Автоматизация звука /С/
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Вилкова Наталья Александровна

Материал можно использовать на занятиях по логопедии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Автоматизация звука /С/.62.5 КБ

Предварительный просмотр:

С № 1    автоматизация звука С в прямых слогах и                              словах. Лексическая тема: «Откуда хлеб пришёл».

Са – со – су – сы                 су – сы – со – са

Со – су – са – сы                 сы -  се – са – со

 

Са

  Сани, сабля, салат, салют, сатин, сапог, сахар, сайка, сам, сад, оса, коса, лиса, роса, досада, писать, кусать, посадка, краса, колбаса, гусак.

Со

  Соня, соль, сок, сон, сом, сопка, сотня, сокол, совы, песок, кусок, голосок, колосок, осока, колесо, фасоль, рассол, носок, лесок, босой, высокий.

Су

  Сумка, сук, суп, суть, сурок, суд, судно, сухо, рисую, несут, пасу, посуда, колбасу, вынесу.

Сы

  Сын, сыт, сыпь, сынок, сырок, сыпать, сыч, носы, весы, косы, кассы, лисы, усы, босые, посылка, посыпка, волосы, полосы.

Выучить чистоговорку:

Са – са – са – в лесу бегает лиса.

                                                            Со – со – со – у Сани колесо.

      Су – су – су – было холодно в лесу. 

  • Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл»э (взрослый задаёт вопрос, а ребёнок отвечает.)

Откуда хлеб пришёл? – из магазина.

А в магазин как попал? – из пекарни.

Что делают в пекарни? – пекут хлеб.

Из чего? – из муки.

Из чего мука? – из зёрен.

Откуда зерно? – из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? – выросла в поле.

Кто её посеял? – колхозники.

  • Дидактическая игра «Подбери признак»:

Хлеб (какой?) - …,

Булка (какая?) - …,

Ватрушка (какая?) - … .

*   Составь предложение из слов: хлеб, печь, мука, из.

С №2                    С в сочетании с согласными звуками. Лексическая тема: «Библиотека».

Сва, сво

  Сварить, свалить, сваи, сварка, свадьба, свой, свод, небосвод, освободить, сводный.

Ска, ско, ску

  Скала, скатерть, скакалка, скакать, скамейка, сколько, скоро, сковорода, скупить, скулить.

Сла, сло, слу, слы

  Слава, сладко, славно, слабый, словно, слон, слово, слух, слушать, случай, слыть, слышать.

Сму, смо, смы, сна, сно, сны

  Смог, смотр, смолы, смуглый, смыть, снаряд, снова, сноп, сны.

Спа, спо, спу

  Спартак, спать, спалить, спор, спорт, спокойно, спутник, спутать, спугнуть.

Ста, сто, сту, сты

  Стая, сталь, стакан, стать, ставни, ставить, старик, стол, стоя, сто, столько, стойка, стопка, стон, стук, ступа, стужа, студень, студить, ступеньки, стынуть.

Выучить чистоговорку:

Са – са – са – вот летит оса.

 Су – су – су – не боюсь осу.

                                                                Сы – сы – сы – нет осы.

   Со – со – со – у Сони колесо.

  • Отгадай загадку.

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.       (книга)

  • Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»:

Книга (какая?) – …  (детская, художественная, научная, красочная, большая…)  .

  • Подобрать родственные слова к слову книга  (книжка, книжный,        

      книголюб, книгопечатание).

  • Выучи стихотворение:

     Заболела эта книжка –

Разорвал её братишка.

Я больную пожалею –

Я возьму её и склею.

С №3                  Произносить предложения.

                 Лексическая тема:«Хвойные деревья».

  У сома усы. У папы усы. У осы усы. Соня у сосны. Сосна высокая. У сосны упал сук. У дома сад. В саду беседка. В беседке скамейка. Судно идет к полюсу.  Соня несет сумку. Собака ест мясо. Наступила осень. Осыпались листья. На суку сидит сорока. Днем совы спят. Мама сварила суп. В огороде растут подсолнухи. В стакане сок. У Саши новая сорочка. На соломе сидит собака. Высоко в небе летит самолет. В саду стоит стол и скамейка. Самосвал свалил песок. Слава видел космонавтов.                                                                                                                               Соты с медом. Сухая солома. Новая софа. Суп с салом. Соленое сало. Сытный суп. Сутулая спина. Соловьиная песня. Я спал на соломе. Соня солила салат. Саня написал письмо Соне. У Ларисы новые сапоги. Саня снял сандали. Соня спала на соломе. Слава сломал стул. Соня пела соло. Блюдо со спелыми сливами поставили на стол. Самолет летит высоко над лесом. Самолет оставил в небе белый след. Толстый слой пыли на столе.

 

                                             Выучить стихотворение:

Сам горел самовар,                                                            Сам пыхтел,

Сам гудел самовар,                                                            Сам дым пускал.

Сам шипел самовар,                                                          Сам урчал,

Сам кипел самовар,                                                           Сам бурчал,

Сам свистел,                                                                       Сам чайком нас угощал.

Сам сверкал,                                                                       Самовар недаром

                                                                                              Зовется самоваром!

  • Подобрать родственные слова к слову ель (елка, елочка, еловый, ельник), сосна.

  • Дидактическая игра «Назови -  какой» (образование относительных прилагательных).

Лес (какой?) – еловый, сосновый, кедровый…  .

Шишка (какая?) – сосновая …   .

          Иголки (какие?) – сосновые …  .

  • Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»:

Ель (какая?) - …  ,

Сосна (какая?) - …  ,

Кедр (како7) - …  .

 

  • Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Дуб, берёза, осина, лиственница. Кедр, липа, сосна, ель.

     

  • Составь предложение из слов:

Заяц, ёлка, сидеть, под.

Белка, сидеть, сосна, на.

С №4  закрепление звука C в обратных слогах и словах.

Лексическая тема «Зимующие птицы».

          Ас – ос – ус       Ос – ис – ес        

                                                  Ос – ус – ыс      Ёс – юс - ис

                                                  Ыс – ес – яс       Ес – ас – яс

   Бас, нас, квас, погас, астра, каска, басня, масло, маска, опасно, ласточка, паста, мастер, ананас

Нос, рос, мост, рост, хвост, оспа, острый, вопрос, трос, космос, покос, волос, поднос, насос, восход, соска, сосна, состав, снос, скос, спрос, постовой

Вкус, ус, густо, пусто, капуста, русский, грустный, мусс, палтус, соус, суслик, страус, спуск

Мыс, кумыс, выступ, выставить, рыскать, выслать

Ясный, ястреб, тряска, коляска, пляска

Леска, лес, место, вместо, навес, тесто, весло, весна, интересно, тесно, пёс, тёс, овёс, унёс, вёсла,

Рис, писк, риск, миска, киска, Борис, искра, кислый

Флюс, плюс

 

                                                      Выучить чистоговорки:

Ас – ас – ас – я пью квас.                                              Аска – аска – у Сони маска.

Ос – ос – ос – у собаки нос.                                          Иска – иска – у Сони миска.

Ис – ис – ис – я ем рис.                                                  Оска – оска – у сони соска.

Ус – ус – ус – я ем мус.                                                  Уска – уска – у Сони блузка.

  • Рассмотреть с ребёнком на иллюстрациях зимующих птиц. Вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), где живут, чем питаются, почему называются зимующими;

     во время совместной прогулки рассмотреть встретившихся зимующих птиц,      

     обратить внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор;

     провести беседу с ребёнком о бережном отношении к птицам, о необходимой      

     помощи птицам зимой;

     изготовить совместно с ребёнком кормушку и повесить её на улице.

*   Составить сравнительный рассказ о снегире и синице.

      *   Дидактическая игра «Четвёртый лишний»:

           Синица, воробей, грач, снегирь.

  • Подбери родственные слова: корм – (кормить, кормушка, накормленный,                

кормление)


*  Выучить наизусть стихотворения с движениями.

                                                  Птички

Птички прыгают, летают.
Машут руками и подпрыгивают. 
Птички крошки собирают.
»Клюют». 
Перышки почистили.
Клювики почистили.
Погладить руки, носики. 
Птички летают, поют,
Машут руками. 
Зернышки клюют.
»Клюют».

Зимняя прогулка.

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают пальчики, начиная с большого.

Мы во двор пошли гулять.

Идут, высоко поднимая колени.

Бабу снежную слепили,

«Лепят снежок» двумя ладошками.

Птичек крошками кормили,

«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,

Приседают, руки на поясе.

А еще в снегу валялись.

Наклоны туловища влево – вправо.

Все в снегу домой пришли,

Отряхивают ладони.

Съели суп и спать пошли.

Едят ложкой»; руки – под щеку.

Кормушка.

Рано утром на опушке

Ходьба с высоким подниманием колен.

Мы повесили кормушку

Ладонь-кулак (ударять) по 4 раза.

Для щеглов и для синичек,

Взмахи руками вверх-вниз (2 раза).

И для всех голодных птичек.

Соединять б/палец левой и правой руки с
другими пальцами рук (4 раза).

 

Не едите вы с ладошки

Погрозить указательным пальцем.

Зерна, семечки и крошки.

Загибание пальцев л/руки с помощью
указательного пальца правой руки.

 

Прилетайте на опушку,

Взмах руками вверх-вниз.

Угощенье ждет в кормушке.

Показывают ладони обеих рук, слегка
наклоняя корпус вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Конспект открытого индивидуального занятия по РРС и ФП. Звук [c]. Автоматизация звука [c] во всех позициях.

Закрепление правильного произношения звука [c]  в слогах, словах, предложениях; развитие речевого слуха на материале адаптированного текста «Моя семья»; развитие внимания, памяти и логического мы...

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».

выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...