Конспект логопедического занятия "Простое нераспространенное предложение" с включением этнокультурного компонента "Перелетные птицы Югры"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

В конспекте занятия приводятся примеры организации логопедической работы в условиях реализации ФГОС ОВЗ. Особенностью занятия является включение этнокультурного компонента "Перелетные птицы Югры", так как занятие рассчитано на работу с детьми коренных малочисленных народов Севера. Последовательность этапов занятия отражается в технологической карте, что соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy_yugry.docx64.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта сопровождения логопедического занятия с включением этнокультурного компонента

( в соответствии с новыми ФГОС ОВЗ)

ФИО логопеда

Копылова Наталья Петровна, учитель – логопед 1 квалификационной категории

Группа, класс (логопедическое заключение)

Группа обучающихся коренной национальности (ханты) 1-х классов

Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи 3-4 уровня

Время работы

Занятие рассчитано на 35 минут, так проводится на этапе адаптации, в сентябре месяце

Тема занятия

Логопедическая тема: «Простое нераспространенное предложение»

Этно-экологический компонент: «Перелетные птицы Югры»

Цель занятия

Дать понятие о предложении и научить составлять простое нераспространенное предложение на основе  лексического материала «Перелетные птицы Югры»

Задачи занятия

  1. Обучить детей практическому усвоению слов, обозначающих действие предметов.
  2. Формировать у детей коммуникативную сторону речи.
  3. Развивать пространственную ориентировку.
  4. Формировать навыки организации учебной деятельности.
  5. Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД

  1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности.
  2. Формирование интереса к учебному материалу через введение этно-экологического компонента  о родном крае.

Регулятивные УУД

  1. Формирование умения определять цель деятельности на занятии.
  2. Формирование умения оценивать успешность выполнения учебной задачи.
  3. Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

  1. Формирование умения слушать, слышать и понимать товарищей, учителя.
  2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными целями.

Познавательные УУД

  1. Формирование умения извлекать заданную информацию из Информационных источников.
  2. Формирование умения на основе анализа делать выводы и обобщение.
  3. Формирование умения устанавливать аналогии.

Оборудование

  1. Персональный компьютер
  2. Проектор и экран
  3. Карточки с вопросами КТО? ЧТО?, подчеркнутые одной чертой
  4. Карточка с вопросами ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?, подчеркнутая  двумя прямыми линиями
  5. Сигнальные  карточки квадратной формы синего и зеленого цвета.
  6. Индивидуальные карточки: ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ, СТАЛО ХОЛОДНЕЕ, СТАЛО МЕНЬШЕ КОРМА
  7. Памятка: работа в парах

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этап логопедического занятия

Длительность этапа

Методы и приемы работы

Формы организации деятельностис  обучающимися

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность обучающихся

Этап мотивации

3 мин

Словесные, практические

Фронтальная, индивидуальная

- Ребята! Скажите, какое сейчас время года?

- Докажите свой ответ изменениями в природе.

- Вспомните названия осенних месяцев.

- Проговорим названия месяцев, выполняя пальчиковую гимнастику: прикасаемся поочередно каждым пальцем к большому пальцу.

-Осень

- Стало холоднее, дни короче, опадают листья, птицы улетают на юг.

- Сентябрь, октябрь, ноябрь

- Выполняют по инструкции, проговаривая название месяцев

Этап актуализации знаний

5 мин

Словесные, аналитико- синтетические

Работа в парах, индивидуальная

- Ребята, вы сказали, что одной из примет осени является перелет птиц. У вас на партах имеются карточки со словами: перелет птиц, меньше стало корма, стало холоднее. Вам надо с соседом по парте выполнить следующее задание: разместить карточки в порядке следования причин перелета птиц. Вспомним правила работы в парах

- Разместите карточки правильно в порядке следования причин перелета птиц

- Составьте предложение, связав слова ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ НА ЮГ, ПОТОМУ ЧТО

- Докажите, что вы составили предложение.

СТАЛО ХОЛОДНЕЕ      СТАЛО МЕНЬШЕ КОРМА ПЕРЕЛЕТ ПТИЦC:\Users\Наталья Петровна\Pictures\Правила_сотрудничества.jpg

- Птицы улетают на юг, потому что стало холоднее и стало меньше корма.

- Есть законченная мысль.

Этап постановки темы и целеполагания

2 мин

Словесные

Фронтальная

- Сделайте предположение, о чем мы будем говорить на занятии?

- О каком времени года и каком уникальном явлении в природе будем говорить на занятии?

- Правильно, сегодня мы будем учиться составлять простые предложения, связанные с перелетом птиц в теплые края.

- Мы будем говорить о предложении.

- Будем говорить об осени, перелете птиц

Этап закрепления добытых  знаний посредством Интернет источников

6 мин

Нагдядно-демонстрационные

Фронтальная

- Внимательно посмотрите видеофильм, о перелетных птицах, после этого мы с вами побеседуем.

Гиперссылка (нажмите клавишу CTRL и щелкните ссылку):

http://yandex.ru/video/search?p=2&filmId=62-zN_vTUXI&text=%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D1%8E%D0%B3%D1%80%D1%8B%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%BA

Или набрать в Youtubeмультфильм «Перелетные птицы осенью»

Беседа по просмотренному

видеофильму

2 мин

Практические, проблемные

Фронтальная, индивидуальная

- Ребята, понравился ли Вам фильм?

- Задайте вопрос к слову ПТИЦЫ

- Что делаютперелетные птицы осенью?

- Каким способом перелетают птицы на юг?

- Кто? Это слово обозначает одушевленный предмет

- Улетают на юг

- Стаей, косяком

Рефлексия

3 мин

Словесные, практические

Фронтальная

- Сейчас мы покажем перелет птиц с помощью пальцев рук: соединяем пальцы вместе, перекрещивая их и изображаем перелет птиц

- Изобразим перелет птиц, улетающих стаей, косяком.

- Нарисуем глазами птичий косяк, с помощью одновременного движения обеих рук изобразим стаю

- Действие детей по инструкции

- Изображают треугольник

- Изображают квадрат с помощью одновременного движения правой и левой рук.

Закрепление во внешней речи услышанного материала

6 мин

Практические, наглядные, аналитико-синтетические, проблемные

Групповая

- Вспомните, куда улетали птицы в мультфильме.

- Назовите перелетных птиц, улетающих на юг из нашего региона.

- Какие птицы остаются зимовать?

- Сейчас вы разобьетесь на 2 команды следующим образом: у вас на столах лежат карточки с изображением птиц. Вам надо сообразить, какая это птица: перелетная или неперелетная и объединиться в группу.

- Каждая группа должна составить свое предложение и начертить схему предложения.

- Птицы улетали на юг.

- Журавли, утки, гуси, лебеди

- Дятлы, глухари, синицы

Рефлексия

3 мин

Словесные, практические, наглядные

Фронтальная

- Покажем перелет птиц с помощью пальцев рук

- Как улетают птицы на юг?

- Изобразим перелет птиц, улетающих стаей, косяком.

- Дети соединяют руки  в замок и изображают улетающих птиц.

- Могут улетать стаей, могут косяком.

Рефлексия. Включение нового в систему знаний

4 мин

Словесные, аналитико - синтетические

Фронтальная, индивидуальная

- Ребята, подумайте, какой общий вывод мы можем сделать по занятию, глядя на доску?

- Проанализируйте, что получилось у нас на занятии, а что не получилось?

- Дома вам надо нарисовать перелетных птиц, улетающих в теплые края от нас и придумать с ними историю.

Озвучивается общий вывод:

На занятии мы говорили о словах – предметах и действиях -предметов. Слова – предметы отвечают на вопросы КТО? ЧТО? Слово-действиепредмета отвечает на вопрос ЧТО делает? - и подчеркивается двумя прямыми линиями. Посмотрели мультфильм об осенней рыбалке, вспомнили о перелетных птицах края


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (корре...

Конспект логопедического занятия"Перелётные птицы".

Развитие связной монологической речи с опорой на мнемотаблицу....

Конспект логопедического занятия "Слова, обозначающие предметы" с включением этнокультурного компонента "Богатства Югры"

В конспекте логопедического занятия учитываются особенности речевого развития ребенка коренных малочисленных народов Севера. С целью оптимизации усвоения материала ребенком коренной национальности вкл...

Конспект логопедического занятия на тему: «Перелётные птицы»

Задачи:Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.Расширение словарного запаса по лексической теме,Совершенствование грамматического строя речи:Образование притяжательных прилагат...

Тема: "Рассказ-описание. Зимующие птицы". Коррекция общего недоразвития речи III уровня. Конспект логопедического занятия в 1 классе.

Цели и задачи: Формирование умения составлять рассказ описательного характера с опорой на схему. Упражнять в составлении полных ответов на вопросы. Расширение представлений обучающихся о животном мире...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».

Преодоление нарушений  грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется ч...