Урок РСВ и ФП в 3 классе по теме "Магазин", "Дифференциация звуков С-Ц"
презентация к уроку по логопедии (3 класс) на тему

Белоусова Ольга Викторовна

Урок РСВ и ФП в 3 классе по теме "Магазин", "Дифференциация звуков С-Ц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rsv_i_fp_vo_3_klasse.docx27.68 КБ
Файл analiz.docx23.11 КБ
Файл urok_.chast_1.pptx69.88 КБ
Файл urok_chast_2.pptx2.68 МБ
Файл urok_chast_3.pptx2.94 МБ
Файл urok_chast_4.pptx1.93 МБ
Файл urok_chast_5.pptx1.31 МБ
Файл urok_chast_6.pptx2.74 МБ
Файл analiz.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок РСВ и ФП во 3 классе.

Учитель: Белоусова О.В.

Обучающаяся: Боярчикова Настя. 3 А класс.

DS: двусторонняя нейросенсорная тугоухость III-IV степени врожденного генеза.

Состояние слуха: без СА             AD - 0, 3 р.р                          AS — 0,4 р.р

СА Phonak Naida  (бинаурально) -  до 4 м знакомый речевой материал

Тема:  

  1. Дифференциация  звуков  Звуки  «С», «Ц»  
  2. Работа  над  выразительностью  речи, правилами орфоэпии.
  3. Тема  «Магазин (продуктовый, посудный)».
  4. Пестрый речевой  материал.

Цели:

  1. Научить  дифференцировать  звуки  С-Ц.
  2. Формировать  навык  восприятия  на слух  с  индивидуальным аппаратом  и  без  него  неречевых звучаний, слов,  фраз, поручений по теме  «Магазин (продукты, посуда)»  и  пестрого речевого материала .
  3. Закрепить правила орфоэпии.

Задачи:

1.        Формирование  фонетически  внятной речи  ученика.

2.        Развитие    моторики   артикуляционного   аппарата;  совершенствование  тонких  дифференцировок;      развитие  голоса,  как   основного   компонента    речи,  совершенствование   диафрагмально-речевого  дыхания.

3.        Совершенствование  сенсорного  развития  ребенка.

4.        Формирование  интонационно  окрашенной речи.

5.        Целенаправленное  формирование  высших  психических  функций.

6.        Развитие  мыслительных операций  (навыка  группировки   и  классификации).

7.        Развитие восприятия,  зрительной  памяти  и  внимания.

8.        Формирование  и  расширение лексического  запаса по  теме «Магазин».

Ход  урока.

I.  

  • Организационный  момент   (  на  слух).

   -Как  тебя  зовут?

   -Какой  сегодня  день  недели?

  • Установка  на  произношение.  Психологический  настрой  ученика.    
  • Сообщение  темы  урока.  (СЛ/ЗР)  Прослушивание бытовых шумов (в магазине)

- О чем мы сегодня будем говорить?

II.        Работа  над  голосом, речевым дыханием.

- «загони шарик в ворота»

- прочитай громко, тише, тихо

АААААААААааааааа   ОООООООооооо

III.        Сенсорное  развитие.

  • Массаж  языка.

Цель:  стимуляция  нервной  системы,  усиление  кровоснабжения,  регулировка  трофики  тканей,  снижение нервного  и  мышечного  напряжения.

  • Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье»

«Качели»

«Горочка»

IV. Дифференциация С-Ц

1. Изолированное произношение с опорой на профиль, с использованием тактильно-вибрационного контроля и фонетической ритмики.

2. Чтение слогов, слов.

Ста-стакан,                                               цо-яйцо

Ска-сковорода                                        ца-курица

Сла-масло                                                це-цена

Сме-сметана                                            ец-продавец

3. Называние картинок.  

- Разложи картинки  в те магазины, где продают эти товары.

Посудный магазин                                                        Продуктовый магазин

Кастрюля                                                                           колбаса

Блюдце                                                                              сахар

Хлебница                                                                           пицца

Мясорубка                                                                        огурец

- Назови одним словом слова из первого столбика (посуда)

- Назови одним словом слова из второго столбика (продукты)

-Найди слово, в котором два корня  (мясорубка)

-От каких слов оно образовано?  (Мясо  рубить)

4.Посчитай.

Одна сахарница, две сахарницы, три сахарницы, четыре сахарницы, пять сахарниц, шесть сахарниц, семь сахарниц, восемь сахарниц

5.Составь словосочетания.  Поставь вопрос.

Столовая  - какая?      (посуда)                             солить – что делать?  (огурцы)

Синее – какое?              (блюдце)                         раскатывая – что делаю?  (тесто)

Сырые – какие?             (яйца)

Кусок  - чего?               (курицы)

Свежая - какая?            (сметана)

Здоровьесберегающие  технологии.  

  • Пальминг.  
  • Технология  моргания.

Эффект:  упражнение  дает  хороший  отдых  глазам,  усиливает  кровоснабжение.

  • Прокачивание ушей.

5.  Дополни предложения. Вспомни правило орфоэпии  –тся,  -ться.

В  солонке находится соль.

В перечнице находится перец.

В масленке находится масло.

6.  Составь предложение.

Магазин, работают, в, и, кассир, продавец

7. Выполнение поручений.

- Под салфеткой предметы. Пощупай и назови.

- Поставь стакан на блюдце.

-Что ты сделала?

-Я поставила стакан на блюдце.

-Положи слева от блюдца  перец.

-Что ты сделала?

-Я положила слева от блюдца перец.

-Налей в стакан сок.

-Что ты сделала?

-Я налила в стакан сок.

-Если хочешь, пей сок.

V.  Развитие слухового восприятия.

1. Организация  и инсценирование  диалога по ситуации.

 Тема: «В магазине».

- Будем слушать и показывать сценку «В магазине».

-Послушай и скажи, где Соня? ( бытовой шум - на улице гуляет с друзьями)

-Послушай, кто говорит. Выбери нужную куклу. Повтори:

«Соня, сходи в магазин и купи пакет сахара, 10 яиц и сметану».

 «Хорошо,  мама».

- Послушай, что думает девочка.  Повтори:

«Вот  продуктовый  магазин».

 «Вот сахар, вот сметана.  На упаковке яиц нет ценника. Нужно спросить у продавца».

«Ценник  внизу на полке».

- Послушай, кто говорит. Выбери нужную куклу. Повтори:

«Первая касса свободна».  «Сколько с меня?».  «С вас 120 рублей».

- Послушай, кто говорит. Выбери нужную куклу. Повтори:

«Вот, пожалуйста».  «Ваша сдача. Спасибо за покупку».

- Послушай, что думает девочка.  Повтори:

«Пойду в посудный магазин и куплю в подарок маме  блюдце».

«Вот ценник. Блюдце стоит 37 рублей. Цена хорошая».

2. Пёстрый материал.

-Послушай, повтори: двенадцать, семь, существительное, учиться, сумма, страница,  слагаемое, циркуль, учительница, адрес, улица

3. Работа на голое ухо.

- Послушай, повтори:

-Настя, пятница, курица, колбаса,

VI. Итог урока.  Рефлексия

Мама                 Соня                 кассир    

Касса              Продавец              цена

 

  посудный  магазин                посуда

Продовольственный   магазин

Продукты         ценник          сдача

«Соня, сходи в магазин и купи пакет сахара, 10 яиц и сметану».

 «Хорошо,  мама».

 «Вот  продуктовый  магазин».

 «Вот сахар, вот сметана.  На упаковке яиц нет ценника. Нужно спросить у продавца».

«Ценник  внизу на полке».

 «Первая касса свободна».

 «Сколько с меня?».

 «С вас 120 рублей».

 «Вот, пожалуйста».  

«Ваша сдача. Спасибо за покупку».

 «Пойду в посудный магазин и куплю в подарок маме  блюдце».

«Вот ценник. Блюдце стоит 37 рублей. Цена хорошая».



Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ

индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Занятие состоит из 2-х частей:

  1. формирование произношения;
  2. развитие слухового восприятия.

Представленное занятие проведено с ученицей 3а класса Боярчиковой Настей, потеря слуха справа ІІІ – ІV степень,  

Использовался СА «Phonak» бинаурально. Рабочее  расстояние 2,5 м, резервное расстояние до 4 м.

Части занятия объединены одной темой, что даёт учителю возможность использовать в данных временных рамках значительно больший по количеству речевой материал. Это, в свою очередь, способствует более результативному и осмысленному закреплению словаря по теме в речи обучающегося.

Тема занятия по произношению «Дифференциация звуков «С»-«Ц» в разных позициях». Выбор темы обусловлен данными обследования ребёнка, которые выявили дефекты произношения, отрицательно влияющие на разборчивость речи ребёнка.

Произношение.

Цель проведённого занятия –  дифференциация звуков «С»-«Ц» в разных позициях в отражённой и самостоятельной речи на материале слогов, слов и фраз.

Реализации цели способствовало решение следующих задач:

  • обучающие:
  • закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звуков С- Ц
  • упражнять в правильном произнесении звуков С- Ц в слогах и словах, фразах;
  • закрепить навык выделения  словесного и логического ударения;
  • закрепить правила орфоэпии;
  • закрепить  речевой материал с общеобразовательных уроков (русский язык)
  • коррекционно-развивающие:
  • развивать целостное восприятие, внимание, память;
  • воспитательные:
  • воспитывать у ребёнка доброту, вежливость.

Структура занятия состояла из следующих этапов:

Организационный момент был представлен в форме диалога учитель – ученик.

Сообщение темы, цели и плана занятия – в форме поставленной перед учеником проблемы, он должен был, опираясь на картинку и бытовой шум, самостоятельно назвать тему, что способствовало решению задачи развития мышления ребёнка, формированию умения анализировать. Ученик был ознакомлен с планом деятельности, которой он будет заниматься на занятии, с целью развития целостного восприятия деятельности, которой он будет заниматься.

Переход к основной части занятия осуществлялся посредством актуализации знаний ребенка, в форме работы над профилем произношения звуков С- Ц

Основная часть работы над произношением состояла из четырёх частей, соблюдающих принцип от простого к сложному:

1. дифференциация звуков «С»-«Ц»  в слогах, словах.

 Здесь использовались следующие виды работы:

  • чтения слогов, слов;
  • называние картинок;
  • дифференциация картинок с называние;
  • группировка и классификация картинок;
  • развитие зрительного восприятия;
  • рядовая речь.

3. дифференциация звуков «С»-«Ц»   в словосочетаниях включала работу по составлению словосочетаний.

4. дифференциация звуков «С»-«Ц»   в предложениях, использовался метод дополнения предложения, составления предложения.

На каждом этапе были представлены все, кроме письменной, виды речевой деятельности ребёнка (говорение, чтение, слушание).

Каждый этап занятия решал поставленные задачи, направленные на реализацию цели занятия. В результате цель была достигнута. Ребёнок достаточно чисто говорил звуки, работал с интересом, все виды деятельности были ему доступны.

Развитие слухового восприятия. 

Цель – различение речевого материала по теме «Магазин. Продукты. Посуда».

Задачи:

  • обучающие:
  • формировать умение различать бытовые шумы, слова и фразы по теме «Магазин. Продукты. Посуда»;
  • коррекционно-развивающие:
  • развивать целостное слуховое восприятие, внимание, память.
  • воспитательные:
  • воспитывать у ребёнка вежливость к окружающим.

І. Организационный момент.

- Выполнение поручения, сенсорное развитие.

- Диалог с учеником. Инсценирование диалога.

ІІІ. Различение слов.

ІV. Восприятие фраз.

Восприятие фраз с дополнением.

Восприятие вопросов. 

Опознавание слов на «голое ухо».

V. Итог урока.

На занятии использовались инновационные технологии:

ИКТ;

ауди-визуальная технология;

развивающая;

здоровьесберегающая.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РСВ И ФП в 3 классе Учитель РСВ и ФП школы-интерната № 38 Белоусова Ольга Викторовна

Слайд 2

- Здравствуй, Настя. - Здравствуйте, Ольга Викторовна. - Как тебя з͞ову́т ? - Како́й се͞го́дня день неде́ли ? - Како́й день неде́ли бу́дет за́͞ втра ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П͞ослу́шай и д͞огада́йся , ͞о чем мы се͞го́дня бу́дем г͞ов͞ори́ть

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

прочитай громко, тише, тихо Аа аа аа аа аа аа оо оо оо оо оо

Слайд 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 3

- Послушай, какой звук я говорю. Найди профиль звука. Найди фото, на котором произносят звук «С» Повтори. Контролируй выдох рукой.

Слайд 4

Ста-стака́н цо -яйцо́ Ска-ск͞ов͞ор͞ода ́ ца-ку́рица Сла-ма́сл͞о це -цена́ Сме-смета́на ец-пр͞одаве́ц Пр͞очитай


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

я́йца стака́н Це ́͞ н͞ник , цена́ ку́рица НАЗ͞ОВИ́ КАРТИ́НКИ п р͞одаве́ц пи́цца хле́бница маслёнка

Слайд 2

Разложи картинки в те магазины, где продают эти товары . Посудный магазин Продуктовый магазин -Назови одним словом слова из первого столбика (посуда ) -Назови одним словом слова из второго столбика (продукты ) -Найди слово, в котором два корня (мясорубка ) -От каких слов оно образовано? ( Мясо рубить)

Слайд 3

П͞о͞счита́й . ͞Одна́ са́харниц а , две са́харниц ы , три са́харниц ы , четы́ре са́харниц ы , пять са́харниц , шесть сахарниц, семь сахарниц, во́семь сахарниц

Слайд 4

Составь словосочетания. Поставь вопрос. как ая ? ͞что ? с т͞оло́в ая п͞о с у́да что делать? ч то ? с ͞ оли́ть ͞огур ц ы́ как ое ? что? с и́н ее блю ́͞ д ц е что дел аю ? ч то ? ра с ка́тыв аю те́ с т͞о как ие ? ч то ? с ыр ы́е я́й ц а

Слайд 5

Дополни предложения. Вспомни правило орфоэпии – тся , - ться . В с͞оло́нке нахо́ди͞т͞с͞я соль . В пе́речнице нахо́ди͞т͞с͞я пе́рец . В маслёнке нахо́ди͞т͞с͞я ма́сл͞о .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составь предложение. Магазин , работают, в, и, кассир, продавец

Слайд 2

пальминг

Слайд 3

ПОИГРАЕМ Выполнение поручений. Под салфеткой предметы. Пощупай и назови. - Поставь стакан на блюдце. - Что ты сделала? - Я п͞оста́вила стака́н на͜ блю ́͞ дце . - Положи слева от блюдца перец. - Что ты сделала? - Я п͞ол͞ожи́ла сле́ва ͞от͜ блю ́͞ дца пе́рец . - Налей в стакан сок. - Что ты сделала? - Я налила́ ͞в͜ стака́н сок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация и инсценирование диалога по ситуации. Тема : «В магазине ». 1. Будем слушать и показывать сценку «В магазине». - Послушай и скажи, где Соня ? Со́ня на͜ у́лице гуля́ет с͜ друзья́ми Давай определим героев нашего диалога. Это кто? Послушай, кто говорит. Выбери нужную куклу. - Послушай и скажи, что ты слышишь? Э́т͞о Со́ня в͜ магази́не . Послушай, кто говорит. Выбери нужную куклу. Послушай и скажи, что ты слышишь? - Со́ня п͞од͞ошла ́ к͜ ка́͞ ссе .

Слайд 2

Какая была тема урока? Ты ходишь в магазин одна? Над какими звуками ты работала? Как ты говорила? Тебе понравилось? Это ты сделаешь дома.



Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ

индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Занятие состоит из 2-х частей:

  1. формирование произношения;
  2. развитие слухового восприятия.

Представленное занятие проведено с ученицей 3а класса Боярчиковой Настей, потеря слуха справа ІІІ – ІV степень,  

Использовался СА «Phonak» бинаурально. Рабочее  расстояние 2,5 м, резервное расстояние до 4 м.

Части занятия объединены одной темой, что даёт учителю возможность использовать в данных временных рамках значительно больший по количеству речевой материал. Это, в свою очередь, способствует более результативному и осмысленному закреплению словаря по теме в речи обучающегося.

Тема занятия по произношению «Дифференциация звуков «С»-«Ц» в разных позициях». Выбор темы обусловлен данными обследования ребёнка, которые выявили дефекты произношения, отрицательно влияющие на разборчивость речи ребёнка.

Произношение.

Цель проведённого занятия –  дифференциация звуков «С»-«Ц» в разных позициях в отражённой и самостоятельной речи на материале слогов, слов и фраз.

Реализации цели способствовало решение следующих задач:

  • обучающие:
  • закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звуков С- Ц
  • упражнять в правильном произнесении звуков С- Ц в слогах и словах, фразах;
  • закрепить навык выделения  словесного и логического ударения;
  • закрепить правила орфоэпии;
  • закрепить  речевой материал с общеобразовательных уроков (русский язык)
  • коррекционно-развивающие:
  • развивать целостное восприятие, внимание, память;
  • воспитательные:
  • воспитывать у ребёнка доброту, вежливость.

Структура занятия состояла из следующих этапов:

Организационный момент был представлен в форме диалога учитель – ученик.

Сообщение темы, цели и плана занятия – в форме поставленной перед учеником проблемы, он должен был, опираясь на картинку и бытовой шум, самостоятельно назвать тему, что способствовало решению задачи развития мышления ребёнка, формированию умения анализировать. Ученик был ознакомлен с планом деятельности, которой он будет заниматься на занятии, с целью развития целостного восприятия деятельности, которой он будет заниматься.

Переход к основной части занятия осуществлялся посредством актуализации знаний ребенка, в форме работы над профилем произношения звуков С- Ц

Основная часть работы над произношением состояла из четырёх частей, соблюдающих принцип от простого к сложному:

1. дифференциация звуков «С»-«Ц»  в слогах, словах.

 Здесь использовались следующие виды работы:

  • чтения слогов, слов;
  • называние картинок;
  • дифференциация картинок с называние;
  • группировка и классификация картинок;
  • развитие зрительного восприятия;
  • рядовая речь.

3. дифференциация звуков «С»-«Ц»   в словосочетаниях включала работу по составлению словосочетаний.

4. дифференциация звуков «С»-«Ц»   в предложениях, использовался метод дополнения предложения, составления предложения.

На каждом этапе были представлены все, кроме письменной, виды речевой деятельности ребёнка (говорение, чтение, слушание).

Каждый этап занятия решал поставленные задачи, направленные на реализацию цели занятия. В результате цель была достигнута. Ребёнок достаточно чисто говорил звуки, работал с интересом, все виды деятельности были ему доступны.

Развитие слухового восприятия. 

Цель – различение речевого материала по теме «Магазин. Продукты. Посуда».

Задачи:

  • обучающие:
  • формировать умение различать бытовые шумы, слова и фразы по теме «Магазин. Продукты. Посуда»;
  • коррекционно-развивающие:
  • развивать целостное слуховое восприятие, внимание, память.
  • воспитательные:
  • воспитывать у ребёнка вежливость к окружающим.

І. Организационный момент.

- Выполнение поручения, сенсорное развитие.

- Диалог с учеником. Инсценирование диалога.

ІІІ. Различение слов.

ІV. Восприятие фраз.

Восприятие фраз с дополнением.

Восприятие вопросов. 

Опознавание слов на «голое ухо».

V. Итог урока.

На занятии использовались инновационные технологии:

ИКТ;

ауди-визуальная технология;

развивающая;

здоровьесберегающая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое логопедическое занятие в 4 классе. Тема: Тема: "Дифференциация звуков и букв Г-К".

Конспект группового логопедического занятия для обучающихся в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ)предназначено для учащихся, имеющих наруш...

Урок произношения в 1 классе по теме: Дифференциация звуков [ с ] - [ ш ]

Данные уроки входят в учебный план школ для детей с нарушениями речи. В первом классе  на  урок произношения отводится 2 часа в неделю , во втором 1 час....

Открытый урок логопеда для учащегося 2 класса по теме: Дифференциация звуков с-ш в словах, предложениях.

Урок разработан с учетом индивидуальных типологических особенностей ребенка, имеющего умственную отсталость. К уроку добавляется интересная презентация....

Конспект логопедического занятия в 1 классе по теме"Дифференциация звуков Ж-З"

Предлагаю вашему вниманию конспект логопедического занятия по теме:"Дифференциация звуков Ж-З" для обучающихся 1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....