы (кто как передвигается, кричит, что делает, чем делает) 4. Наречия

Слайд 22

Пассивный Процедура и инструкция: «Сейчас я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку». Далее предлагается показать среди других групп картинок, где, например, семья или дикие животные и т.д. Активный Процедура и инструкция: «Сейчас я буду тебе показывать картинки, а ты постарайся их правильно назвать». Задается вопрос: «Это какой …(цвет и т.д.)?» При «Что делает …?» или «Как кричит…?» «Как назвать одним словом эти картинки?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта для обследования речи старших школьников (4-6 класс)

Речевую карту могут использовать учителя-логопеды при обследовании речи старших школьников (4-6 класс) (разработана по методике Т.А. Фотековой)...

Речевые карты для обследования устной и письменной речи учащихся начальной школы

Данный материал необходим учителям-логопедам для обследования устной и  письменной речи учащихся младших классов. Речевые карты разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Они позволяют о...

РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ...

Речевая карта 2, 3, 4 классы.

Эта речевая карта подойдёт для 2, 3, 4 классов. Млжно внести изменения и вставить графу для первых классов. Эта карта проста в применении. В ней много можно не писать. А росто подчёркивать тот или ино...

Речевая карта.Общая характеристика речи (обследование проводится по «Альбому для логопеда» Иншакова О.Б.)

Речевая карта.Общая характеристика речи (обследование проводится по «Альбому для логопеда» Иншакова О.Б.)...

Материал для аттестации. Логопедическое обследование младших школьников (речевая карта)

Индивидуальное логопедическое обследование учащихся - логопатов....

Речевая карта обследования для учащихся младших классов начальной школы с нарушениями чтения и письма.

      Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными разновидностями речевых проблем у младших школьников.      Нарушения...