КОНСПЕКТ логопедического занятия
план-конспект по логопедии на тему

Тешке Наталья Анатольевна

Дифференциация звуков Ж-Ш

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_zvukov_s-sh.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   КОНСПЕКТ

                  логопедического занятия, проведённого учителем-логопедом

                                             Тешке Н.А.  по  теме:

                       

                             ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ  ЗВУКОВ  С – Ш.

                                     

Цели: Обучающие – закрепление знаний учащихся о фонемах, имеющих

                                   акустико-артикуляционное сходство;

_закрепление способов словообразования и

словоизменения;                              

                                _ развитие речи через умение связно выражать свои

                                   мысли в устной форме;

                                _ закрепления умения определять наличие звука в

                                   слове;

                                _ определять место звука в слове;

Коррекционные     _ дифференциация звуков в слогах, словах,

                                   словосочетаниях, предложениях;

                                _ развитие фонематического слуха и восприятия;

                                _ преодоление аграмматизмов;

                                _ развитие внимания, памяти, мышления;

                                _ развитие общей и мелкой моторики;

                                _  выполнение упражнений, снимающих напряжение

                                    глазных мышц;

Воспитательная     _ формирование интереса к языку и учению.

Оборудование: картинки, карточки, схема, мяч, секундомер.

                                            ХОД  ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент.

-Итак, всё готово к занятию. Настраиваемся на работу в хорошем темпе.

Сядет тот, кто придумает и назовёт два слова  - одно со звуком Ш, другое –

со звуком Ж. ( дети называют слова и садятся).

На прошлых занятиях мы с вами учились различать звуки Ш –Ж. Дайте       характеристику этим звукам, опираясь на нашу схему. (учащиеся дают

характеристику и приводят примеры).

  1. Сообщение темы.

-А вот какие звуки мы сегодня с вами будем учиться различать, вы догадаетесь сами. Я буду называть скороговорку, а вы, прослушав ее,

должны ответить на вопрос: «Какой звук чаще слышится в данной

скороговорке?»

У СЕНИ И  САНИ  В  СЕТЯХ  СОМ  С  УСАМИ. (Чаще слышится звук С).

ШАПКОЙ  МИША  ШИШКУ  СШИБ. (Чаще слышится звук Ш).

Вот эти два звука мы и будем сегодня различать.

  1. Характеристику звуков. Сходство и различие.

Дайте характеристику звуку С и приведите примеры.

Дайте характеристику звуку Ш.

Что общего у этих звуков?  И в чём они отличаются друг от друга?

4.А сейчас мы с вами поиграем в игру «Запомни и повтори». Я буду называть слоговой ряд, а вы должны будете запомнить его и повторить без ошибок.

      СА – ША – СА                    ШУ – СУ – ШУ

      СО – ШО – СО                    ША -  СА – ША

      СУ – ШУ -  СУ                    ШО -  СО – ШО

  1. Я раздам вам карточки, на которых  напечатаны буквы с и ш. Назову несколько слов. Когда вы услышите слово со звуком С, то поднимите карточку с буквой С. А когда услышите слово со звуком Ш  - карточку с соответствующей буквой.

САД, ШАЛЬ, ШУМ, ШИЛО, СИЛА, САМ, МАСЛО, ЛИСТ, МЫШКА,

ДУШ, НОС, ЛЕС.

  1. Следующее задание – определение места звука в словах. Я назову слово, а вы должны мне сказать, какое место он  там занимает.

Сначала находим местоположение  звука С в следующих словах:

МАСКА, КАКТУС, СОСНЫ, ПУШИСТЫЙ.

Место звука Ш: КОШКА, КАМЫШ, СТАРУШКА, СМЕШНОЙ.

  1. Перед работой в тетради сделаем с вами  гимнастику для пальчиков.

                             Сидит белка на тележке –

                             Продает она орешки:

                             Лисичке – сестричке,

                             Воробью, синичке,

                              Мишке толстопятому,

                             Заиньке усатому.

                              Этот пальчик хочет  спать,

                              Этот пальчик прыг в кровать,

                              Этот рядом прикорнул,

                              Этот уж давно заснул,

                              Этот давным-давно спит.

                              Тише-тише, не шумите,

                               Пальчиков не разбудите,

                               Утро ясное придёт,

                               Солнце красное взойдет,

                               Станут птички распевать,

                               Станут пальчики вставать.

                                Ура! Ура! Ура!

                                Пальчикам в школу пора.

  1. Запись слов в две колонки.

А сейчас я буду показывать вам картинки. Вы будете записывать слова в две колонки. В первую колонку  слова с буквой С, во вторую – с буквой Ш. Букву С подчеркиваете одной чертой, букву Ш – двумя.

Предъявляются картинки с изображением капусты, рубашки, лося,

шарика, чашки, сома.

Проверим правильность выполнения. Слова из первой колонки прочитает нам Вася, из второй – Паша.

  1. Проведем языковую разминку и разучим с вами скороговорку.

На доску вывешивается таблица с текстом скороговорки:

 

ШАШКИ  НА  СТОЛЕ,  ШИШКИ  НА  СОСНЕ.

Прочитаем ее хором, затем каждый из вас отдельно. Я уберу текст скороговорки, а вы должны по памяти ее повторить. Но не просто повторить, а постараться это сделать как можно быстрее.

  1. Следующее задание будет немного сложнее. Вам надо будет вставить в

слова пропущенные буквы С или Ш. Вспомните, как нужно подчеркнуть эти буквы: С – одной чертой, Ш – двумя.

Детям раздаются карточки:

ИГРУ_ШКА, _КАФ, КРА_ИВЫЙ, _КАТУЛКА,  ГОЛО_, ПРИ_ИЛ,

КРА_КА, ВЕ_НА, ВИ_НЯ.

Проверим, как вы справились с этим заданием.

  1. Физкультминутка.

                                  Игра с мячом. Я называю слово, а вы должны изменить

                                  его по образцу: ПИСАТЬ – Я ПИШУ.

      ПРОСИТЬ, МЕСИТЬ, СПРОСИТЬ, РАССПРОСИТЬ, ОТКУСИТЬ,

      ПЛЯСАТЬ, НОСИТЬ, КРАСИТЬ, СТРУСИТЬ.

  1. Поиграем в игру «Наборщик». Из букв слова ПАРАШЮТИСТ вы

должны составить как можно больше слов. Даю вам на это две минуту,

затем мы проверим, кто больше слов придумал.

  1. Составьте словосочетаний, подбирая к словам из первого столбика

Подходящие по смыслу слова из второго.

Читаем слова первого столбика, четко проговаривая окончания.

Затем читаем слова второго столбика.

ВЕСЁЛЫЙ                            СОЛНЫШКО

ЯСНОЕ                                  КОШКА

ИНТЕРЕСНОЕ                     ПАСТУШОК

СЕРАЯ                                   ПУТЕШЕСТВИЕ

Каждый из вас  по порядку прочитает получившиеся словосочетания.

  1. Перед последним и самым сложным заданием сделаем гимнастику для глаз.
  2. Поиграем в игру «Предложения рассыпались».

Каждому ученику дается набор полосок  с предложениями.

Вы, ребята, должны прочитать все предложения, подумать, в каком порядке их лучше расположить, чтобы получился связный рассказ.

На доске прикреплены карточки с этими же предложениями.

Когда учащиеся составили самостоятельно рассказ на парте, они зачитывают предложения по порядку. Учитель по ходу выстраивает предложения на доске в нужном порядке. Получился следующий

рассказ.

ЦЫПЛЯТА  НАШЛИ  В  САДУ  БЕЛЫЙ  ПУШИСТЫЙ  ШАРИК.

ОН ИМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ. КАЖДЫЙ  ХОТЕЛ ПОИГРАТЬ  С  ЭТИМ  ШАРИКОМ. ШУМЕЛИ  ЦЫПЛЯТА,  СПОРИЛИ.

НО ТУТ ДУНУЛ  ВЕТЕРОК  И  УНЕС  ШАРИК.

-О каком шарике идет речь?

-Как называется этот цветок?

-Как можно озаглавить этот рассказ?

  1. Итак, какие два звука мы учились различать?

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....