Обучение фонемному и слоговому анализу в 1 классе.
статья по логопедии (1 класс) на тему

Токмурзина Светлана Минивалиевна

Консультация для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_uchiteley_nachalnyh_klasso1.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для учителей начальных классов

Тема: Обучение фонемному и слоговому анализу в 1 классе.

В настоящее время существуют две программы действия при кодировании слова:

1. запись слова по прямому (графическому) соответствию;

2. запись слова с включением орфографических действий.

Для реализации первой программы действий необходим количественный фонемный анализ последовательности и количества звуков в слове с включением  в него определения мягкости и твёрдости согласных звуков.

Для реализации второй программы требуется знание фонологических характеристик звуков, т.е. качественный анализ (выделение опасных мест и т.д.)

Многие используют транскрибирование слов: [карова ] – корова. Но этот вид работы нужно применять в очень редких случаях. Лучше заменить  – изображением звуков с помощью цветных кружков.

Не обязательно проводить полный фонемный анализ, в схеме могут быть обозначены цветом любые звуки, нужные в конкретной ситуации. Например, все гласные, все мягкие согласные и т. д. Ученики должны давать характеристики звуков по порядку, не ради раскрашивания схемы, а для решения конкретной учебной задачи.

При выполнении фонемного анализа нужно помнить, что ребёнок вначале слышит фонему, а потом только переводит её в графему. То есть,  если вы записали слово, зачем выполнять его фонемный анализ? Если мы хотим научить правильно писать, применять правила на письме, мы должны научить слышать опасные места. В первую очередь это касается безударных гласных, парных звонких и глухих согласных.

Очень полезно иногда проводить полный языковой анализ. Вы прочитали текст, побеседовали о прочитанном. Затем вы просите сосчитать количество предложений в тексте . Затем просите найти какое-нибудь предложение и считаете количество слов в нём. Затем просите найти какое-то конкретное слово и провести фонемный анализ; заострите внимание на гласных. Я не зря акцентирую внимание на гласных звуках, важно научить детей выделять гласные в слове, показать слогообразующую роль гласных в слове.

Подводя итог, хочется сказать, что осуществлять фонемный анализ нужно как рабочую операцию кодирования – сначала анализируем слово на слух без опоры на зрительный образ буквы, затем заканчиваем звуковой анализ записью слова и его орфографическим проговариванием, давать лишь точечные характеристики звукам, необходимые для решения конкретной графоорфографической задачи.

Слогоделение.

В лингвистической литературе существует несколько теорий слога и слогоделения: экспираторная, сонорная, теория мускульного напряжения, теория слитного слога и т. д.

Большинство учебных пособий для определения слога придерживаются  взглядов учёных экспираторной теории, где слогу даётся следующее определение:

Слог – это звук или комплекс звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

При слогоделении многие учёные рекомендуют придерживаться сонорной теории. (Сонорность – это звучность.)

Особенность русского слога в том, что он строится по восходящей звучности, поэтому многие слоги в русском языке, как правило, открытые.

Например, ДО – РО – ГА,  МА – ШИ – НА и т.д.

Сомнения начинаются тогда, когда появляется несколько согласных подряд.

По степени звучности:

4 – гласные

3 – соноры

2 – шумные звонкие согласные

1 – шумные глухие согласные

Каждый слог должен включать в себя самый звучный элемент, который является слогообразующим. В большинстве случаев раздел (границы слога) проходят в месте наибольшей звучности и её спада, т.е. деление слов на слоги происходит по закону восходящей звучности.

Например, бе\се\да.

                   24 14 24

Но есть исключения:

1) если между гласными находятся несколько шумных согласных, то все они отходят к последующему слогу:   ко\шка

                                                         14  114

2) сочетание шумного согласного с сонорным звуком также отходит к последующему слогу: пя\тны\шко

                               14 134  114

3) если между гласными находится сонорный и шумный согласный, то это сочетание рассекается: вол\ки

                                        243 14

4) сочетание двух сонорных также отходит к последующему слогу:

Во\лна

24 334        

5) сочетание [й] с любым согласным рассекается: чай\ник

                                                                                      143 341

Перенос слова и слогоделение – это разные явления. Чтобы не создавать трудности ученикам, эти две темы нужно развести во времени. При изучении темы «Перенос слов»     нужно делать акцент не на слоговом делении, а на правилах переноса. Это значит, что в ходе изучения темы нецелесообразно одно и то же слово делить сначала на слоги, а потом для переноса.

Учитель-логопед:                               (Токмурзина С. М.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.

Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...

ИКТ в обучении навыкам звуко-слогового анализа и синтеза.

Одним из главных новшеств последних лет является широкое внедрение информационных и коммуникационных технологий. Компьютерные технологии стали частью образовательного процесса и существенно повышают е...