Обозначение твёрдости и мягкости согласных Р и Р| гласными ы, и
план-конспект по логопедии на тему

Асеева Анна Михайловна

 

Логопедическое занятие 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasnye_r_i_r.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по теме:

«Обозначение твёрдости и мягкости согласных   Р и Р|

гласными ы, и»

Образовательная цель.

  • Развивать активный словарь младших школьников.
  • Развивать фонематическое восприятие на дифференциации согласных р и р,.
  • Закреплять умение правильно обозначать мягкость и твёрдость согласных р и р, ;
  • Обучать детей находить сходство и различие между словами.

Коррекционная цель.

  • Развивать внимание, мышление, память.

Воспитательная цель.

  • Воспитывать культуру поведения в общении со старшими.

Оборудование: плакат вежливых слов, таблицы твёрдых и мягких звуков, слоговые таблицы, игра «Назови ласково», игра «Продолжи», игра «Птичка», игра «Лото». 

   

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  • Какое идёт занятие?  (Идёт логопедическое занятие)
  • Чему мы учимся на занятии?  (Мы учимся произносить звуки: а,б,в,г,д,е,ж,з,…. Мы учимся хорошо читать: Здравст-вуй-те! Здравствуйте! Спа-си-бо! Спасибо! По-жа-луй-ста! Пожалуйста! До сви-да-ни-я! До свидания!).
  •  Какие зто слова? (Это вежливые слова, красивые, нежные…)
  • Мы учимся грамотно писать. Приготовили доски, протёрли их, взяли ручки, записали первую букву слова  Москва. Москва – это столица нашей Родины.
  • Записали пятую букву слова грачи.
  • Записали первую букву слова Родина.
  • Какое слово получилось?  (Получилось слово МИР).
  • Мир всем! Мир нашему дому!
  • Наш девиз:

Будешь хорошо читать,

Будешь хорошо писать.

  • Для того, чтобы чётко произносить звуки в ручи, мы сделаем артикуляционную гимнастику:

а) упражнение «улыбка»;

б) упражнение «дятел»;

в) упражнение «маляр»;

г) ) упражнение « лошадки».

  • Проговорим предложение. Разноцветные рыбки резвятся в аквариуме.  (Медленно, быстрее, ещё быстрее, в нормальном темпе).
  • Ответьте на вопросы:

а) Где резвятся рыбки?

б) Что делают рыбки?

в) Какие рыбки резвятся в аквариуме?

  1. Основная часть.
  1. Какие звуки мы слышали чаще других?  (Я слышу чаще других звуки р, р,)
  2. Вот об этих звуках мы и будем говорить сегодня на логопедических занятиях, не забывая о других.
  3. Какой буквой обозначают звук р? (звук р обозначают буквой р)
  4. Какой буквой обозначают звук р,? (звук р, обозначают буквой р)

  1. Характеристика звуков р:

а)  Согласный;

- Почему?  (Произносим с трудом, мешают губы и язык. Должна выходить сильная струя воздуха. Она заставляет вибрировать язык).

б) Звонкий.

- Докажи! (Работают голосовые связки).

- Ещё как произносим звук р? (Твёрдо р: ра, ро, ру, ры. Мягко р,: ря, рё, рю, ре.

          - Покажите пальчиками твёрдый звук р и мягкий звук р, (на твёрдый  звук р – пальчики расслаблены, на мягкий – напряжены).

      6. Чтение слоговых таблиц.

б-б ,      

д-д,    

с-с,  

в-в,     

т-т,    

л-л,

р-р,    

      - Как произносим согласные в левом столбике?  (Твёрдо. Органы речи расслаблены. Пальцы кистей раскрыты)

        - Как произносим согласные в правом столбике?  (Мягко. Органы речи напряжены. Пальцы кистей напряжены)

     7. Игра «Мотор»

        - Приготовились к запуску мотора Руки перед собой, произносим звук р. Мотор завёлся. Хорошо завёлся мотор?  (Хорошо)

        - Почему? (Органы речи напряжены. При этом постоянно работают пальцы)

     8. Вывод. Мы работали со звуками р и р,. Сделаем вывод. (Когда произносим звук р, органы речи расслаблены. когда произносим звук р,   , органы речи напряжены).

     9. Физпауза.

Ра-ро-ру-ры-ри

Ну-ка силы собери,

Чтобы крикнуть: ри-ри-ри!

Мы сильны, умны, добры,

Громко крикнем: ры,ры, ры!

     10. Читаем таблицу.

Вы-ви

Ды-ди

Мы-ми

Ры-ри

Зы-зи

Лы-ли

Пы-пи

- Как произносим согласные в левом столбике? (Твёрдо. Органы речи расслаблены. Мы пишем гласную ы).

- Как произносим согласные в правом столбике?  (Мягко. Органы речи напряжены. Мы пишем гласную и).

     11. Чтение таблицы.

Ры-ри-ры

Ры-ры-ри

Ри-ры-ры

Ры-ри-ри

    12. Игра «Повтори»

Логопед произносит за экраном одну строку таблицы. Ученик повторяет.

    13. Игра «Какой слог лишний?»

ры

ри ры

ры     (Слог ри произносится мягко, остальные твёрдо)

ри

ри  ры (слог ры произносится твёрдо)

    14.  Физпауза.

Наша Ирина спит на перине.

Роет землю старый крот, разрывает огород.

    15. «Составь слова»

Пользуясь слоговой таблицей, составить слова.

Что?                          Что делали?

Пилы                        пили

Вилы                        вили

Дыры                       мыли

Миры                       вили

                                 рыли

   16. Чтение слов

Комары, топоры, шары, ковры, динозавры

   

   17. Игра  «Назови ласково»

- Как сделать, чтобы слово звучало нежно и обозначало один предмет?

Комарик, топорик, шарик, коврик, динозаврик)

   18. Игра «Продолжи»

Рыжая Ирина  (спит на перине)

Узоры рисует  (мороз на снегу)

Быстрые снегири (летят к кормушке)

Рыбу жарят (на сковороде).

Зебры прибежали (к ручью напиться)

   19. Игра «Повтори»

   - В словах услышишь слог ры, пиши гласную ы. Органы речи расслаблены.

В словах услышишь слог ри, пиши гласную и. Органы речи напряжены.

   20. Зарядка для глаз.

Под музыку учащиеся следят глазами за траекторией полёта птички.

   21. Игра «Лото»

   22. Итог занятия.

Список литературы:

1.  Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 2002.  

2.  Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М., 2006.

3.  Кузнецова Е.В.

4.  Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с ТНР. М., 2002.

5.  Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб, 2001.

6.   Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.

7.   Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1999. – Т.1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.1 класс Школа 2100

Ребята смогут повторить гласные буквы, которые служат для смягчения согласных звуков, поупражняться в звуко-буквенном анализе слова, повторить правила переноса слов....

Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда

Конспект открытого группового занятия в 1 классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Урок русского языка во 2 классе " Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков".

  Данный урок направлен на развитие познавательного интереса обучающихся, так как проводится в игровой форме;на воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, на создание условий для оц...

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв" 1 класс (конспект + презентация)...

Твёрдость и мягкость согласных. Гласные - показатели твёрдости и мягкости.

Конспект логопедического фронтального занятия для младших школьников с недостатками чтения и письма, обусловленных ОНР 3 уровня....

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...

Технологическая карта урока обучению грамоте "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью э, е" 1 класс, УМК системы Эльконина - Давыдова

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения обозначать твёрдость и мягкость согласных с помощью букв э, е.Задачи урока: Дидактические:1.Формировать умение ...