"Влияние звукопроизношения ребенка на письменную и устную речь"
статья по логопедии (1 класс) на тему

Логинова Ольга Сергеевна

Влияние звукопроизношения ребенка на письменную и устную речь

      Необходимо помнить, что устную речь у младших классов надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления грамматической её стороны, но и в плане специальной тренировки   её внешнего звукового оформления: воспитание ритмичности, четкости звукопроизношения, интонационной выразительности.

     Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения (смешение и замены звуков), в дальнейшем сталкиваются с трудностью в овладении звуковым анализом слова, а как результат - неуспеваемость по письму и чтению.

Характер ошибок, связанных с неправильным звукопроизношением, у учащихся разнообразен:

1.     Замены

2.     Пропуски гласных и согласных

3.     Пропуски слогов и частей слова

4.     Перестановки

5.     Добавления

6.     Разделенное написание частей слова

 

    Овладение ребенком навыками анализа и синтеза слов - одна из важных задач обучения грамоте. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова, определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо читать и грамотно писать.
 

Как же проводятся занятия по коррекции звукопроизношения?

Коррекция проводится поэтапно и последовательно.

1.     Сначала логопед готовит органы артикуляции к постановке звуков.

2.     Развивается артикуляционная и мелкая моторика.

3.     Даются задания на развитие фонематического слуха (т.е. должен слышать эти звуки и выделять из потока речи)

4.     На выработку направленной воздушной струи

5.     Постановка звуков у каждого индивидуально (по подражанию или с помощью шпателей)

6.     Поставленный звук вводится в слоги, слова, фразы, в текст.

7.     На самом последнем этапе учим детей различать смешиваемые близкие по звучанию звуки (с-ш, р-л)

 

     Динамика устранения проявлений речевого нарушения может быть у всех различной.

     Вся речевая работа идёт с использованием игр, картинок, пособий.
Занятия необходимо проводить систематически, не реже трёх раз в неделю, закрепляя материал в повседневной жизни. Добивайтесь того, чтобы ребёнок чётко и внятно произносил звуки, повторяя за взрослым. Просите несколько раз повторить, чтобы закрепить правильное произношение. По окончании обязательно хвалите за старание.
 

    Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда:

1.     Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.

2.     Занятия должны быть непродолжительными и регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер.

3.     Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения будет с ними заниматься по заданиям логопеда.

4.     При получении задания внимательно ознакомьтесь с содержанием, убедитесь в том, что оно вам понятно.

5.     Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние звукопроизношения ребенка на письменную и устную речь

    Необходимо помнить, что устную речь у младших классов надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления грамматической её стороны, но и в плане специальной тренировки ее внешнего звукового оформления: воспитание ритмичности, четкости звукопроизношения, интонационной выразительности.

Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения (смешение и замены звуков), в дальнейшем сталкиваются с трудностью в овладении звуковым анализом слова, а как результат - неуспеваемость по письму и чтению.

Характер ошибок, связанных с неправильным звукопроизношением, у учащихся разнообразен:

  1. Замены
  2. Пропуски гласных и согласных
  3. Пропуски слогов и частей слова
  4. Перестановки
  5. Добавления
  6. Разделенное написание частей слова

    Овладение ребенком навыками анализа и синтеза слов - одна из важных задач обучения грамоте. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова, определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо читать и грамотно писать.

Как же проводятся занятия по коррекции звукопроизношения?

Коррекция проводится поэтапно и последовательно.

  1. Сначала логопед готовит органы артикуляции к постановке звуков.
  2. Развивается артикуляционная и мелкая моторика.
  3. Даются задания на развитие фонематического слуха (т.е. должен слышать эти звуки и выделять из потока речи)
  4. На выработку направленной воздушной струи
  5. Постановка звуков у каждого индивидуально (по подражанию или с помощью шпателей)
  6. Поставленный звук вводится в слоги, слова, фразы, в текст.
  7. На самом последнем этапе учим детей различать смешиваемые близкие по звучанию звуки (с-ш, р-л)

     Динамика устранения проявлений речевого нарушения может быть у всех различной.

     Вся речевая работа идёт с использованием игр, картинок, пособий.
Занятия необходимо проводить систематически, не реже трёх раз в неделю, закрепляя материал в повседневной жизни. Добивайтесь того, чтобы ребёнок чётко и внятно произносил звуки, повторяя за взрослым. Просите несколько раз повторить, чтобы закрепить правильное произношение. По окончании обязательно хвалите за старание.

    Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда:

  1. Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
  2. Занятия должны быть непродолжительными и регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер.
  3. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения будет с ними заниматься по заданиям логопеда.
  4. При получении задания внимательно ознакомьтесь с содержанием, убедитесь в том, что оно вам понятно.
  5. Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематический план по предупреждению и коррекции нарушений письменной и устной речи.

Календарно – тематический план по предупреждению и коррекции нарушений письменной и устной речи....

Рабочая программа Кружка «Учусь правильно говорить» (коррекция письменной и устной речи) Класс 2

Данная программа позволяет скорректировать фонематическое недоразвитие за счет тщательной проработки смешиваемых звуков и букв изолированных, в составе слогов, слов, предложений. Такая проработка...

кружок по русскому языку «Учусь правильно говорить» (коррекция письменной и устной речи)

В содержании программы  кружка по русскому языку  заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.Содер...

Светлана Юлиановна Шишкова "В школу с радостью. Коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет."

Вы ищете проверенное пособие, которое поможет вашему ребенку быстро развить навыки чтения и письма? Десятки тысяч родителей уже воспользовались удивительной методикой, которая получила название «Букво...

РОЛЬ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ В ОБОГАЩЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе....

Нарушение письменной и устной речи

Презентация для родителей, имеющих детей, у которых нарушена письменная (дисграфия) и устная (дислексия) речь...

Методика исследования письменной и устной речи

Исследование письменной речи среди учащихся вторых, третьих и четвертых классов...