Развитие речи учащихся в школе 8 вида
статья по логопедии на тему

Асеева Анна Михайловна

 

Трудно переоценить роль  хорошо развитой речи в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир. Формируется личность ребенка, развивается его мышление, поведение. Давно замечено, что дети со слабо развитой речью с трудом усваивают школьные знания, долго не могут научиться читать и писать. Первое условие развития речи – это потребность общения.  Но общение возможно только с помощью общепринятых знаков, т.е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие речевого развития ребенка. Речь помогает не только общаться, но и познавать мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_uchashchihsya_v_shkole_8_vida.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Трудно переоценить роль  хорошо развитой речи в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир. Формируется личность ребенка, развивается его мышление, поведение.

Давно замечено, что дети со слабо развитой речью с трудом усваивают школьные знания, долго не могут научиться читать и писать. К семилетнему возрасту дети уже владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорного  стиля, разумеется.

Первое условие развития речи – это потребность общения.  Но общение возможно только с помощью общепринятых знаков, т.е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие речевого развития ребенка.

Речь помогает не только общаться, но и познавать мир. Овладевать речью – это способность познавать действительность. Богатство речи в значительной степени в значительной степени зависит от обогащения ребенка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития.

 Первый класс. У всех учащихся словарь крайне беден, фразы короткие, встречаются аграмматизмы. Вадим учится второй год, говорит речевыми штампами. Надя много занятий пропустила из-за болезни.  У Антона речь быстрая. У него нарушено произношение шипящих, свистящих, «л», «р». Кирилл вообще боится речи. При малейшей неудачи слёзы. Плачет постоянно. Все дети страдают расстройствами мелкой моторики.

С чего я  начинаю свою работу?  С углубленного обследования вместе с психологом. С ним я работаю в теснейшем контакте. Диагноз поставлен, совместно составлен план коррекционной работы.

Логопедическая работа базируется на следующих принципах. Личностное ориентирование – ориентация на ребенка, его психо-эмоциональные особенности.

Эмоциональный резонанс, поддержка – создание на занятиях эмоционально комфортной обстановки.

Знакомя с логопедическим кабинетом особое, внимание обращаю на игрушки. Говорю: «Вошли в кабинет, моем руки. Я могу забыть, вы – нет!»

Некоторым детям во время занятий мешают руки. Я нашла способ снять беспокойство –наливаю в ведерко воды, ребенок  опускает в него  руки, и волшебная вода исцеляет – беспокойство ушло. Вот по истине волшебство воды.

В присутствие учителя, воспитателей провожу фронтальные занятия, на которых показываю работу с органами речи, называю и показываю их. Привлекаю внимание учащихся к речевому акту, вырабатываю приемы самоконтроля. Предусматриваю также усвоение каждым учащимся название  тех органов артикуляции, которые принимают активное участие в образовании звука, подлежащего коррекции.

Работу над подвижностью артикуляционного аппарата, развитием фонематического слуха и лексико – грамматического строя речи провожу в игровой форме. Использую речевые игры, яркие интересные игрушки: куклы, квакающие игрушки, звуковые шарики и т.д. игра является необходимостью, без которой  невозможны положительные результаты: игра позволяет гибко переключать внимание ребенка  с одного вида деятельности на драгой, не снижая интереса. Показываю красивую куклу  «Ах, какая красивая кукла!» Ребенок выражает свое восхищение игрушкой. Дети повторяют фразу. Далее следуют различные манипуляции с куклой: сидит, стоит, лежит, ходит, спит, проснулась, встала. Очень полюбили дети игру «Сад и огород». Проводится она так: все учащиеся получают карточки с изображение овощей и фруктов. На доске две картинки с  изображением сада и огорода. Повторяем, что растет на огороде, а что в саду. Затем к доске вызываются два ученика, которым даю по корзинке. Уславливаемся, что один идет в сад, другой в огород. Дети помогают им наполнять корзинки, отдают свои овощи  и фрукты, говоря: Антон идет  в сад, в корзину положим яблоко или Саша идет в огород, она сорвет огурец и т.д.

Немаловажно в коррекционной работе – развитие произвольного внимания. Важно,  чтобы ребенок «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому обращаю внимание на развитие подражательной способности ребенка, учу подражать действиям с предметами (кубиками, мячом и пр.), движением рук, ног, головы.  Это – основа для перехода к подражанию звукам, словам.

У многих нарушено звукопроизношение. Нужна механическая помощь. В работе невозможно ориентироваться на среднего ученика. Каждый ребенок  в полном смысле «особый». У него свой темп восприятия, внимание, память, характер и темперамент.

Все психические проявления у  умственно отсталых детей выражены ярче, рельефнее. Это делает невозможной работу по стандартной технологии: каждый ребенок требует своего подхода. Достала я зонды для работы  с Надей, а она увидев их, залилась слезами.  Вся дрожит, я за старшими ребятами: «Помогите». С каждым из них поработала  зондом. Посмотрела Надя на них, успокоилась, заулыбалась, сказала: «Мне тоже делайте». Все в порядке, можно работать. Зонды смазываю не только спиртом, но и дополнительно сладким. Массаж языка, начинаю делать карамелькой.

Веду работу над голосом, тембром, эмоциональной окраской одного и того же звука.

На занятиях дети работают над правильной артикуляцией звуков, угадывают звуки по беззвучной артикуляции, произносят гласные коротко и длинно, выполняют упражнения на развитие фонематического восприятия, учатся различать в словах  гласные, согласные. Ищут на табличках произнесенный учителем слог или слово, выполняют упражнения на развитие речевого дыхания: надувают резиновые игрушки, шары, произносят на выдохе слоги, слова, причем с каждым выдохом их становится все больше. Мальчик. Мальчик рисует.

В речевую зарядку включаю упражнения  на  изменение формы слов, правильное построение предложений. Что это? Это книги. Скажи: «У Ирины книга». А это что? Это книги. Скажи: «У нас книги. У нас много книг. и т.д.

Одновременно  с работой по активизации речевой деятельности работаю со словарем учащихся.  Все по классификации предметов строю так, чтобы заинтересовать  детей. В начале провожу работу по уточнению значения слова.  С этой целью предлагаю найти названный предмет: соотнести его с изображением, определить привлечением органов чувств (на ощупь, по вкусу и запаху).

У наших детей имеется выраженная общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как  движение пальцев рук тесно связано с речевой функцией, поэтому предусматривается воспитательно-коррекционная  в данном направлении.

Очки.           Бабушка надела очки и внучонка разглядела.

Стол.            У стола четыре ножки, , сверху крышка, как ладошка.

Собака.       У собаки острый носик, есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь  на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Хорош шарик  с иголками, с вложенными в него пружинками, мягкий шарик, с которым можно работать, как с  пластилином. Работая с ними, ребенок заметно успокаивается.

Интересна игра с песком.

Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Песок кладут  в ёмкость. Учу детей ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении.

Параллельно с этим помогаю детям делать самомассаж песком: перетирать его между ладонями и пальцами, глубоко зарывать в него руки. Всё это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики ходят по песку, играют на пианино,  выполняют зигзагообразные движения.

Хороша работа с кубиками, озвучивающими душу ребенка. Опираясь на большой личный опыт, несомненный талант и великую любовь к детям, Н.А. Зайцев выводит педагогическую технологию на уровень природособразного методического совершенства.

В целом складовой принцип обучению чтению с помощью звучащих кубиков адекватен нейрофизиологической свободе. Свободе, при которой ребенок как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков – нот, извлекает их с помощью собственных усилий, если себя слышит, сам себя коррегирует. Сенсорный поток четко дробится на своеобразные кванты информации, операции с ними сопровождаются ритмическими движениями с периодическими моторно-эмоциональными акцентами. И вот он – успех. Ребенок счастлив, у него получается, он не хуже других.

И оказывается, с кубиками учиться не только интересно, весело, но и полезно.

Ритмы, синхронизируя нервно-психические процессы, как бы раскачивают мозг и способствуют своеобразному, функциональному резонансу, облегчают восприятие и деятельность. Это важное свойство нервной системы особенно полезно использовать при обучении детей с различными дефектами развития. Вот почему метод «Кубиков» столь эффективен при работе с умственно отсталыми детьми и во многих других случаях задержек или «перекосов» развития психики ребенка.

Включение детей в новый для них вид деятельности, приобретения навыков речи – очень ответственный момент. От того, насколько педагог осторожен тактичен, предупредителен зависит появление у ребенка желания говорить. Очень  важно суметь наладить контакт с ребенком.

Пятый год в школе обучаются дети с умеренной умственной отсталостью. В оформлении класса всегда отражено время года. Постоянно вывешиваются работы детей, в которых используется природный материал, рисунки.

Эти выставки служат наглядными пособиями при работе над речью, при составлении предложений, рассказов. Большое внимание уделяется выполнению действий по устной инструкции. На  первых порах  дети учились  понимать задания, требующие ориентации в  школьном здании: найти столовую, раздевалку, медицинский кабинет дети должны назвать данное помещение, объяснять кто в данном помещении работает.   Потом задание усложнялось, например,  «сходи в медицинский кабинет и попроси у Веры Васильевны бинт, не забудь сказать «здравствуйте» и «спасибо»». Выполнив  определенное задание, ученики давали отчет о проделанной работе. В начале, это были слова – предложения, затем отчет  давали уже в виде распространенного предложения. Теперь Женя добирается  из дома в школу и из школы домой самостоятельно. Все дети на вербальном уровне общаются со сверстниками. Все читают дополнительную литературу, владеют звуко - буквенным анализом и синтезом. У них развилось фонематическое восприятие, они пишут под диктовку предложения.

Хочется подчеркнуть всю убедительность  использования натуральных предметов и объектов окружающей действительности в работе с нашими детьми. Только когда ребенок рассмотрит, потрогает предмет, произведет с ним действие, а затем и несколько различных действий тогда у него сформируется представление и и осознанный подход  от ощущений к мыслительным операциям. При оснащении занятий натуральными предметами ребенок проявляет активность, любознательность, заинтересованность в деятельности. Настя держит игрушку «карусель». При нажатии на кнопку, раздается мелодичная музыка. Настя несколько раз нажимает на кнопку, а дети слушают. В этот момент они напоминали рыбок, собравшихся в стаю, чтобы послушать успокоительную классическую музыку. Чуть позже все подошли к окну. Земля покрыта снегом, деревья в снегу. Восхищение природой. Тишина. Успокоенные, умиротворенные дети вышли из класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

Аналитический отчет "Развитие речи учащихся начальной школы"

Из опыта работы: формы, методы и приемы работы над развитием речи учеников. работа над проектом в начальной школы....

Статья "Развитие речи учащихся начальной школы".

В статье выделены 3 линии в развитии речи, направления в словарной работе, описаны группы упражнений, умения, относящиеся к связной речи, общие задачи учителя и требования к речи учащихся. В практичес...

Применение современных технологий для развития речи учащихся начальной школы

Данная работа включает в себя статью на тему "Применение современных технологий для развития речи учащихся" и презентацию к данной работе....

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Упражнения для развития речи учащихся начальной школы

        Развитию речи учащихся в начальной школе отводится важная роль, это зафиксировано в  планируемых результатах освоения учебной Программы основного начального обр...