Обследование у первоклассников навыков ориентирования на листе бумаги, определение понимания и употребления в речи предлогов
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Юлина Виктория Владимировна
Умения ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, направлений обогащает речь ребенка, делает ее более точной, конкретной, грамматически правильной.
Поэтому важно уметь определить уровень ориентировки ребенка на бумаге, понимания и  употребления в речи предлогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovka.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обследование у первоклассников навыков ориентирования на листе бумаги, определение понимания и употребления в речи предлогов На основе методик: И.Н. Садовниковой , Л.С. Цветковой, А. В. Семенович, О. Б. Иншаковой, А. М. Колесниковой, Н. Я. Семаго ПОДГОТОВИЛА: учитель-логопед ЮЛИНА ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА Омск 2016

Слайд 2

У детей с речевыми нарушениями (с ОНР) умение ориентироваться на плоскости (листе бумаги) вызывает значительные трудности ( Бурачевская О. В.) А для того, ч тобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями, усвоить пространственные отношения: рядом, вокруг, впереди, посередине, среди, вверху, внизу, сверху; обозначать словом положение определенного предмета относительно себя или другого предмета; знать, как выглядит тетрадь, ориентироваться на листе бумаги; выполнять задания учителя. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей. Расстановка точек, заголовки, названия упражнений, правильное оформление работы практически для всех маленьких детей представляют сложный момент школьной жизни. Работа в тетради требует жесткой дисциплинированности. Умения ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, направлений обогащает речь ребенка, делает ее более точной, конкретной, грамматически правильной. Поэтому важно уметь определить уровень ориентировки ребенка на бумаге, понимания и употребления в речи предлогов.

Слайд 3

Оборудование: чистый лист бумаги формата А4, цветные карандаши, компьютер, проектор, экран . Ребёнку предлагается следующая инструкция – н арисовать : в центре листа - дом. в правом верхнем углу- солнце. в левом нижнем углу листа – кошка. в правом нижнем углу листа – мяч. в левом верхнем углу листа – тучка. н ад домом летит птичка. з а домом растёт ёлка. и з трубы идет дым. п еред домом стоит забор. и з-под забора выглядывает трава. и з-за забора выглядывает собака. с правой стороны дома находится дорога. с левой стороны дома стоит машина.

Слайд 4

После ребёнку задаются следующие вопросы: « Покажи, что ты нарисовал …» в левом верхнем углу? в правом нижнем углу? в правом верхнем углу? в центре листа? в левом нижнем углу? и т. д. В заключении ребёнку можно предложить проверить и оценить себя (Слайд 4). Анализ полученных материалов предполагает учет следующих критериев: * понимание различных пространственных характеристик без самостоятельного называния (выполнение действий, показ картинок); * самостоятельное употребление слов, отражающих пространственные характеристики; * латентный период ответа; * точность, самостоятельность выполнения действий; * использование помощи взрослого.

Слайд 5

Проверь себя!

Слайд 6

Источники: http://pedlib.ru/Books/6/0226/6_0226-206.shtml#book_page_top http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/2386-2013-02-20-16-45-24.html http://ramki-photoshop.ru/clipart-predmety.html http://blogkolibri.blogspot.ru/2015/01/png_43.html http://bestfriend.su/sobaki/kormlenie http://imgpng.ru/download/10854 http://nachalo4ka.ru/vsyo-derevyannoe-kartinki-dlya-prezentatsiy/ https://avatanplus.com/detail/resource-1179740 http://www.lenagold.ru/fon/clipart/e/elka5.html http://www.liveinternet.ru/users/elenaalex961/post159838816/ http://ramki-photoshop.ru/klipart-oblaka.html http://galerey-room.ru/?p=12816 http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=186519381&journalid=4395419&go=next&categ=1 http://galerey-room.ru/?p=28419 http://iconizer.net/ru/search/5/%D0%B4%D0%BE%D0%BC Иншакова О.Б. Колесникова A.M. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. — М.: В. Секачев, 2006. — 80 с. Бурачевская О. В. Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 840-846.