Конспект логопедического занятия у младших школьников на тему "Дифференциация П-Б в слогах, словах"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Крнспект логопедического занятия у младших школьников на тему "Дифференциация П-Б в слогах, словах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

           Конспект логопедического занятия у младших школьников.

Тема. Дифференциация Б – П в слогах и словах.

Цель. Формировать у младших  школьников умение различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в устном произношении и на письме.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

В результате занятия учащиеся смогут:

- различать звуки [б – п] на слух и в произношении в слогах и словах;

- четко называть различия между парными звонкими и глухими согласными;

Метапредметные:

Познавательные УУД:

-продолжать формировать умение действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль;

- закреплять умение делать выводы в результате проделанной работы;

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать

цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– учиться работать по предложенному учителем плану;

Коммуникативные УУД:

–оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

–слушать и понимать речь других;

Личностные:

- формирование положительного интереса  и мотивационной основы к изучаемой теме;

- формирование у учеников навыков самоконтроля;

Оборудование. Магнитофон, семена, предметные картинки, карточки со слогами, индивидуальные карточки, карточки с буквами Б и П, тетради, ручки, карандаши, зеркала, массажные мячи, песочница, мяч, цветок с лепестками.

Этап

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

I Этап

Мотивации к учебной деятельности.

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

2 минуты

  • Психогимнастика.

Здравствуйте ребята! Логопед вывешивает на доску картинку с изображением улыбающегося Смайлика.

- Ребята,  определите настроение смайлика, поставьте перед собой зеркало и улыбнитесь так же, как смайлик. Сегодня на протяжении всего занятии я вам желаю сохранять хорошее настроение.

Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Молодцы!

Определяют настроение смайлика.

Выполняют психогимнастику.

Регулятивные УУД:

- формирование  основ самоконтроля;

Коммуникативные УУД:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

II. Этап Актуализации знаний

- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания);

- закреплять полученные знания  звукобуквенном и слоговом анализе.

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

7 мин

  • 1. Самомассаж.

- помассируем массажным мячом ладошки по кругу, сначала быстро, потом медленно;  сожмем мячик сначала правой рукой, потом левой
- разминать и растирать каждый палец  массажным колечком;

2.Упражнения для мелкой моторики рук.

«Ладони на столе» (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.)

«Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).

«Замок» (на счет «раз» – ладони вместе, а насчет «два» – пальцы соединяются в «замок»).

3. Упражнения для артикуляционной моторики.

Возьмите в руки зеркала. Улыбнитесь. А теперь артикуляционная гимнастика.

-Расческа.

-Часики.

-Качели.

-Лошадка.

-Индюк.

Выполняют массаж ладошек и пальцев рук.

Выполняют упражнение.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Регулятивные УУД:

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Коммуникативные УУД:

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

III. Этап Выявления места и причины  затруднений

- осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- фиксация  места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

4.Отгадывание загадок.

А сейчас послушайте и отгадайте загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел

  (бабочка)

Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посередине спинка,

А на ней щетинка. (поросенок)

- Выделите первые звуки в этих словах. Подумайте и скажите, какие звуки мы будем сегодня различать?

Правильно, сегодня мы с вами будем учиться различать [П, П’, Б, Б’].

Отгадывают загадки, выделяют первый звук в отгадках и формулируют тему занятия.

Познавательные УУД:

-анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками.

Коммуникативные УУД:

-формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы.

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать

цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– учиться работать по предложенному учителем плану;

IV. Этап

Построение проекта, выхода из затруднения

-выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели.

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

7 мин

  • Работа со звуками. Сравнение произношения [Б-П].

- Ребята произнесите [Б-П]. Скажите, что общего в произнесении этих звуков?

( Произносим губами, губы смыкаются).

Эти звуки гласные или согласные?

А теперь скажите, чем различается произнесение этих звуков? ( [Б] - произносим с голосом, [П] - произносим без голоса)

 [Б] произносится с голосом. А [П] произносится без голоса. Давайте проверим, положите руку на горлышко. Произносим поочередно звуки. Если горло вибрирует, то звук звонкий, если нет то глухой.

Делаем вывод. [Б] произносится с голосом, значит он - звонкий. А [П] произносится без голоса, он - глухой.

Какая же есть мягкая пара у этих звуков?

2.  Работа с буквой.

- А какой буквой мы обозначаем [П, П’]- буквой П. [Б, Б’] - буквой Б.

-  Нарисуйте эти буквы в воздухе, на ладошке у себя.  

- Выложите буквы из семян (цветных палочек)

Произносят звуки, сравнивают их, относят их к определенной группе, делают вывод.

Рисуют буквы в воздухе, на ладошке, выкладывают из семян.

Познавательные УУД:

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

Формулировать ответы на вопросы, составлять устное монологическое высказывание.

V. Этап

Физминутка

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2 мин

1. Заводим моторчик грузовика.

2. Релаксационное упражнение «Цветок просыпается»

Выполняют физ.минутку.

Регулятивные УУД:

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

VI. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи

- усвоение нового способа действия;

- выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий;

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

1. Упражнение «Песочный дождик».

Ребята, давайте поздороваемся с песком!

Положите ручки на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали.

2.  Игра «Эхо».

-Ребята, посмотрите, к нам пришел Миша из мультфильма, он кричит Маше слоги с нашими звуками, а она не слышит. Давайте мы будем слоги отражать эхом, которые произнесет Миша.

Ба — па,

па — ба,

ба — па — ба,

па — ба — па,

ба — па — ба,

Па — ба — ба — па,

бо — по — по — бо.

 Дети повторяют за учителем слоговые цепочки  с разными согласными, громко и четко.

Познавательные УУД:

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Регулятивные УУД:

-выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные УУД:

-контролировать действия партнера;

VII.  Этап Самостоятельная работа с взаимопроверкой

- создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля

- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

4 минут

1. Игра «Назови звук».

А сейчас нужно определить какой звук в слове Б или П, каково его место по счету.

2. Игра "Правильно-неправильно". Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Бабушка". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Бабушка - Дабушка - кабушка - бабушка - батушка - татушка" и т.д. Вначале слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.

Давайте попрощаемся с песком:

В ладошки наши посмотри-

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам поумнеть помог!

Делают в песке небольшие лунки для мячика. Подталкивают мячик в лунку, называют слово,  выделяют звук и говорят какой он по счету в слове.

 Познавательные УУД:

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

VIII. Этап

Включения в систему знаний и повторения.

- формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

Длительность этапа

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

1. Вставь пропущенные буквы.

Открываем тетради записываем число. Нам нужно вставить пропущенные буквы и подобрать проверочное слово по образцу.

Рассуждай по образцу: в слове «сугроб» пишу букву б, потому что проверочное слово «сугробы», где после Б стоит гласная буква Ы.

ду... — дубы,

гри... — ...,

скри...,

сугро...,

зу...,

су…

Игра "Доскажи словечко". Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его... (белка).

Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь).

В дом войти боится вол:
- Подо мной прогнется... (пол).

Свистнул чижик:
- Фью, фью, фью!
Я с утра росинки... (пью!)

Самостоятельно вставляют нужную букву и подбирают проверочное слово по образцу, выполняют задание в тетрадях и у доски.

Познавательные УУД:

-осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Регулятивные УУД:

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

IX. Подведение итогов. Этап рефлексии.

4 мин

Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

Какое задание на уроке вам понравилось больше всего?

Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

А сейчас давайте оценим свою работу!

Выберите лепесточек такого цвета, который соответствует вашему настроению! А цветочек мы подарим нашему смайлику

Молодцы, вы хорошо поработали!

Отвечают на вопросы, выбирают лепесточек, цвет которого соответствует их настроению.

Регулятивные УУД:

-оценивать правильность своих действий на уровне адекватной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».

Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1.    Развитие зрительно-пространственных представле...

Конспект логопедического занятия для младших школьников "Слова, обозначающие признак предмета. Шипящие звуки."

Конспект урока для логопедических занятий. Игровая форма работы с учащимися....

Конспекты логопедических занятий с младшими школьниками по дифференциации С-Ш

В конспектах представлен алгоритм работы по дифференциации звуков С-Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связном тексте....

Конспект логопедического занятия для младших школьников "Речевая диагностика"

В процессе прохождения учебного материала учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем; осущ...

Логопедическое занятие для младших школьников 2-3 класса Тема: «Слова –предметы и слова-признаки»

Логпедическое занятие для младших школьников с ОВЗ предназначено для усвоения программного материала по русскому языку  в соответсвии с Адаптированной Основной Образовательной Программой для учащ...