Использование ИКТ
методическая разработка по логопедии на тему

Азарова Ольга Николаевна

В современном мире не обойтись без новых технологий. И поэтому я применяю на логопедических занятиях ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Выполнила:

Азарова О. Н.

Оглавление

  1. Актуальность темы.
  2. Цели и задачи использования ИКТ.
  3. Система работы по внедрению ИКТ в работу учителя – логопеда.
  1. Использование ИКТ в научно-методической деятельности учителя – логопеда.
  2. Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми.
  3. Использование ИКТ во взаимодействии с педагогами.
  4. Использование ИКТ во взаимодействии с родителями.
  1. Материально – техническая база для использования ИКТ.
  2. Направления коррекционной работы с использованием ИКТ.
  3. Принципы конструирования образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ.
  4. Основные требования, предъявляемые к педагогическим программным средствам.
  5. Заключение.
  6. Используемая литература.

1

1. Актуальность

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса.

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно- коммуникативных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

 Во- первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому.

Во- вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это даёт каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

 В- третьих, активное и эффективное внедрение новых технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающим требованиям современному обществу и процессу   реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

ИКТ затрагивают все сферы жизни человечества, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».

1.2 Отечественные и зарубежные исследования по данной проблеме.

 Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ

 Использование  ИКТ в работе с детьми с ЦЕЛЬЮ  оптимизации коррекционного процесса  дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий  для осуществления качественного логопедическо воздействия на детей, создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению.

  ЗАДАЧИ:

Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:

- Изучить сферы и формы использования ИКТ в обучении дошкольников;

- Создать медиатеку ЭОР для работы учителя-логопеда;

- Разработать собственные ЭОР в различных направлениях деятельности для коррекции наруше

   ний речи.;

- Внедрить инновационные  методы (использование ИК технологий) во все формы деятельности

 учителя-логопеда.

3. Система работы по внедрению ИКТ в работу учителя-логопеда

Для реализации поставленной цели и задач определила для себя  основные направления деятельности, через которые я могу использовать информационно-коммуникационные технологии:

  1. использование ИКТ в научно-методической деятельности учителя-логопеда;

  1. использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми;

  1. использование ИКТ во взаимодействии с педагогами;

  1. использование ИКТ во взаимодействии с родителями.

3.1 Использование ИКТ в научно-методической деятельности учителя-логопеда

Информационно-компьютерные технологии могут использоваться в  научно-методической работе учителя-логопеда, что облегчает организацию деятельности учителя-логопеда. Появилась возможность:

 оформления всех видов документации по организации коррекционно-образовательного процесса и средствами Microsoft Office  (рабочая программа, планирование, отчёты, конспекты, консультации и рекомендации для педагогов и родителей, задания с материалом для закрепления дома, буклеты, памятки, брошюры и т.д.);

создания информационного банка нормативной базы, банка сведений о детях, имеющих речевые нарушения.

   использования программы Excel для составления графиков и диаграмм, обработки результатов диагностических исследований.

 использования различных графических редакторов и программ (WinRaR, Pinnacle Studio Plus, Windows Movie Maker, Adobe Photoshop CS3, Microsoft Office) для обработки видеоматериалов, позволяющих  презентабельно оформить наглядный материал к различным мероприятиям, проводимым в ДОУ, брошюры, буклеты и информационные стенды;

В данном случае ИКТ является средством создания, хранения информации и инструментом её обработки.  С целью систематизации и классификации компьютерных дидактических и методических материалов мной создана  медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, имеющих коррекционно–развивающее направление, в том числе и мои авторские мультимедийные пособия. Компьютерные программы и игры, аудиозаписи, видеоролики, презентации в моей практике стали представлять собой единый программно-методический комплекс, поддерживающий коррекционно-развивающий процесс на различных этапах обучения и в целом – способствовать повышению эффективности процесса преодоления речевых нарушений и развития познавательных процессов у детей-логопатов.

  1.  Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Пользование информационной сетью Интернет даёт учителю–логопеду возможность повышать своё профессиональное мастерство, узнавать самые последние новости в сфере коррекционной работы с детьми;

·        находить нужные материалы для работы;

·        презентовать себя в Сети, вести личный блог, создавая сайт или страницу на сайте учреждения.

·        участие в Интернет-проектах, конкурсах, фестивалях, вебинарах, мастер-классах;

·        повышать уровень самообразования и компетентности с помощью Интернет-ресурсов, дистанционных мероприятий, участия в работе сетевых сообществ.      

Информационные технологии способствуют созданию и использованию новых методик диагностики и коррекции недостатков речевого развития, контроля, а также позволяют применить нестандартные  формы оценки уровня знаний обучающихся.

Информационные технологии при проведении диагностики речевого развития учащихся позволяют создавать базу данных по итогам диагностики, проводить мониторинг работы, отслеживать динамику работы.

При проведении непосредственно самой коррекционной работы с детьми  использую электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и  аудиотехнике (электронные книги, специальные компьютерные игры), готовые цифровые образовательные ресурсы (игры и презентации), а также создаю собственные презентации и  видеозаписи речевой работы ребенка на занятиях. Применение в логопедической  работе ИКТ  способствует повышению мотивации детей к трудным для них видам деятельности,  улучшению речевого продуцирования, расширению кругозора учащихся и  развитие их познавательных процессов, повышению эффективности усвоения материала детьми, формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития, созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности, реализации индивидуального подхода.

В своей работе для формирования мотивации к речевой деятельности считаю эффективным  и использую метод наглядного моделирования. Применение пространственных моделей в обучении детей младшего школьного возраста учит ребенка анализировать отображенную в модели действительность, выделять в ней главное и второстепенное, рассуждать, делать выводы. Поэтому на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий использую модели звукового и слогового состава слова, словесного состава предложения. Подобные схемы и модели помогают приучить детей к наблюдениям за языком, повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память. Компьютерные презентации помогают детям усвоить, осмыслить такие понятия, как «звук», «слово», «слог», часть и целое, способствуют формированию навыка овладения чтением. Используя презентации, проводиться  такая работа, как  составление  слово по первым звукам других слов, нахождение  слова в других словах,  записи слова по памяти, разделении на слоги, определении  количество букв, звуков, составлении  предложений. А такие игры, как «Узнай по контуру», «Чья это тень?», «Найди ошибки» ещё и способствуют развитию внимания и восприятия.

Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям, использую обучающие ситуации, создаваемые с помощью интерактивной доски, которые дают возможность проводить самокоррекцию и индивидуальную работу ученика в сообществе с другими детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

При работе с интерактивной доской у учащихся задействованы различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная, активизируются процессы внимания: концентрация, распределение, переключение, совершенствуются графомоторные, навыки, зрительно-пространственные отношения. Практическая значимость использования интерактивной доски состоит в том, что учитель и ученики расширяют границы привычного, поднимая процесс обучения и преподавания на качественно новый уровень. При использовании интерактивной доски детям предлагаются самые разнообразные задания, например:

- Соедините части слов разными линиями. Как одним общим словом мы можем назвать эти предметы? (одежда)

- Прослушайте предложения. Выберите из данных картинок одну, подходящую по смыслу. Запишите предложения в тетрадь (дети подходят к доске и выбирают нужную картинку.

Для визуализации компьютерных занятий и с целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях целесообразно использовать различные общеразвивающие компьютерные игры «Фраза», «Кроссворд», «Читай-ка». Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей  младшего школьного возраста. Основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности.

Использование ИКТ в коррекционном процессе позволяет организовать разные формы коррекционно-развивающей деятельности, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу детей. Подача материала за счёт звука и движения становится наглядной, его красочность создаёт яркий образ, пробуждающий чувства детей, что активизирует эмоциональную память, позволяет повысить познавательный интерес и мотивацию детей к занятию, что позволяет сократить  сроки коррекционных этапов и повысить эффективность занятий. Быстрая смена наглядного материала позволяет удерживать внимание гиперактивных детей, соответственно расширяет возможности активизации деятельности ребёнка на занятии, что является крайне сложным при работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

3.3 Использование ИКТ во взаимодействии с педагогами.

Также появилась возможность создания электронного портфолио  педагога.

 В этом случае ИКТ помогает систематизировать наработанный педагогический опыт,  обобщить его,  проанализировать собранный материал, определить направления работы с педагогами, родителями и детьми.

Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно с помощью программы Power Point, Flash и других программ, т.е. реализовывать свои творческие проекты.

Для создания ЭОР я использую программы Power Point, (Pinnacle Studio, Windows Movier Maker). С её помощью составляются короткие компьютерные задания, рассчитанные на решение одной или двух коррекционных задач. Положительный момент  данной программы заключается в том, что в ней легко и быстро можно создать индивидуальные задания для конкретного ребенка к любому появившемуся стойкому затруднению. Учитель-логопед может максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционное воздействие по преодолению недостатков речи детей, может динамично и дозировано отреагировать на неуспех воспитанника (т.е. добавить КП именно на том этапе, на котором ребенку требуется дополнительная помощь, в нужной степени сложности и в нужном объеме).

3.3 Использование ИКТ во взаимодействии с родителями.

    Чтобы «заданиями-играми» ребенок мог управлять самостоятельно без помощи взрослого, Презентацию нужно перевести в Демонстрацию Power Point, и она предстает перед ребенком в форме «игры». А такого рода «игры» уже можно использовать и в работе с родителями. Если дома есть компьютер, то мини-игры можно давать родителям для отработки затруднений в домашних условиях. Это возможно, поскольку они сделаны в стандартной программе, легко копируются и в этих «мини-играх» интуитивно понятное управление.

      Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных мною с помощью программы Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

С целью систематизации и классификации компьютерных дидактических и научно-методических материалов мной создана  медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, имеющих коррекционно–развивающее направление, в том числе и мои авторские мультимедийные пособия. Компьютерные программы и игры, аудиозаписи, видеоролики, презентации в моей практике стали представлять собой единый программно-методический комплекс, поддерживающий коррекционно-развивающий процесс на различных этапах обучения и в целом – способствовать повышению эффективности процесса преодоления речевых нарушений и развития познавательных процессов у детей-логопатов.

4. Материально-техническая база.

  Использование современных технологий не возможно, если нет соответствующей материально-технической базы, позволяющей применять ИКТ в работе с детьми. Это так называемые аппаратные средства ИКТ:  компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, экран; интерактивная доска; принтер и копировальные устройства; сканер; видеомагнитофон; телевизор; музыкальный центр; цифровой фотоаппарат; видеокамера; магнитофон. Эти средства информационных технологий за последние десятилетия сделали возможным, реальным и удобным сбор различных видов информации об окружающем мире.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, компьютер приходит к ребёнку как универсальная увлекательная игрушка, которую учитель-логопед может и должен использовать как уникальную возможность для разнообразия и индивидуализации коррекционного процесса, развития высших психических функций; создания коммуникативной мотивации и развития навыков общения; развития интеллекта, познавательных интересов, творческих способностей.

 Разновидностью компьютера является планшетный персональный компьютер,— разновидность ноутбуков, оформившаяся после презентации аппаратно-программной платформы Microsoft Tablet PC в ноябре 2002 года. Оборудованы сенсорным экраном и позволяют работать при помощи стилуса или пальцев как с использованием, так и без использования клавиатуры и мыши.

Ещё одним из наиболее распространённым средством  ИКТ является телевизор. Телекоммуникация играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения.    

 У нас существует проект «Теленовости Светлячок 93». Вместе с детьми я участвую в создании видероликов о жизни детского сада. Ребята выступают в роли дикторов и корреспондентов, повествуя зрителям об интересных событиях в саду. Смонтированные мной с помощью программ Pinnacle Studio и Windows Movier Maker выпуски теленовостей решают задачи нравственного воспитания дошкольников и их социализации. Они вызвали большой интерес у воспитанников МБДОУ, педагогов и родителей, которые могли видеть видеоролик на экране телевизора в холле детского сада.

Сбор цифровых образов окружающего мира ребенок дошкольного возраста ведет с помощью цифровой фотокамеры. Постепенно он приобретает ИКТ-квалификацию получения качественных снимков параллельно с ИКТ-компетентностью, выражающемся в точном выборе объекта для съемки, отборе снимков в соответствии с заданной целью, выборе имен для снимков и папок, куда снимки складываются. Ребенок получает предметную компетентность в области обучения грамоте и развития речи, выражающеюся в правильном написании имен папок, умении построить свой рассказ по фотографии.

Сканер является необходимым цифровым инструментом учебно-воспитательного процесса. Он позволяет свободно использовать существующие нецифровые информационные источники, в том числе изобразительные работы самих детей, найденные ими картинки и т.д.

Интерактивная доска позволяет педагогу включать экранную презентацию записи от руки, пометки и т.д. прямо в ходе выступления, выделять обводной на экране отдельные объекты и многое другое.

Возможность использования принтеров и копировальных устройств совместно с компьютером сомнений не вызывает. Позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную педагогами. Однако в ДОУ оно имеет свою специфику. Один из аспектов такой специфики состоит в том, что многие ДОУ не могут себе позволить бесконтрольную распечатку, в силу стоимости расходов материалов. Другой аспект состоит в том, ДОУ нужны цветные принтеры. Цвет оказывается не роскошью, а средством обучения и самовыражения. Ребёнок должен видеть реальные краски мира.

Мультимедийный  проектор служит мощным средством непосредственной, личной коммуникации в рамках практически любого занятия. Дошкольники с удовольствием  рассказывают зрителям в группе о том, что они видят на экране. Конечно, проектор нужен и воспитателю, т.к. он существенно повышает комфортность выступления для него и усиливает наглядность, эмоциональный компонент для дошкольников.

Таким образом,  наличие соответствующего оборудования позволяет педагогу использовать ИКТ в полном объёме, делает её более эффективной, позволяет сэкономить время.

  1. Направления коррекционной работы  с использованием ИКТ.

 1.  Работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков.

 2. Обучение грамоте: формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

3. Формирование  лексико-грамматических категорий : наращивание словарного запаса, словоизменение, словообразование.

4.Развитие связной речи: пересказ (составление ) текста с опорой на наглядность.

5. Формирование зрительно-пространственных координаций: умение следить взглядом за перемещением объектов.

6. Коррекционно-оздоровительное: использование манипулятора «мышь» и клавиатуру как тренажёра для развития мелкой моторики рук.

6. Принципы  конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ.

     1.Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

 Руководствуясь принципом научности(2), я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю, что вы со мной согласитесь что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.

 Реализуя принцип доступности(3), я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи.

Принцип систематичности и последовательности(4) обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

Принцип  наглядности(5) 

Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей-логопатов.

Принцип индивидуального обучения(6) 

ИКТ используются для индивидуальных и групповых занятий и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

Принцип объективной оценки результатов деятельности.(7) 

В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субьективную оценку в виде цифровых оценочных шкал, в устной форме.

Принцип воспитывающего обучения (8)

Использование ИКТ позволяет воспитывать у детей логопатов волевые и нравственные качества.

Принцип интерактивности компьютерных средств.(9) Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов и оценки результатов.

Таким образом, соблюдение традиционных дидактических принципов создаст благожелательную атмосферу на занятиях, проводимых с использованием ИКТ.

7. Основные требования, предъявляемые к педагогическим программным средствам:

 Усиление интереса к созданию подобных источников связано с появлением мультимедийных технологий, а также с развитием средств коммуникаций, сети Интернет. Поэтому, считаю необходимым перечислить основные требования, предъявляемые к педагогическим программным средствам при их создании.

• педагогические требования (дидактические; обоснование выбора тематики; проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения);

• технические требования;

• эргономические требования;

• эстетические требования.

Дидактические требования

Дидактические требования предполагают, прежде всего, обеспечение:

• научности содержания, т.е. предъявление детям научно-достоверных сведений;

• доступности, т.е. представляемый учебный материал, формы и методы организации учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки воспитанников и их возрастным особенностям;

• адаптивности (приспосабливаемости к индивидуальным особенностям обучаемых), которая поддерживается различными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации предъявляемого учебного материала по сложности, объему, содержанию;

• систематичности и последовательности обучения, т.е. необходимость изложения системы понятий, фактов и способов деятельности в их логической связи с целью обеспечения последовательности и преемственности в овладении знаниями, умениями и навыками;

• визуализации учебной информации, объектов, процессов, явлений, а также их моделей за счет технологических возможностей современных средств мультимедийных презентационных технологий;

• прочности результатов усвоения обучения (обеспечение осознанного усвоения обучаемым содержания, внутренней логики и структуры учебного материала, представляемого с помощью электронного пособия).

Методические требования к электронным презентациям предполагают необходимость учитывать своеобразие и особенности коррекционно-логопедических занятий каждого вида (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных; направленных на коррекцию звукопроизношения, формирования элементарных навыков чтения и письма развитию лексико-грамматических средств языка, развитию связной речи).

Программно-технические требования к ППС

Программно-технические требования к ППС определяют требования по обеспечению: устойчивости к ошибочным и некорректным действиям пользователя; минимизации времени на действия пользователя; эффективного использования технических ресурсов (в том числе и внешней памяти); восстановления системной области перед завершением работы программы; защиты от несанкционированных действий пользователя; соответствия функционирования ППС описанию в эксплуатационной документации.

Эргономические требования

Эргономические требования к содержанию и оформлению электронных презентаций обусловливают необходимость:

• учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, особенности протекания психических процессов, степень речевого недоразвития, различные типы организации нервной деятельности, различные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности;

• обеспечивать повышение уровня мотивации обучения;

• устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране;

• выбора оптимального темпа представления информации, так как эффективность деятельности человека снижается не только при избыточности информации, но и при ее недостаточности. Имеется немало данных, которые показывают, что при монотонности и бедности внешних воздействий у человека развиваются явления, сходные, как это ни парадоксально, с утомлением: учащаются ошибки, снижается эмоциональный тонус, развивается сонливость.

Эстетические требования

Эстетические требования к педагогическим программным средствам устанавливают:

- соответствие эстетического оформлению функциональному назначению;

- соответствие цветового колорита эргономическим требованиям ; - упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов презентации.

Задачи, решаемые в процессе использования информационно-компьютерных технологий  на коррекционно-развивающих занятиях       В последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль отводится новым технологиям. Так компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Учителю-логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить задачи специального обучения:

Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

-  ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;

-  знакомство детей  с компьютерными программами;

-  преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;

-  формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

Коррекционно-образовательные задачи:

-  формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

- формирование и развитие навыков учебной деятельности;

Заключение

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

Используемая литература

1. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск, 2004.

2. Гаркуша Ю. Ф. Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

3. Головченко А.В. Картинный материал для логопедической работы: ресурсы программы CorelDRAW Логопед. 2009. № 5.

 4. Аманатова М.М. Дифференциация букв по оптическому сходству, журнал «Школьный логопед», № 11, 2006 год.

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1991 год

6. Голованов Ф.Г. Демонстрационные карточки печатных и письменных букв. М., Просвещение, 1971 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Методическая разработка «Повышение качества образования на уроках математики путем использования программы mimio". Открытый урок математики в 1 классе с использованием ИКТ.

Ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой учащимися в рамках обучения информации, чт...

«Использование специальных средств коррекции на уроках»тема выступления: «Использование клавиатуры Clevy при работе с Интернет ресурсами»

Выступление на тифлосеминаре из опыта работы  "Использование специальных средств коррекции на уроках" Использование оборудования: JAWS (Job Аcctss Wth Shttch) - программа для чтения с компьтора, ...

Методическая разработка урока по теме "Килограмм"с использованием интерактивного оборудования "Волшебная доска" (с использованием интерактивной приставки MimioTeach) Номинация «Лучший урок начальной школы»

Данный урок  входит в серию уроков математики  1 класса по учебнику М.И.Моро (УМК «Школа России»), объединенные одной темой «Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитани...

Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Составление и использование кроссворда на уроке в режиме онлайн на сайте http://puzzlecup.com/crossword-ru/

Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop.Составление и использование кроссворда на уроке в режиме онлайн на сайте http://puzzlecup.com/crossword-ru/...

СТАТЬЯ : Содействие обучению школьников в условиях введения ФГОС формирование и развитие ценностно-смысловых компетенций с использованием проектной деятельности и использованием средств ИКТ.

       Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне ...