Конспект урока по развитию речи: "Растительный и животный мир водоёмов"
план-конспект урока по логопедии (3 класс) на тему

Берняцкая Наталья Юрьевна

Данный конспект разработан для учащихся 3 класса с учетом их речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_razvitiyu_rechi_3_klass_7.12.16.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Лицей № 1451 специальное (коррекционное) отделение

Конспект открытого урока по развитию речи

3 класс

Учитель начальных классов: Берняцкая Н.Ю.

Москва 2016 г. 07 декабря

Тема урока: «Растительный и животный мир водоемов»

Цель урока: развитие временных отношений, умение устанавливать причинно – следственные связи. Умение определять тему текста.

Задачи урока:

- Закрепление умения образовывать существительные в винительном падеже.

- Обогащение словарного запаса.

- Развитие мышления, памяти, логического мышление.

- Развитие межполушарного взаимодействия.

Оборудование: демонстрационные предметные картинки, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задачи этапа

1 Орг. момент

1 мин.

2 Введе-ние в тему

3 Работа по теме урока

4 Физкульт минутка

5 Работа с текстом

6 Подве -

дение итогов урока

Ребята, поприветствуйте наших гостей

Отгадайте загадки:

Состоит он из морей.

Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный…(Океан)

Обманывать не стану,
- Я меньше океана,
Но я большое, всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода.
(Море)

Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (река)

Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, оправа зеленая. (озеро)

В деревне уж давно, всегда
Была диковинкой вода.
Несли её издалека –
Семьсот шагов до родника.
А без неё какой полив
Цветов, клубники, яблонь, слив.
Мой дед сказал: «Решу вопрос!»
И на полгода в землю врос.
Он так копал! И мы страшились,                                       Что деда навсегда лишились.
Теперь все чтут его за труд:
Он выкопал отличный ... (пруд)

- Как можно назвать океан, море, реку, пруд одним словом?

- На какие две группы можно разделить все эти водоёмы?

- Скажите, а есть ли жизнь в водоемах?

- Сейчас я предлагаю заселить наш водоем. (на доске водоем и 2 группы: растения: гриб, морковь, пшеница, подсолнух, водокрас, ряска, речные мидии, водоросли, камыш, рогоз, кубышка, кувшинка, рогоз и животные: еж, оса, заяц, голубь, утка, рыбы, лягушка, водомерка, бобр, ондатра, рак, уж)

- Как вы думаете, с чего начнем заселять наш водоем? С растений или животных?

- Начнем с растений. А почему? Почему не можем начать с животных?

- Если мы начнем заселять пруд с животных, чем эти животные будут питаться?

 Растительный мир водоемов многообразен. Мы находим тут не только цветковые растения, но также некоторые папоротники, хвощи, мохообразные. Богато представлены водоросли. Большинство их — мелкие, видимые только под микроскопом. Крупных, хорошо различимых невооруженным глазом, немного. Водные растения разнообразны и по своему положению в водоеме. Одни из них целиком находятся под водой, полностью погружены. Другие погружены в воду только своей нижней частью. Есть и такие, которые свободно плавают на поверхности. Наконец, некоторые обитатели водоемов имеют плавающие листья, но их корневище прикреплено ко дну.

Я вижу в водоёме …

Молодцы! Заселяем животных.

Я  вижу в водоёме …

Отлично справились!

Сейчас немного отдохнем.

Упражнения на правополушарное развитие:

«Ухо - нос», «колечко».

У вас на партах лежат карточки

Ваша задача: прочитать эти куски текста. Подчеркните карандашом слова, непонятные для вас. Определить последовательность частей текста.

Приложение 1

       Над рекой в морозной дымке вьётся маленькая пичуга. Она стремительно ныряет в воду. Через мгновение – подъём. Пернатая купальщица взмывает из ледяной проруби. Это оляпка, гостья из северных морей.

       Крылышки и хвостик у оляпки работают в воде, как вёсла. Они помогают её бегать по дну. Найдёт оляпка добычу – и на поверхность. Подкрепится – и снова в воду.

       Оперение у оляпки плотное. Пёрышки смазаны жиром. Вот чем объяснить, почему оляпка не боится воды.

Как можно озаглавить этот текст?

Определите тип текста.

Подчеркните в первом предложении главные члены предложения.

Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие животные не могут жить без воды?

Океан

Море

Река

Озеро

Пруд

Водоёмы

Естественные и искусственные

Дети предлагают свои варианты и объясняют свой выбор

Дети выбирают растения для пруда

Дети определяют последовательность в тексте

Развитие мышления

Развитие мышление, памяти.

Развитие логического мышление.

Закрепление умения образовывать существительные в винительном падеже. Обогащение словарного запаса

Развитие межполушарного взаимодействия.

Развитие временных отношений, умение устанавливать причинно – следственные связи. Умение определять тему текста. Обогащение словарного запаса

Приложение 1

ФИ__________________________________________________

  1. Прочитай части текста. Определи последовательность. Озаглавь текст.

______________________________________

 □ Оперение у оляпки плотное. Пёрышки смазаны жиром. Вот чем объяснить, почему оляпка не боится воды.

 □ Над рекой в морозной дымке вьётся маленькая пичуга. Она стремительно ныряет в воду. Через мгновение – подъём. Пернатая купальщица взмывает из ледяной проруби. Это оляпка, гостья из северных морей.

 □ Крылышки и хвостик у оляпки работают в воде, как вёсла. Они помогают её бегать по дну. Найдёт оляпка добычу – и на поверхность. Подкрепится – и снова в воду.

  1. Определи тип текста.:

- текст – повествование

- текст – описание

- текст – рассуждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи: "Дикие и домашние животные"

Конспект урока разработан для детей с легкой умственной отсталостью....

Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы V вида на тему "Животные севера".

Данный материал может использоваться в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного и младшего школьного возраста. Основное внимание на уроке уделяется употреблению грамматических форм....

Конспект урока по развитию речи "Дикие животные зимой"

1 классРазвитие речиТема: Дикие животные зимойЦели:- Систематизировать знания детей о жизни диких животных;           уточнить грамматическое понятие ...

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по развитию речи на тему: "Дикие животные"

Данный урок разработан для учащихся начальных классов коррекционной школы...

Конспект урока по развитию речи в 1 дополнительном классе «Домашние животные».

Конспект открытого урока по развитию речи в 1 доп. «В» классе на тему: «Домашние животные»....