Автоматизация звука /З/
план-конспект по логопедии на тему

Вилкова Наталья Александровна

Занятие по логопедии по автоматизации звука /З/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Автоматизация звука /З/119.5 КБ

Предварительный просмотр:

З №1         АВТОМАТИЗАЦИЯ ТВЕРДОГО ЗВУКА З В СЛОГАХ И СЛОВАХ.

                  Лексическая тема «Откуда хлеб пришёл».

                             ЗА – ЗО – ЗУ                                        ЗЫ – ЗА - ЗУ

                             ЗО – ЗУ – ЗА                                        ЗУ – ЗО -  ЗА      

                             ЗУ – ЗА - ЗЫ                                   ЗО – ЗЫ – ЗУ

Слова с ударением на слоге:

Зал, заводь, замок, запах, запад, завтра, зайчик, коза, база, фазан, гроза, сазан, лизать, показать, наказать, указать.

Зона, золото, Зоя, зоб, зов, узор, возок, газон, дозор, Трезор, Зорька, зонтик, горизонт.

Зубры, везу, козу, внизу, грозу, ползу, грызу, мазут, глазурь, разумный

Язык, возы, тазы, пузырь.

Слова без ударения на слоге:

Ваза, роза, база, Лиза, обуза, блуза, польза, береза, закон, завод, заноза, забава, загар, забор, загадка, мазать, заболеть.

Розу, вазу, Лизу, книзу, березу, разум, лозунг, зубок, зубной, зубец.

Грозы, козы, вазы, газы, березы, арбузы, морозы, музыка, козырек, пузырек, называть, показывать, наказывать.

Выучить чистоговорку:

                                            За – за – за         – вот идет коза.

                                            Зы – зы – зы      – нет козы.

                                            Зу – зу – зу        – не боюсь козу.

  • Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл»э (взрослый задаёт вопрос, а ребёнок отвечает.)

Откуда хлеб пришёл? – из магазина.

А в магазин как попал? – из пекарни.

Что делают в пекарни? – пекут хлеб.

Из чего? – из муки.

Из чего мука? – из зёрен.

Откуда зерно? – из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? – выросла в поле.

Кто её посеял? – колхозники.

  • Дидактическая игра «Подбери признак»:

Хлеб (какой?) - …,

Булка (какая?) - …,

Ватрушка (какая?) - … .

*   Составь предложение из слов: хлеб, печь, мука, из.

З №2  АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА З В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

                         Лексическая тема «Библиотека».

Слова со стечением согласных:

Знамя, значок, званый, звать, злая, звонок, злой, звук, здание, здоровье, взор, взрослый.

                                                    Предложения:

У Зои ваза. В вазе розы. Зоя любит розы. Раздался звонок. Лиза звонко смеялась. Лиза опоздала в класс. У Зои болят зубы. Лиза рисует зайку. Знание языков полезно. Зоя знает азбуку. Лиза сдает экзамены. Роза сдала экзамены. Зоя  работает на воздухе. Воздух полезен для здоровья. В здоровом теле здоровый дух. Завод выполнил задание. Коза привязана к забору. Зоя забыла зонт у Лизы. Зной изнурил туристов. Дети заходят в зал. На небе заалела заря. Зоя правильно расставила знаки препинания.

За селом затихла гроза. Занятия спортом – залог здоровья. В зале играет музыка. Захар забил железный гвоздик. Коза пасется на зеленой траве. Нужно знать, что где сказать. За белыми березами соловей звенит. За горами, за лесами, золотой кружок встает. Все с базара, а Захар на базар. Грузовик привез арбузы.  

  • Отгадай загадку.

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.       (книга)

  • Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»:

Книга (какая?) – …  (детская, художественная, научная, красочная, большая…)  .

  • Подобрать родственные слова к слову книга  (книжка, книжный,        

      книголюб, книгопечатание).

  • Выучи стихотворение:

     Заболела эта книжка –

Разорвал её братишка.

Я больную пожалею –

Я возьму её и склею.

* Выучи стихотворение с движением.

Ученик.

Стоял ученик на развилке дорог.

Стоят, руки на поясе, ноги вместе.

Где право, где лево?

Повороты туловища вправо- влево.

Понять он не мог.

Пожать плечами, руки вдоль тела.

Вдруг, ученик в голове почесал,

Почесать правой рукой в голове.

Той самой рукою,

Показывают правую руку.
Имитация письма в воздухе.
Имитация бросания мяча перед собой то правой, то левой рукой.

Которой писал.

И мячик кидал,

И страницу листал,

Имитация перелистывания страниц указательным
пальцем правой руки.

 

И ложку держал,

Имитация удерживания ложки в правой руке.

И полы подметал.

Имитация подметания полов веником.

Победа! Раздался

Поднимают правую руку вверх.

Ликующий крик.

 

Где право, где лево

Указывают правой рукой направо, левой - налево.

Узнал ученик.

Показывают обеими руками на себя.

  • Нарисуй обложку своей любимой книги.

З №3           АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА  З ВО ФРАЗАХ  И СТИХАХ .

                              Лексическая тема: «Хвойные деревья».

Запонки из золота – золотые. Зуб из золота – золотой. Небо в звездах – звездное.

Знакомое здание. Звонкий звонок звенит звонко. Золотом золотят. Замок замыкают. Запор запирают. Зарубку зарубают. Замазкой замазывают. Закладкой закладывают. Заготовки заготавливают. Заказы заказывают. Наказы наказывают. Загадки загадывают. Заколкой закалывают. Задания задают. Запеканку запекают. Заливное заливают. Заварку заваривают.

Ты мороз, мороз, мороз,                                                 У нас на улице мороз.

Не показывай свой нос.                                                  Мороз по всей земле,

                                                                                           И ветви хрупкие берез          

                                                                                           Сверкают в хрустале.

Звенит метелками овес:                                                   И в первых отблесках                        

  • Мне повезло,                                                                                             зари

Я в поле рос!                                                                     Стоит хрустальный сад,

                                                                                            И на деревьях снегири,

                                                                                            Как яблоки висят.  

Поросята были розовые,

От загара стали бронзовые.

Мама с ними не поет,

Мама их не узнает.

  • Подобрать родственные слова к слову ель (елка, елочка, еловый, ельник), сосна.

  • Дидактическая игра «Назови -  какой» (образование относительных прилагательных).

Лес (какой?) – еловый, сосновый, кедровый…  .

Шишка (какая?) – сосновая …   .

          Иголки (какие?) – сосновые …  .

  • Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»:

Ель (какая?) - …  ,

Сосна (какая?) - …  ,

Кедр (какой?) - …  .

 

  • Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Дуб, берёза, осина, лиственница. Кедр, липа, сосна, ель.

     

  • Составь предложение из слов:

Заяц, ёлка, сидеть, под.  Белка, сидеть, сосна, на.

* Выучить стихотворение с движением.

Деревья.

Утро. Мир проснулся.

Потирают глаза руками.

Небо голубое.

Потянуться, голову и руки вверх.

Лес стоит умытый

Показывают очертания деревьев перед собой.

Чистою росою.

 

Дуб могучий, сильный.

«Силовой жест», согнутыми в локтях руками.

Рядом с ним рябина

Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево.

И трясет листвою

Руки в стороны – потряхивающие движения рук.

Тонкая осина.

 

Тополь пирамидкой.

Ладонями «чертят треугольник» перед собой.

Ива – раскидалась.

Руки развести в стороны.

Расцветает липа,

Волнообразные движения вверх-вниз.

Пчелкам – это радость!

Бегают по группе, изображая пчелок.

* Нарисуй любимое хвойное дерево.

З №4           ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА з В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ.

                                    Лексическая тема : «Зимующие птицы».   

(ребенок повторяет, а потом пересказывает текст)

В ЛЕСУ ВЕСНОЙ.

Редкий лесок. Ласково светит весеннее солнце. На деревьях надулись пушистые почки. Из коры березы закапал сладкий сок. Золотые пуховки украсили кустики ивы. Задремала на солнышке старая лосиха. У ног лосихи резвился забавный лосенок.

ПОМОЩЬ ЗАЙЦУ

Ребята были в лесу. Под кустом они нашли зайца. Заяц прижался к земле. У зверька была сломана лапка. Зоя принесла зайца домой. Девочка забинтовала зайцу лапку и посадила в ящик. Мама дала зайцу морковку и водички. Заяц прожил в доме месяц. Ножка у заиньки срослась. Скоро выпал снег. Наступила зима. Зоя с ребятами отнесла зайца в лес и выпустила на волю.

  • Рассмотреть с ребёнком на иллюстрациях зимующих птиц. Вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), где живут, чем питаются, почему называются зимующими;

     во время совместной прогулки рассмотреть встретившихся зимующих        

     птиц,      

     обратить внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор;

     провести беседу с ребёнком о бережном отношении к птицам, о    

     необходимой помощи птицам зимой;

     изготовить совместно с ребёнком кормушку и повесить её на улице.

*   Составить сравнительный рассказ о снегире и синице.

      *   Дидактическая игра «Четвёртый лишний»:

           Синица, воробей, грач, снегирь.

  • Подбери родственные слова: корм – (кормить, кормушка, накормленный, кормление)

*  Выучить наизусть стихотворения с движениями.

                                                  Птички

Птички прыгают, летают.
Машут руками и подпрыгивают. 
Птички крошки собирают.
»Клюют». 
Перышки почистили.
Клювики почистили.
Погладить руки, носики. 
Птички летают, поют,
Машут руками. 
Зернышки клюют.
»Клюют».

Зимняя прогулка.

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают пальчики, начиная с большого.

Мы во двор пошли гулять.

Идут, высоко поднимая колени.

Бабу снежную слепили,

«Лепят снежок» двумя ладошками.

Птичек крошками кормили,

«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,

Приседают, руки на поясе.

А еще в снегу валялись.

Наклоны туловища влево – вправо.

Все в снегу домой пришли,

Отряхивают ладони.

Съели суп и спать пошли.

Едят ложкой»; руки – под щеку.

Кормушка.

Рано утром на опушке

Ходьба с высоким подниманием колен.

Мы повесили кормушку

Ладонь-кулак (ударять) по 4 раза.

Для щеглов и для синичек,

Взмахи руками вверх-вниз (2 раза).

И для всех голодных птичек.

Соединять б/палец левой и правой руки с
другими пальцами рук (4 раза).

 

Не едите вы с ладошки

Погрозить указательным пальцем.

Зерна, семечки и крошки.

Загибание пальцев л/руки с помощью
указательного пальца правой руки.

 

Прилетайте на опушку,

Взмах руками вверх-вниз.

Угощенье ждет в кормушке.

Показывают ладони обеих рук, слегка
наклоняя корпус вперед.

З №5               АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА  /З/ В ТЕКСТАХ.

                                       Лексическая тема: «Зимние забавы».

             Теремок                                                                                      Хозяйка

За морями, за горами,                                                     Не привык трудиться зайка,

За железными столбами                                                 Барсук у работать лень,      

На пригорке теремо                                                        Только белочка-хозяйка  

На дверях виситк.                                                            За работой целый день.  

Ты за ключиком ид                                                          Где же зайка? Где же зайка?        

И замочек отомкни.                                                         Ты поди-ка, разузнай-ка.

                                                                                            Видно, зайка стал зазнайка,

                                                                                            Раз забыл тебя, хозяйка.

Зайка, зайка, ты зазнайка?                                              Звезда золотая возникла  

Не зазнайка ли ты, зайка?                                                                         в тумане,

Забегай к нам, милый зайка,                                           Звезда золотая горит,                

Ты ведь зайка, не зазнайка.                                                     Звезда золотит зверобой                         

                                                                                                                                        на поляне,

                                                                                            Нам что-то звезда говорит..

*   Дидактическая игра «Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов): конькобежец (бегает на коньках), саночник (катается на санках), лыжник (катается на лыжах), хоккеист (играет в хоккей), фигурист (занимается фигурным катанием).

*   Дидактическая игра «Кому что нужно» (употребление дательного падежа имен существительных): клюшка нужна хоккеисту, коньки нужны ... , санки — ... , лыжи — ... , шайба — ... .

*   Дидактическая игра «Четвертый лишний». Санки, лыжи, скакалка, коньки.

*   Составить рассказ (из личного опыта) на темы: «Как я лепил снежную бабу», «Как я играл зимой».

Снежная баба.Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.

*   Выучить стихотворение.

Работница

Мы слепили бабу снежную,

Бабу снежную, потешную,

А зима сказала ей: «Стань работницей моей!

У тебя в руках метла,

Ты б дорожки замела.

Раздели со мной заботы

И старайся дотемна».

А уволила с работы Бабу снежную весна.

{В. Шварц)

Объяснить ребенку, почему «уволила с работы бабу снежную весна».

*   Выложить из спичек фигурку.

                         Санки зимой с горок летят.

                         В санках ребята хохочут, визжат.

Изображение

ЗЬ №1    АВТОМАТИЗАЦИЯ МЯГКОГО ЗВУКА ЗЬ В СЛОГАХ И СЛОВА.

                             Лексическая тема: «Зимние забавы».

            зя – зё – зю                           зве – звя – зви                    зде – зди - здя

          зё – зи – зе                            зле – зли – злю                   зме – зми – змя

          зе – зю – зи                           зре – зри – зря                    здю – здя - зде

   Зяблик, зябь, зябко, нельзя, озяб, хозяин, грозят, тормозят, изящный, возят,     лазят, изюм, изюбр.

  Зёрна, зелень, зелёный, земля, зенит, зеркало, озёра, козёл, везёт, позёмка, зёрнышко, ползёт, газета, музей, зевала, зевок, зелье, зефир, везенье, резеда, узел, зебра, позёмка.

   Зина, зимы, зимний, зипун, резина, озимь, озимая, низина, бензин, магазин, возить, грузить, лазить, бузина, зимовка, зимовка, морозить, корзина, вези Кузьма, полозья, гроздья, возьми, друзья, резьба, язь, обезьяна.

   Звезда, звено, зверек, звякать, здесь, злиться, змей, зреть, зря.

   

 Посчитать до десяти слова, содержащие звук ЗЬ, по образцу:

Один тазик.                              Одна газета.

Два тазика.                               Две газеты.

Три тазика. И т.д.                    Три газеты. И т.д.

*   Дидактическая игра «Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов): конькобежец (бегает на коньках), саночник (катается на санках), лыжник (катается на лыжах), хоккеист (играет в хоккей), фигурист (занимается фигурным катанием).

*   Дидактическая игра «Кому что нужно» (употребление дательного падежа имен существительных): клюшка нужна хоккеисту, коньки нужны ... , санки — ... , лыжи — ... , шайба — ... .

*   Дидактическая игра «Четвертый лишний». Санки, лыжи, скакалка, коньки.

*   Составить рассказ (из личного опыта) на темы: «Как я лепил снежную бабу», «Как я играл зимой».

Снежная баба.Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.

*   Выучить стихотворение.

Работница

Мы слепили бабу снежную,

Бабу снежную, потешную,

А зима сказала ей: «Стань работницей моей!

У тебя в руках метла,

Ты б дорожки замела.

Раздели со мной заботы

И старайся дотемна».

А уволила с работы Бабу снежную весна.

{В. Шварц)

Объяснить ребенку, почему «уволила с работы бабу снежную весна».

*   Выложить из спичек фигурку.

                         Санки зимой с горок летят.

                         В санках ребята хохочут, визжат.

Изображение

Ш №4     ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Ш В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ, СЛОВАХ.

                                  Лексическая тема: «Зимние забавы».

АШ – ОШ – УШ                                               ЫШ – УШ – ОШ

ЯШ – ЁШ – ЮШ                                               ЕШ – ИШ – ЮШ

АШ – ЯШ – ЮШ                                              ИШ – ЫШ – АШ

                         ЁШ – ЯШ – УШ                                                ЫШ – ИШ – ЕШ

   Наш, ваш, пашня, башня, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, чашка.

   Крошка, мошка, окошко, лукошко, ладошка, горошек, картошка, окрошка, кошка.

   Душ, ушки, пушка, мушка, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, ракушка.

   Крышка, малышка, пышка, вышка, мартышка, покрышка, малыш, камыш.

   Гуляш, бляшка, Яша, Алёша, рыбешка, лепешка, матрешка, льешь, пьешь, поешь, трешь, берешь.

   Орешки, пешки, вешки, ешь, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь, ворчишь.

*   Дидактическая игра «Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов): конькобежец (бегает на коньках), саночник (катается на санках), лыжник (катается на лыжах), хоккеист (играет в хоккей), фигурист (занимается фигурным катанием).

*   Дидактическая игра «Кому что нужно» (употребление дательного падежа имен существительных): клюшка нужна хоккеисту, коньки нужны ... , санки — ... , лыжи — ... , шайба — ... .

*   Дидактическая игра «Четвертый лишний». Санки, лыжи, скакалка, коньки.

*   Составить рассказ (из личного опыта) на темы: «Как я лепил снежную бабу», «Как я играл зимой».

Снежная баба.Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.

*   Выучить стихотворение.

Работница

Мы слепили бабу снежную,

Бабу снежную, потешную,

А зима сказала ей: «Стань работницей моей!

У тебя в руках метла,

Ты б дорожки замела.

Раздели со мной заботы

И старайся дотемна».

А уволила с работы Бабу снежную весна.

{В. Шварц)

Объяснить ребенку, почему «уволила с работы бабу снежную весна».

*   Выложить из спичек фигурку.

                         Санки зимой с горок летят.

                         В санках ребята хохочут, визжат.

Изображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Конспект открытого индивидуального занятия по РРС и ФП. Звук [c]. Автоматизация звука [c] во всех позициях.

Закрепление правильного произношения звука [c]  в слогах, словах, предложениях; развитие речевого слуха на материале адаптированного текста «Моя семья»; развитие внимания, памяти и логического мы...

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».

выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...