Развитие словообразовательных навыков у школьников с ОВЗ
статья по логопедии на тему

Азарина Елена Леонидовна

В статье представлен опыт работы по использованию приемов моделирования в формировании навыков словообразования у младших школьников с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_slovoobrazovatelnyh_navykov_u_shkolnikov_s_ovz.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие словообразовательных навыков

у школьников с ОВЗ

Основной целью обучения детей с умственной отсталостью является подготовка их к самостоятельной жизни и труду. «Полноценная речь ребёнка – средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации» [1].

Только речь, построенная в соответствии с действующими в языке грамматическими нормами, служит надежным средством общения и познания окружающей жизни.  Выраженные проявления аграмматизма в устной речи затрудняют развитие у детей коммуникативных навыков, часто приводят к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Кроме того, несформированность грамматических представлений, являясь причиной возникновения аграмматической дисграфии и дислексии, препятствует формированию письменной речи. Важно своевременно восполнить пробелы в развитии словообразовательных функций у детей, устранить аграмматизмы в устной речи, обеспечить речевую базу для осознанного изучения в дальнейшем грамматического материала  на уроках русского языка.

У многих учащихся 1-3 классов наряду с различными нарушениями грамматического строя речи наблюдается значительная ограниченность возможностей словообразования. Обследование речи выявило, что наименее сформированными являются навыки образования приставочных глаголов. 63% учащихся употребляют в спонтанной речи только бесприставочные глаголы, у 27% учащихся отмечаются многочисленные ошибки: замены приставки на семантически близкую, замены приставочного глагола развернутым ситуативным высказыванием.

Основой трудностей образования приставочных глаголов является нарушения выделения, обобщения и различения значений приставок, недоразвитие фонематического восприятия, несформированность словообразовательных моделей-типов.  Таким образом, для учащихся с нарушением интеллекта  характерно наличие сложного симптомокомплекса нарушений состояния функций словообразования, что обусловлено нарушением всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне.

Условия эффективности логопедической  работы по коррекции  нарушений процессов словообразования у  детей с интеллектуальной недостаточностью: учёт особенностей высшей нервной деятельности, направленность на развитие познавательной деятельности, опора на принцип поэтапности формирования умственных действий, постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, закрепление сформированных грамматических категорий в различных речевых ситуациях.

Работу по формированию навыков словообразования у детей осуществляю в тесной связи с развитием слухового восприятия.     На занятиях постоянно учу детей вслушиваться в звучание слов. При формировании каждой грамматической категории делается произносительный акцент на элементах, являющихся носителем грамматического значения, чтобы усилить их восприятие учащимися.  Путём сравнения слов, выделения общего и различного между ними, наблюдения за их изменениями у детей осуществляется развитие  умения выделять значимые части слова и определять их функции. Таким образом создается база для конструирования слов самими  учащимися.

При формировании навыков образования приставочных глаголов использую приёмы моделирования на основе «материализованных опор» [2].

Задачи: научить выделять в словах словообразовательные приставки, определять их местонахождение в слове, показать наглядно способы построения словообразовательных моделей, закрепить навыки составления слов по эти моделям, формировать обобщающее значение приставок.

Предлагаю детям две картинки: «Карлсон летает» и «Карлсон вылетает из окна».

- Скажите одним словом, что делает Карлсон на первой картинке? (Летает.) На второй? (Вылетает).  Объясняю детям, что первую картинку я назову коротким словом: «летает», а вторую – длинным словом: «вылетает». Короткое слово «летает» обозначаем короткой полоской. Длинное слово «вылетает»  обозначаем  длинной полоской.

 

Затем сравниваем слова «летает – вылетает» по звучанию.

- Как вы думаете, эти слова совсем разные или похожи? (Похожи.)    

   Объясняю детям, что эти слова похожи, потому что в них есть одинаковый кусочек. Произнесем слова «летает - вылетает» все вместе.

- Где кусочек слова звучит одинаково – в начале или в конце слова? (В конце слова.) Закрасим на полосках этот одинаковый кусочек слова (короткую полоску заштриховываем полностью, длинную – часть полоски).

                 

Что мы закрасили? (Мы закрасили кусочек слова, который звучит одинаково.)

- А теперь найдем ту часть слова, которая звучит не одинаково. Положим

 короткую полоску на длинную, отрежем лишний кусочек полоски.

 Демонстрирую: длинная полоска состоит из двух кусочков. Так же и длинное слово «подходит» состоит из двух кусочков. Первый кусочек – «вы» (соотносим с незаштрихованной частью полоски), второй кусочек – (соотносим с картинкой «летает»), получается слово «вылетает» (соотносим с картинкой «вылетает»).

Произношу интонировано: «летает – вылетает».

- Как звучит новый кусочек слова? Дети проговаривают слова, выделяют часть слова «вы», показывают на схеме место этой части. Обращаю внимание детей: было короткое слово «летает», мы добавили к нему кусочек «вы» и получилось новое слово (вылетает). На доске – схема:

- Какой кусочек слова помог правильно назвать действие? (Кусочек «вы».)

Объясняем значение приставки: в словах – действиях начало вы- говорит нам о движении изнутри наружу.

Вводится схематическое обозначение приставки вы-.

img715.jpg

Закрепляем умение выделять приставки на материале слов  «ходит - выходит».  

Затем дети составляют слова по знакомой словообразовательной модели (сначала с опорой на схемы, затем – самостоятельно.

Для закрепления детям предлагаются задания:

  • проговаривание предлагаемых схем (схема приставки + картинка с изображением исходного слова = картинка  с изображением производного слова);
  • восстановление нарушенного порядка частей слов в схемах;
  • дифференциация слов с различными префиксами (подними руку, когда услышишь слово с кусочком вы: выбежал, улетел, выходит, прискакал);
  • вставка в схему пропущенных производных слов (Угадайте, какое слово я задумала: схема приставки + картинка «прыгнул» = ?).

Рассматриваем образование слов с другими приставками пространственного значения в глаголах движения, вводятся схемы, объясняется значение приставок (в - движение внутрь, об – вокруг, под – приближение, от – отдаление).

Автоматизация навыков образования приставочных глаголов осуществляется с помощью различных упражнений и игр:

  1. На доске – схемы приставок в глаголах движения, картинка «ходит (мышонок)»; у детей – сюжетные картинки, по которой следует составить предложение с приставочными глаголами: выходит, входит, переходит, подходит.

Задание: составить предложения по своей картинке; найти слово-действие, определить начало этого слова, а затем поставить картинку рядом со схемой.

  1. Игра «Путешествие». На доске – карта с изображением гаража, дороги, деревьев, горы, реки,  дома,  рисунок с изображением Незнайки в машине. Сначала учащиеся слушают рассказ о путешествии Незнайки (с показом передвижений машины).   Затем дети  выходят к доске парами (по одному с каждого ряда), один учащийся показывает путь машины, другой – составляет предложения со словами – действиями.

   Например: Незнайка выехал из гаража. Он поехал по дороге. При возникновении затруднений – помощь в виде вопросов, схемы соответствующей приставки. За каждый правильный ответ ряд получает маленькую машинку. Выигрывает ряд,  получивший большее количество призов. Домашнее задание: поиграть с полученными призами в «Путешествие».

  1. Определение приставочных глаголов на слух. Чтение стихотворения с последующим называнием слов – действий, соотнесением со схемой. При возникновении затруднений – помощь в виде повторения строчки стихотворения, вопросов.

  1. Игра «Помоги Смешарикам». Обыгрывается ситуация: Смешарики подписывали свои рисунки и перепутали слова, необходимо им помочь. (Сюжетные картинки и предложения: Повар поливает суп. Маша наливает капусту. Катя поливает сок в стакан. Коля наливает воду из ведра.)

Данная система работы по формированию словообразовательных навыков имеет  системный, комплексный, поэтапный характер, направлена на развитие мыслительных операций, взаимосвязана с лексикой, синтаксисом и фонетико-фонематическими компонентами речи.

Литература

  1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: «Владос», 1999
  2. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи. «Дефектология», №4, 2001.