Парные согласные Д-Т
учебно-методический материал по логопедии на тему

Материал "Парные согласные Д-Т" содержат практический материал от простого к сложному

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnye_soglasnye_d-t.odt76.75 КБ

Предварительный просмотр:

 ПАРНЫЕ  СОГЛАСНЫЕ  Д — Т

I. Организационный момент.

Приветствие: “Ребята, поздоровайтесь пятками и скажите привет»

II. Основная часть занятия. Сообщение темы занятия.

Послушайте слова и назовите одним словом.

  • дуб,клён, рябина (Деревья). Запишите в тетради ответ
  • воробей, сорока, ласточка (Птицы). Запишите в тетради ответ

Посмотрите на слова и какие парные согласные есть в этих словах (Д-Т)

1. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков Д-Т.

Произнесите звуки [д] и [т]. Губы принимают положение следующего гласного, кончик языка поднимается и соприкасается с верхними зубами. Назовите отличие этих звуков.

- Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука [д]. (Дрожит).

С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).

- А теперь произнесите звук [т] и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит).

Вывод: что [д] звонкий звук, а [т] глухой”.

Практические задания расположены от простого к сложному и могут быть выбраны в зависимости от уровня подготовленности учащегося

Название упражнения

Инструкция для ученика

Содержание задания

«Послушайте слова и назови первый звук»

«Послушайте слова и назови первый звук»

Танк, туфли, дом, тапочки, добрый, тарелка, дождь, туча, телефон, тополь, дерево, дятел, длинный, Даша, туман, тусклый, такси, табурет, точка

«Прочитайте и повторите слоги»

«Прочитайте и повторите слоги»

- Та, дя, до, та, то, дя, де, ти, то, ду, де

- ада, ата, ода, ота, уту, уду, иди, ити, удю, уди, ути

«Послушайте слоги и запишите их»

Прослушайте слоги. Повторите и запишите. Скажите, какими звуками отличаются слоги

- Да-та

до-то

ду-ту

ды-ты

та-да

то-до

ду-ту

дя-тя

дё-тё

дю-тю

те-де

- та-да-та

да-та-да

ду-ту-ду

ду-ту-ту

де-те-де

та-до-та

ду-та-ду

- ту-ду-ту-ду

то-до-до-то

ти-ди-ди-ти

ты-ты-ды-ты

дё-тё-дё-тё

«Послушайте слова и определите их место»

«Послушайте слова и определите  место согласных Д и Т»

- Таблетка, давление, табурет, тайга, петух, дача, домашний, тайна, такси, пятница, талон, томат, дождевик, доктор, топор, товар, толстый, должность, тонна, топливо, билет, комната, душ, дыня, дырявый, бутылка, тормоз, точка, посуда, ледоход;

- желудок, торф, тулуп, туфли, туалет,шоколад, подошва,  туча, тысяча, четыре, пирамида, завод, выдумка, ягоды, огород, леопарды, золото, ткач, творог, столяр, столб, сторож, сторона, чистый, шьёт,   дворник, медведь, медленный, учит;

«Сравните пары слов по звучанию»

«Сравните пары слов по звучанию»

Таня — Даня

Тоня — Доня

Ток — док

том — дом

точка-  дочка

тачка — дачка

туш — душ

Толя — доля

трель — дрель

творец — дворец

Тверь — дверь

плоды — плоды

тоска — доска

уточка — удочка

катушка — кадушка

«Вставьте пропущенный слог в словах»

а) Закончить слова, добавив слоги Да или Та

б)  Закончить слова, добавив слоги Ду или Ту

в) Закончить слова, добавив слоги Ди или Ти

г) Вставьте пропущенные слоги с буквой Д или Т

а) коф..., во..., ва..., ро..., ...бун, ...та, ...кой, ...ры, ...ют, горо..., воро..., боро..., гуся..., утя..., приро..., порося..., свобо..., добро...

полно...

б) ...ман, ...май, ...гой, за...мал, за...шил, по...тил, забу..., зае..., по...шка

в) де..., во..., уй..., ...хо, ...кий, ...хий, лю..., тетра..., лю...ки, бан...ки, вой...те, во...те

г)

Толя ...тронулся до одуванчика, и он облетел.

Лена встала на носочки и ...тянулась до перекладины.

Даша быстро ...бежала  до станции.

Дети помогли  бабушке  ...нести тяжёлую сумку до дома.

По...л ветер, и полил сильный …ждь.

Солнце спряталось за …м.

Дети решили трудную за…чу.

«Вставьте пропущенные буквы в словах»

а) вставить пропущенную букву Д или Т

б) спишите слова, вставляя пропущенную букву Д или Т. Объясните,   почему вы ставили именно эту букву

в) Вставьте в слова пропущенную букву д или т. В скобках запишите проверочное слово

г) Спишите предложения, вставляя пропущенную букву Д или Т

д) Вставьте в слова пропущенные буквы Т или Д. К выделенным словам подберите проверочные.

а) трак...ор, боро...а, с...рела, воро...а, гра...усник, заво...ной, ве...ка, ве...ро, пого...а, жёлу...и, моло...ок, ве...ер, капус...а, пар...а, у...очка, ...е...ра...ь, ...ож...ик.

б)

 - утка — у...очка, ягода — яго...ка, погода — пого...ка, лодочка — ло...ка, шуточка — шу...ка,  тетрадочка — тетра...ка, веточка — ве...ка, деточка — де...ка  

 - сладок — сла...кий, гладок — гла...кий, редок — ре...кий, краток — кра...кий

- гряда — гря...ка, платок — пла...ки, заплата — запла...ка

в) Образец: город (города)

сле... (…), голо... (…), кну... (…), пру... (…), гра... (…), салю... (…), заво... (…), пило... (…), огоро... (…), са... (…), виногра... (…), сала... (…), плака... (…), комо... (…), сле... (…), слё... (…), шокола... (…), мармела... (…), дроз... (…), клёс... (…);

г)

Де...и  гос...или  у  тё...и  в  …еревне.

...ё...я   угос...ила   ...е...ей   мё...ом.

Ребя...ишки пус...или ло...очку по во...е.

Скоро при...ёт лето, де...и пой...ут в лес за яго...ами.

Бу...ут дубы. Бу...у...  и  жёлу...и.

Тоня  ви...ела  на  ...ереве  ...я...ла.

Дя...ел   ...олбил  ...ерево.

Каж...ое у...ро  ...ворник  по...ме...ает  ...ро...уар.

На...я и Ва...ик бу...у...   пилить   ...рова.

Собака взяла сле...

Наш  горо...  стои...  на берегу реки.

Лена купила  биле...  в кино.

Наш  пру...  замёрз.

По  реке  плыве...   теплохо...

Турис...ы  пошли  в  похо...

На тропинке мы уви...ели сле...ы.

Бабушка  приго...овила  вкусный  обе...

Мы пой...ём на бале... .

Гра... побил наши поса...ки.

Этот пру... богат рыбой.

К станции по...хо...ил поез... .

«Измените слово по образцу»

а) Изменить слова, добавив приставку до. Запишите получившиеся слова

б) Измените слово, добавив слог те. Запишите получившиеся слова

в) Измените слово, добавив слог от. Запишите получившиеся слова

а) Образец: тащить — дотащить

топить - …, таять - …, тянуть - …, держать - …, нести - …, пить - …, бежать - …, есть - …, тронуться - …, стучаться - …, терпеть - …, толочь - …;

б) Образец: войди — войдите

иди - …, уйди - …, приди - …, отойди - …, найди - …, зайди - …, отодвинь - …, надень - …, думай - …, стирай - ….;

в) Образец: таял — оттаял

Дал - …, тащил - …, делил - …, давил - …, точил - …, тянул - …, таял - …, толкнул - …, давал - …;

«Запишите слова в три колонки»

Выпишите слова в три колонки: в первую — с буквой д, во вторую — с буквой т, в тертью — с буквами т и д

Туда, трудно, тетрадь, дата, дотронулся, дотянулся, ветер, туча, подул, стук, нарядный, отодвинулся, страны, ударил, туман, дотащил, задремал, двери, свисток, труба, подруга, трава

«Прослушайте загадки»

Отдагайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните букву д или т

Круглая, а не месяц.

Желта, а не масло.

Сладка, а не сахар.

С хвостом, а не мышь (дынь)

Она идёт между сёл и полей,

А люди все идут по ней (дорога)

Цветное коромысло,

На небе повисло (радуга)

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелёк (одуванчик)

Я в любое время года

И в любую неопгоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй (метро)

«Составьте предложения из словосочетаний»

«Составьте предложения из словосочетаний»

гладкий лёд;

ездят верхом;

растут овощи;  

сладкий торт;

растут фрукты;

трудная задача;

тяжёлое ведро;

чистая тетрадь;

жарить картофель;

самодельный стул;

душистый ландыш;

«Составьте предложения из слов»

Прочитайте слова. Составьте из них предложения

Созрели, в, плоды, саду.

Жить, кроты, земля, под.

Утки, к, дальным, перелёты.

Идти,Таня, в, и, Даша, театр.

Дуть, в, холодный, октябрь, ветры.

Стадо, телята, два, пасти, пастуха.

Белки, любить, жёлуди, орехи, и.

Падать, листочки, с, последние, деревья.

Зимой, становится, дни, короче, ночи, а, длиннее.

«Вставьте в предложения пропущенный предлог»

Вставьте в предложения пропущенный предлог от или до:

  1. Лодка отплыла … берега.
  2. Плот незаметно доплыл … берега.
  3. … станции … деревни было недалеко.
  4. … понедельника … вторника один день.
  5. Дима помог маме донести сумку … дома.
  6. Поезд отошёл … станции.
  7. … Москвы … Петропавловска лучше лететь на самолёте.
  8. Малыш добрался … верхней ступеньки.

«Закончите предложение»

а) Закончите предложение, подходящим по смыслц словом

б) Закончи предложение, подбери подходящее по смыслу слово

в) Закончите предложения, изменяя слова, данные в скобках, по смыслу

а) Двор подметают …

Дрова рубят топором …

Гвозди забивают …

На лугу растёт сочная …

В шкафу стоят новые …

б)

- «дом - том»

Назовём мы книжку … ,

Для жилья постороим … ;

- «дверь - Тверь»

Город называем … ,

В доме открываем … ;

- «дачка - тачка»

Вот тележка. Это - … ,

Дом в саду зовётся … ;

- «дочка и точка»

Я в тетрадке ставлю … ,

Мама любит свою … ;

- «плот - плод»

По реке плывут … ,

Зреют на ветвях … ;

- «катушка - кадушка»

Нитку сматывай с … ,

Воду черпай из … ;

 - «дрель - трель»

Соловей выводит … ,

Слесарь в сеть включает … ;

- «дачка - тачка»        

Летом мы жили на маленькой …,

Толя возил кирпичи на …;

- «дочка - точка»        

В конце предложения надо ставить …,

Мама вела за руку маленькую …;

- «душ - тушь»        

Для чертежей нужна …,

Холодный … полезен всем;

- «удочка - уточка»        

На озере плавала серенькая …,

Рыболову нужна хорошая …;

- «плоды - плоты»        

В саду созрели вкусные …,

По реке плыли …;

- «день - тень»        

Под деревом …,

Сегодня хороший … ;

- «доска - тоска»        

У сестрицы Алёнушки на сердце …,

В заборе сгнила …;

 - «стул - сдул»        

Ветер … последние листья,

Придвинь гостю … . Подвинь … ближе;

 - «сдал - стал»        

Коля … инженером,

Брат … последний экзамен.

в) Закончите предложения, изменяя слова, данные в скобках, по смыслу:

Даша рисует цветными … (карандаши).

Гвозди забивают … (молоток).

Воду носят … (ведро).

Дрова рубят … (топор).

Землю копают … (лопата).

Рыбу ловят … (удочка).

Дети сидят за … (парта).

Толя забежал за … (дома).

Дима спрятался за … (штора).

На лугу растёт сочная … (трава).

Сено сложили в … (стог).

В лесу растут разные … (ягоды).

На опушк елеса растут … (дубы).

«Прослушайте рассказ, запишите»

«Прослушайте рассказ, запишите»

  1. а) Завод

Димин брат работает на заводе. Он рабочий. На заводе делают машины. Брат любит свой завод. Он ударник. Дима тоже хочет работать на заводе.

б)

Наступила зима. На дворе холодно, стужа. Деревья, крыши домов, дороги — крыто снегом. Реки покрылись льдом. Рады ребятишки. Они весело бегут  с коньками на лёд.

в) Родник.

День был тёплый. Димаи Володя гуляли около дачи. Мальчики подошли к высокому дереву. У дерева они увидели родник. Дима и Володя подошёл к роднику. Они наклонились и ладонями пили воду. Вода была холодная, как лёд.

г) В деревне

У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у дедушки. Дедушка подарил Тёме удочку. Тёма ходил на пруд и удил рыбу. Рыбу бросла в ведро. Тяжёлый труд ловить рыбу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова".

Внеклассное занятиепо русскому языку во втором классе  Тема: Звонкие и глухие  парные согласные в середине слова перед согласными и на    конце слова. Учитель начальных ...

урок русского языка во 2 классе по теме:"Правописание парных согласных в корне слова" согласные"

Технологическая карта урока по русскому языку по теме" Правописание парных согласных в корне слова" содержит полную информацию по проведению урока в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова, презент...

Проект урока" Парные согласные в корне слова" Презентация к уроку" Парные согласные в корне слова"

Проект урока разработан в виде технологической карты . На каждом этапе урока указаны формируемые УУД....

Электронный проверочный тест "Парные согласные на конце и в середине слова перед глухими согласными"

С помощью этого теста учащиеся 2-го класса смогут самостоятельно проверить свои достижения, оценить их, найти и исправить ошибки....

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

отработка темы: парные согласные, непроизносимык согласные

материал по теме: парные согласные, непризносимые согласные...