Статья для родителей "Советы логопеда"
статья по логопедии по теме

Ирина Анатольевна Филимонова

Данная статья "Советы логопеда" содержит простой, доступный и важный практический материал в помощь родителям. Статья может быть интересна родителям, учителям, коррекционным педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovety_logopeda_dlya_roditeley_i_ne_tolko.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Советы логопеда

«Для родителей и не только…»

СОВЕТ 1: «РАЗГОВАРИВАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ»

Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем больше будет его пассивный словарь (слова, значения которых он уже понимает, но пока не может произнести), из которого впоследствии развивается активный словарь.

Все дети начинают говорить в разное время: одни к 2-4 годам могут связно выражать свои мысли, другие только начинают произносить короткие фразы. Но если к трем годам ребенок не начал говорить, то необходимо обратиться к специалистам за консультацией. Довольно часто родители утешают себя тем, что ребенку просто не хочется говорить и обращаются за помощью, когда упущено много времени.

Ошибки!

Многие родители делают ошибку, подражая речи детей, коверкают слова. Необходимо постоянно поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии трудно будет преодолеть.

СОВЕТ 2: «ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ СКАЗКИ»

Старайтесь побольше читать ребенку сказок, а затем разберите их вместе с ним, остановитесь на героях положительных и отрицательных, выясните, почему они такие, попросите потом рассказать эту сказку бабушке, дедушке или папе. Если к вам приходят знакомые с детьми, устройте детский концерт: пусть малыши рассказывают выдуманные ими истории, сказки, читают стихи. Главное при этом то, что они приобретают опыт пересказа, учатся правильно формулировать мысли и логически мыслить.

        Внимание!

Однако подбирать тексты для ребенка нужно очень осторожно:

- они должны точно соответствовать произносительным возможностям ребенка, в противном случае возрастные неправильности закрепляются и становятся дефектом;

- они должны быть понятны детям, но не примитивны;

- они не должны наносить вреда психике ребенка (не содержать насилия, не пугать).

СОВЕТ 3: «ПРОВОДИТЕ ДЕТЯМ МАССАЖ РУК И ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ»

У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдаются нарушения двигательной сферы, в том числе недостаточная координация движений пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев, пальчиковая гимнастика и специальные упражнения подготовят почву для последующего формирования и развития речи.

        Даже нормально развивающемуся ребенку будет полезен массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в стихотворном сопровождении не только разовьют мелкую моторику, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

  • Пальчиковые игры.

Начать тренировать пальцы ребенка можно уже в течение первых пяти месяцев.

Упражнения рекомендуется выполнять каждый день не менее 2-3 минут. Гимнастика для пальцев рук бывает пассивная и активная.

  • Пассивная гимнастика.

Пассивная гимнастики включает массаж кистей рук и упражнения.

Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию. Массажные движения выполняются от кончиков пальцев до запястья.

  • Активная гимнастика.

Игры с предметами.

Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активный с детьми с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем переходят к активной гимнастике. Сложность упражнений выбирайте сами, в зависимости от уровня развития мелкой моторики рук вашего ребенка

СОВЕТ 4: «РИСУЙТЕ С РЕБЕНКОМ»

        Наибольшие трудности в первом классе вызывает обучение письму. Одна из причин этого кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кисти рук к выполнению графических упражнений.

        Дети приобретают графические навыки с помощью системы специальных игр и упражнений:

  • «Нарисуй узор по клеточкам»
  • «Соедини точки»
  • Попади в цель»
  • «Дорожки»
  • «Лабиринты»
  • «Закончи рисунок»
  • Выполнение штриховок
  •  Графический диктант

СОВЕТ 5: «СОВМЕЩАЙТЕ РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ»

        Чтение стихов, потешек, шуток-прибауток, песенок, совмещайте с движениями: рук, головы, наклонов, приседания, ходьбы и т.д.

СОВЕТ 6: «ИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ»

Общаясь с ребенком, вы можете использовать любые игры, комментируя свои действия.

        Стройте игру с ребенком по правилам. Этим вы формируете правила поведения не только в игре, но и в обществе.

        Вы можете использовать такие игры как:

  • Игры на классификацию (цвета, форм, размера и т.д.)
  • Игры-ассоциации («Кто что ест?», «Кто где живет?», «Кто как передвигается?» и т.д.)
  • «Доскажи словечко»
  • «Снежный ком»
  • «Положи кузовок, все, что кончается на ОК»
  • Игра в слова

СОВЕТ 7: «РАЗВИВАЙТЕ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ»

        Развивая речевое дыхание, вы укрепляете здоровье детей, тем самым проводите профилактику респираторных заболеваний.

  • Игра «Ветерок»
  • Игра «Листопад»
  • Игра «Снежинки»

Родители должны всегда помнит, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личности будет более гармонично развита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статьи по логопедии

В помощь студентам предлагаю свой диплом и курсовые....

Статья о логопедах

Авторская статья Т. Борисовой о логопедах Центрального района....

Статья "Советы логопеда по развитию речи ребенка"

В этой статье родители узнают, когда пора обратиться к логопеду.Какие упражнения они могут выполнять с ребенком дома.Как надо разговаривать и вести себя, чтобы речь ребенка была красивой и правильной....

статья "Может ли учитель исправить у ребёнка нарушения письменной речи или логопедия без логопеда?"

В статье дана краткая характеристика  видов нарушения речи и предоставлены игры и занятия. которые может проводить рядовой учитель с ребёнком....

педагогическая статья "Миссия учителя-логопеда XXI века"

В данной педагогической статье рассматриваются проблемы современного образования и инновационные технологии учителя-логопеда....

Статья "Рекомендации учителя - логопеда по развитию речи, коммуникативных навыков, обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности воспитателя ГПД"

Моя статья посвящена важности проведения занятий по развитию речи воспитателем ГПД во внеурочное время с детьми с ОВЗ....

Статья «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми»

Роль учителя-логопеда состоит не только в том, чтобы организовать должным образом коррекционно-развивающие логопедические занятие с ребенком, но и донести до родителей всю необходимую для работы ...