Конспекты логопедических занятий с младшими школьниками по дифференциации С-Ш
план-конспект урока по логопедии (2, 3 класс) на тему

В конспектах представлен алгоритм работы по дифференциации звуков С-Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связном тексте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспекты логопедических  занятий с младшими школьниками по дифференциации С-Ш

Занятие № 1.

Тема: Дифференциация С-Ш.

Цель: различение звуков С-Ш в слогах и словах.

Образовательные задачи:

  1. Расширять и уточнять лексический запас.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Уточнить артикуляцию звуков С-Ш. Научить детей различать на слух и по  артикуляции. Совершенствовать слуховое восприятие и фонематические процессы.
  2. Научить детей самоконтролю с помощью зеркала.
  3. Развивать зрительное и слуховое внимание.

Воспитательная задача:

Прививать  чувство доброжелательности друг к другу, учить конструктивному взаимодействию.

1. Организационный момент. (- Назовите первый звук в слове СОВЫ. Назовите первый звук в слове ШУТ. Дайте характеристику этим звукам.

2. Уточнение артикуляции звуков С, Ш перед зеркалом. Сравнительная характеристика.

ГУБЫ. При  произнесении звука С губы слегка растянуты. При произнесении звука Ш губы округлены и слегка выпячены вперёд.

ЗУБЫ. При произнесении звуков  С и Ш зубы стиснуты.

ЯЗЫК. При произнесении С язык упирается в нижние зубы. При произнесении Ш язык поднят в форме чашечки.

ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ. При произнесении звуков С и Ш голосовые связки не «работают», голоса нет, поэтому их и называют  «глухие звуки».

ВЫДЫХАЕМАЯ ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ. При произнесении звука С воздушная струя узкая и прохладная. При произнесении звука Ш воздушная струя широкая и тёплая.

  1. Произнесение звуков  с опорой на движения кисти руки логопеда. Педагог повторяет, что при произнесении звука С язык находится внизу ротовой полости, за нижними зубами, поэтому  кисть руки опущена вниз; а при произнесении звука Ш язык  поднимается вверх, поэтому кисть руки поднята вверх. Таким образом, если кисть руки опущена вниз, то произносим звук С, а если кисть руки поднята вверх, то произносим звук Ш.
  2. Запись букв С, Ш с опорой на стрелки.  Логопед чертит на доске стрелки, направленные вверх или вниз, а дети записывают буквы С или Ш.

Образец:  

  1. Запись букв С, Ш по условным значкам. Педагог напоминает, что при произнесении звука С губы растягиваются в улыбке, поэтому условный значок для С – черта. При произнесении звука Ш губы округляются, поэтому условный значок для Ш – кружок.

Образец: - О О – О - - О

  1. Чтение слогов и звукосочетаний (дети следят за указкой, сопряжено проговаривая речевой материал).

            А                                    А                         А                                    А

С          О                   Ш            О                         О               С                   О

            У                                    У                         У                Ш                 У

           Ы                                    Ы                        Ы                                    Ы

                                                                                                                     И

  1. Физминутка. Проговаривание звуков, слогов и коротких слов с сопровождением движениями фонетической ритмики. (Используется речевой материал предыдущего и последующих заданий).
  2. Прочитайте слоги и звукосочетания парами.

СА – ША            ША – СА           АСА – АША             АША - АСА

СО – ШО           ШО – СО           ОСО – ОШО           АШО – АСО

СУ – ШУ            ШУ – СУ            УСУ – УШУ              АШУ - АСУ

СИ – ШИ           ШИ – СИ           ИСИ – ИШИ            АШИ - АСИ

СЕ – ШЕ            ШЕ – СЕ             ЕСЕ – ЕШЕ              АШЕ – АСЕ

Какими буквами отличаются эти пары?

  1. Подбор картинок  на С и Ш (на наборном полотне или на магнитной доске под буквами). С – санки, автобус, сыр, коса, ананас, астра, колос. Ш – шапка, машина, шуба, кошка, камыш.
  2. Закончите слова, добавив слоги СА или ША, назовите получившееся слово:

ЛИ… (СА)

КА… (ША)

РО… (СА)

  1. Подведение итога занятия, рефлексия.

- Какие звуки мы сегодня учились различать? Чем они отличаются?

Занятие № 2.

Тема: Дифференциация С-Ш в словах и предложениях.

Цель: различение звуков С-Ш в словах и предложениях.

Образовательная задача:

Расширение и уточнение лексического запаса.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Учить различать звуки С-Ш в словах и предложениях.
  2. Совершенствовать слуховое восприятие и фонематические процессы.
  3. Развивать зрительное и слуховое внимание.

Воспитательная задача:

Прививать чувство доброжелательности друг к другу, учить конструктивному взаимодействию.

- развивать фонематический слух на восприятие и различение звуков С-Ш в словах и предложениях.

1. Оргмомент.

- Запомните и повторите: су-шу-су – я носки сушу.

2. Измените словосочетания по образцу:

я ношу – ты носишь

я прошу – ты просишь

я спешу – ты спешишь

я рисую – ты рисуешь

я сыплю – ты сыплешь

я сею – ты сеешь

  1. Звуко-буквенный анализ слова КАСКА, преобразование слов (КАСКА-КИСКА-МИСКА-МИШКА-МОШКА).
  2. Закончите предложения,  подобрав слова по смыслу.

СОК – ШОК               Маша пьёт грушевый сок. Соня ест вкусный батончик «Шок».

СУТКИ – ШУТКИ      До Ромашково надо ехать сутки. К празднику дети придумали  смешные шутки.

УШИ – УСЫ               У слона большие … У дедушки пушистые …

МИШКА – МИСКА   Кошке дали (миску) с супом. Сане подарили плюшевого …

КРЫША – КРЫСА     Паша видел большую страшную … Саша ремонтирует старую …

БАШНЯ – БАСНЯ      Маша выучила … (басню) наизусть. Наташа нарисовала Кремлёвскую … (башню).

КАШКА – КАСКА       Мише дали вкусную … (кашку). Бабушка связала шерстяные …(носки).

  1. Физминутка. Проговаривание речевого материала предыдущего упражнения с сопровождением движениями фонетической ритмики.
  2. Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните букву С синим карандашом, а букву Ш – простым. Составьте предложения со словосочетаниями.

высокая                путешествие

серая                    солнышко

интересное         пастушок

пушистый            кошка

ясное                    снег

весёлый               башня      

  1. Составьте и запишите предложения, подбирая к словам первого столбика по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните буквы С и Ш.

Мыши               спешит

Камыши           шьёт

Соня                  шуршат

Старушка         пасёт

Пастушок         шумят

  1. Подведение  итога занятия, рефлексия.

Занятие № 3.

Тема: Дифференциация С-Ш в связных текстах.

Цель: различение звуков С-Ш в связных текстах.

Образовательная задача:

Расширение и уточнение лексического запаса.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Учить  различать звуки С-Ш в связных текстах.
  2. Совершенствовать слуховое восприятие и фонематические процессы.
  3. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Воспитательная задача:

Прививать чувство доброжелательности друг к другу, учить конструктивному взаимодействию.

  1. Оргмомент (- Назовите по одному слову со звуками С, Ш. Определите место этих звуков в слове. Назовите слог с этими звуками.)
  2. Работа с текстом. – Послушайте рассказ.

Бабушка сказала Саше и Даше, что в воскресенье они пойдут в театр смотреть сказку «Про Красную Шапочку». Надо встать пораньше, собраться, чтобы не опоздать на спектакль.

В воскресенье Саша встал рано, умылся, оделся, покушал. А Даша не спешила вставать, не съела кашу и ей пришлось одеваться быстро. Когда бабушка, Саша и Даша вышли из дома, Саша засмеялся: Даша свою шапку надела неправильно – шов оказался спереди, да и ботинки у Даши «поссорились». Бабушка и Саша сказали Даше: «Ты поспешила – и нас насмешила».

Логопед.

- Почему Даша так оделась? Вы запомнили пословицу? Может быть,  и с вами случалось такое? Расскажите.

  1. Запись рассказа по памяти. Логопед даёт задание вспомнить и записать рассказ. Названием рассказа станет пословица.
  2. Подведение итога занятия, рефлексия.

                                                                                     Список литературы

  1. Ефименкова Л.Н, Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. Москва, Просвещение, 1991.

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Москва, «Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997.

 

 

                                                             

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для младших школьников "Слова, обозначающие признак предмета. Шипящие звуки."

Конспект урока для логопедических занятий. Игровая форма работы с учащимися....

Конспект занятия на школьном логопункте . Использование тестотерапии на логопедических занятиях с младшими школьниками 1-2 классов ." Дифференциация звуков Ч- Ш "

Тестотерапия –  это своего  рода упражнения, оказывающие помощь в  развитии  тонких диффренцированных   движений, координации, тактильных  ощущений ,  а так же ...

Конспект логопедического занятия для 3-4 классов "Дифференциация звуков В-Ф"

КОНСПЕКТ  ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ« ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ  (В) - (Ф)» Составила  учитель-логопед  1  категории  МОУ «сош №2 им. Героя Советск...

Конспект логопедического занятия для детей 1 класса: дифференциация гласных А - Я.

Конспект логопедического занятия для детей 1 класса: дифференциация гласных А - Я. Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений....

Конспект логопедического занятия для младших школьников "Речевая диагностика"

В процессе прохождения учебного материала учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем; осущ...

Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса «Дифференциация звуков [Г]-[К].»

Цель: учить различать звуки [Г] - [К];Задачи:Образовательные: формировать умение выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, слогов, слов; уточнить акустико – артикуляционные характеристики д...

Конспект логопедического занятия у младших школьников на тему "Дифференциация П-Б в слогах, словах"

Крнспект логопедического занятия у младших школьников на тему "Дифференциация П-Б в слогах, словах"...