Конспект логопедического занятия"Перелётные птицы".
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Кудрявцева Эльвира Николаевна

Развитие связной монологической речи с опорой на мнемотаблицу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия.

Тема: «Перелётные птицы».

Цель: Развитие связной монологической речи с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

  1. Развивать лексико-грамматический строй речи через образование притяжательных прилагательных, приставочных глаголов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  2. Закреплять слоговой и звуко- буквенный синтез слов через игру «Составь слово».
  3. Закреплять навыки пространственного ориентирования на листе бумаги через игру «Лабиринты».
  4. Развивать темпо- ритмический рисунок речи через проговаривание скороговорок.
  5. Развивать плавное речевое дыхание через дыхательную гимнастику.
  6. Развивать мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную и двигательную память.

Оборудование: картинки с изображением птиц, воздушный шарик, дидактические игры «Составь слово», «Птица», мнемотаблица, мяч,  молоко в стеклянной ёмкости, камешек, деревце, мягкая игрушка - птица, тетради для детей, цветные карандаши, ручки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети проходят и встают около своих стульев. На стульях приготовлены картинки с изображением птиц ( журавль, кукушка, ласточка, лебедь, трясогузка, утка).

-  Сядет тот, кто правильно назовёт птицу. ( Дети называют птиц и прикрепляют их  к доске).

- Ребята, вы догадались о ком пойдёт речь на занятии? (О птицах).

- Как называются эти птицы одним словом? (Перелётные).

- Почему они так называются? (Перелетают в тёплые края в поисках пропитания).

  1. Основная часть.

- При перелёте птиц подстерегают разные опасности. Не все птицы могут долететь до юга и весной вернуться обратно в родные края. Я предлагаю отправиться путешествовать на воздушном шаре вслед за птицами, чтобы помочь им долететь (дети подходят к шарику и берутся за ниточки).

- Теперь мы к шарику пройдём и путешествовать начнём.

  • Упражнение на дыхание: вдох носом, выдох ртом на звуке «ф-ф-ф».
  • Игра на согласование прилагательных с существительными.

- Полетели. А теперь следите за своей речью. Если я ошибусь- исправьте меня.

  1. Мы пролетаем над зелёные леса.
  2. Мы пролетаем над широкие поля.
  3. Мы пролетаем над высокие горы.

Дети переходят на ковёр.

- Давайте посмотрим вокруг (обращаю внимание детей на стрелки, расположенные на полу: голод, туманы, хищники, холод, охотники).

-Видите, сколько препятствий нам нужно преодолеть, чтобы помочь птицам? Вы готовы? Для этого нам нужно выполнить задания.

  • Игра « Составь слово».

- Составь слово из отдельных слогов и букв ( мошки, червяки, комары, лягушки, рачки, ягоды).

- Как можно назвать всё это одним словом? (еда, корм, питание, добыча).

-  Для кого этот корм? (Для птиц).

-  Чей корм? (Птичий).

- Чья пища? (Птичья).

- Я думаю одно доброе дело мы уже сделали. Отправляемся дальше. Убираем первую стрелку.

  • Загадка:  белое молоко разлилось над рекой. ( Туман)

- Давайте проведём маленький опыт. В стакан с молоком бросим камешек.         ( Дети делают вывод, что при тумане ничего не видно).

- Так чем же опасен туман для птиц? ( Во время тумана птицы могут сбиться с пути).

- Но и в тумане птицы могут найти дорогу. А умеете ли вы находить дорогу по карте? ( Графический диктант «Птица»). Убираем стрелку.

  • Ребята, посмотрите, кто появился на доске? (Орёл).

-Чем опасна эта птица? Какая это птица? (Хищная).

- Чем опасны хищники? (Они налетают на слабых, уставших птиц, поедают их).

- Давайте прогоним орла. Надо сказать скороговорку: «Орёл на горе, перо на орле!».

- Прогнали орла! Убираем третью стрелку.

  • Ой, как холодно стало! Птицы пролетают над холодным полюсом. Чем опасен холод для птиц? (В полёте у птиц замерзают крылья, они падают и разбиваются).

- Давайте скорее спасать птиц- согреем их ласковыми словами (птичка, пичужка, щебетушка, певунья, соловушка, лебёдушка).

Игра с мячиком:

Если у птицы короткий хвост, то она какая? (короткохвостая);

Острый клюв - остроклювая,

Красные лапы – краснолапая,

Чёрное крыло – чёрнокрылая,

Тонкие лапы, длинные лапы, красная голова, длинный хвост, длинный клюв, пёстрое крыло и т. д.

- Помогите объяснить словами, как передвигается птица .

-Птица с веточки что сделала? (Слетела).

- Птица к дереву что сделала? (Подлетела).

- Птица с ветки на ветку что сделала? ( Перелетела).

(Прилетела, улетела, влетела, залетела, вылетела, облетела).

- Опасность миновала! Успокоилась вьюга, птицы благополучно пролетели. Убираем четвёртую стрелку.

  • Ребята, чьё это ружьё лежит? (Охотника).

-Давайте, поможем птицам спастись от охотника. Нужно описать любую птицу с помощью таблицы, используя те слова, которые мы с вами составили.

- Все препятствия позади. Убираем последнюю стрелку.

  1. Итог занятия.

- Мы с вами совершили необычное путешествие. Что нового вы сегодня узнали? Что было для вас сложным? Что понравилось? (Передаём птицу из рук в руки, дети делятся своими впечатлениями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (корре...

Конспект логопедического занятия "Простое нераспространенное предложение" с включением этнокультурного компонента "Перелетные птицы Югры"

В конспекте занятия приводятся примеры организации логопедической работы в условиях реализации ФГОС ОВЗ. Особенностью занятия является включение этнокультурного компонента "Перелетные птицы Югры", так...

Конспект интегрируемого урока "Перелётные птицы"

В данном конспекте представлены несколько перелётных птиц Ростовской области....

Конспект логопедического занятия на тему: «Перелётные птицы»

Задачи:Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.Расширение словарного запаса по лексической теме,Совершенствование грамматического строя речи:Образование притяжательных прилагат...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».

Преодоление нарушений  грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется ч...

Конспект занятия: "Перелётные птицы".

Расширять и обогащать представления детей о перелетных птицах....