Парные согласные В-Ф
учебно-методический материал по логопедии на тему

Материал по теме "Парные согласные "В-Ф" содержат практический материал от простого к сложному

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnye_soglasnye_v-f.odt72.19 КБ

Предварительный просмотр:

ПАРНЫЕ  СОГЛАСНЫЕ  В — Ф

I. Организационный момент.

Приветствие: “Ребята, сядет тот, у кого  в имени есть парная согласная»

II. Основная часть занятия. Сообщение темы занятия.

Отгадайте загадки и ответьте на вопрос, какие парные согласные чаще всего слышно в отгадках:

  • Очень лёгкий мой вопрос: как зовётся птичий нос (клюв)
  • В любое время днём и ночью,

Везу груз важный и нужный очень (кузов)

  • Железный жучок,

На кончике червячок (булавка)

  • Красна девица, сидит в темнице

А коса на улице (морковь)

  • Суши маленький кусочек

Но бывает иногда

Он большой и даже очень,

А вокруг всегда вода (остров)

1. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков В-Ф.

Произнесите звуки [в] и [ф]. Губы принимают положение следующего гласного, нижние зубы надкусывает нижнюю губу. Назовите отличие этих звуков.

- Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука [в]. (Дрожит).

С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).

- А теперь произнесите звук [ф] и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении.(Не дрожит).

Вывод: что [в] звонкий звук, а [ф] глухой”.

Практические задания расположены от простого к сложному и могут быть выбраны в зависимости от уровня подготовленности учащегося

Название упражнения

Инструкция для ученика

Содержание задания

«Послушайте слова и назови первый звук»

Послушайте слова и назови первый звук

Вафли, фуражка, фиолетовый, фабрика, булочка, велосипед, великий, вкусная, Виктор, внук, Валентина, футбол, фигура, видео, вата, вставать, факел, ванна, филин, футболка, фантазия, вагон, балкон, варежки, фокус, вежливый;

«Прочитайте и повторите слоги»

«Прочитайте и повторите слоги»

Ва-фа

во-фо

ву-фу

вы-фы

фа-ва

фо-во

ве-фе

ви-фи

ве-фе

во-фо-фо

фи-ви-фи

ве-фе-фе

фи-фи-ви

фу-ву-ву

фе-ва-фе

«Послушайте слоги и запишите их»

«Послушайте слоги и запишите их»

Ва, вы, фа, во, фу, вы, ве, фе, ви, вя, фя, вю, фю, фла, вла, флу, фло, влы, вра, фру, вру, вры, фле, вле, вля, фля, фри, фре, флю, влю

«Послушайте слова и определите их место»

«Послушайте слова и определите место согласных В и Ф»

 - Велосипед, говорить, фиолетовый, вафли, фамилия, вата, слива, корова, туфли, ваза, вокзал, ворона, правый, садовод, фантик, трава, хвост, фокус, сарафан, цифра;

- варежки, факел, вареники, подкова, водитель, сейф, водолаз, вода, восемь, крапива, канава,  рифма, голова, левый, подошва, клятва, тыква, взрослый, фабрика, фонарь, Африка;

«Сравните пары слов по звучанию»

Сравни пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются:

Ваня - Фаня

вата – фата

ваза – фаза

олива — олифа

сова – софа

дрова – дрофа

гривы – грифы

сливы – скифы

«Вставьте пропущенный слог в словах»

Вставьте пропущенный слог в словах. Запишите слова

- ВА или ФА

...(ва)та,  ...(ва)за, сара...(фа)н, кро...(ва)ть, ...(ва)фли, ...(ва)трушка, ...(ва)гон, сли...(ва), ян...(ва)рь,  ...(ва)трушка, ...(ва)фельница,

- ВУ или ФУ

соло...(ву)шка, ...(фу)ражка,

- ВО ил ФО

...(фо)то, ...(фо)нарь, свето...(фо)р, ...(во)рон, ...(во)робей, о...(во)щи, ...(фо)кус,  ...(фо)кусник, теле...(фо)н,

- ВЫ или ФЫ

со...(вы), шка...(фы), шар...(фы), ...(вы)сокий, ...(вы)веска,

- ВЕ или ФЕ

кон...(фе)ты, ...(фе)стиваль, ...(ве)сло, ...(фе)рма,

«Вставьте пропущенные буквы в словах»

а) Вставьте пропущенные буквы "В" или "Ф" в слова, подчеркните на каждой сточке "лишнее слово".

б) Вставить в слова пропущенные буквы в или ф

в) Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы

а) Коро-а, с-ёкла, - утбол, кла-иши.

-илин, -артук, кон-ета, кон-ерт.

-орон, -ратарь, шар-, -аза.

-а-ли, -у-айка, -ар-ор, -отогра-ия.

-рукты, -оробей, -иалка, -орточка.

-ода, -лажок, сли-ы, -оздух.

б)

  • ...лакон, … агон, … орота, ...торой, ...орона, ...оробей, ...орма, ...рукты, ...ратарь, ...ильм, ...ыркает, ...ото, ...етер;
  • ци...ра, про...од, с...ёрток, ке...ир, с...ёкла, сара...ан, ко...ёр, ли...тёр, соло...ей, пер...ый, сал...етка;

...ежли...ый, ...рукто...ый, ...ор...ался, ...иолето...ый,  го...орли...ый, ...е...раль, ...ести...аль, ...отогра...ия, ...а...ли;  

в)

В классе показы...али учебный …ильм.  ...аря надела шар... и ...арежки. У … анюши мехо...ая шубка.  В походе нужны ...онари и ...ляжки. У Вити но...ая ...уражка.

«Измените слово по образцу»

Измените слово так, чтобы чтобы после согласных в, ф появился гласный

Образец: шарф — шарфы

шкаф, рукав, посев, бровь, кровь, ветвь, ров, лев, слив;

«Запишите слова в три колонки»

Запишите слова со звуком «в» в первую колонку, а со звуком «ф» – во втору, в третью — со звуками ф и в.

Вата, фото, ваза, ива, фонарь, флоксы, совы, шкафы, шарфы, конфеты, сарафан, фрукты, кровать, овраг, Африка, вафли, светофор, соловушка, ватрушка, ворон, вагон, воробей, цифра, слива. рукава, львы, овощи, январь, высокий, фокус, флажок, фокусник, телефон, Ватрушка, фуражка, лифтёр, вывеска, вафельница, филин, нафталин, фестиваль, весло, завернул, суфле, ферма, фруктовый, поспевает, ворон, финик, шарфик.

«Прослушайте загадки»

«Прослушайте загадки»

- Три глаза - три приказа,
Красный - самый опасный.
(Светофор)

- Кто приходит, кто уходит,
Все ее за ручку водят.
(Дверь)

- Хохотун Егорка взялся за уборку,
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся - чистый пол.
(Веник)

- Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)

- Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

- Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна)

- Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей)

- Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(Фонарь)

- Через поле и лесок подается голосок.
Он бежит по проводам -
Скажешь здесь, а слышно там.
(Телефон)

- Днем спит, ночью летает.
(Сова)

- Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром - в школу, днем домой.
(Валенки)

«Составьте предложения из словосочетаний»

Придумайте предложения с данными словосочетаниями.

Вафельный торт; Красный флаг; Вкусная форель; Новые туфли; Фарфоровая ваза; Финиковое дерево; Фиолетовый свитер; Вкусное варенье; Сладкая слива; Северный ветер

«Составьте предложения из слов»

Составьте предложения с опорными словами.

Форточка, Вера, закрывать.

Ночью, хорошо, видеть, филин.

Федя, свёкла, и, Вера, выращивать.

Варя, ставить, в, фарфоровая, фиалки, ваза.

Вова, фиолетовые, на, найти, васильки, лугу.

 Играть, футбол, в, Федя, забить, и, ворота, в, гол.

 Вера, фиалки, подарить, и, васильки, фиолетовые.

Вера, покупать, Вова, и, вишни, в, сливы, магазин, крыжовник, и.

«Вставьте в предложения пропущенный предлог»

«Вставьте в предложения пропущенный предлог»

Ребята купались ...(в) реке.  

Чемодан лежал ...(в) шкафу.

Бык побежал ...(за) ребятами.

...(За) окном бушует вьюга.

...(На) ветках висят  красивые игрушки.

Маленький лучик остановился … (во) дворе.

Света купила ...(в) магазине фруктовые вафли.

… (В) густой траве сидит большой зелёный кузнечик.

«Закончите предложение»

Закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова.

В магазине продаётся красивая … .

… . – ночная птица. / софа – сова/

Весной на полях много … .

На крышах домов развеваются … .  / флаги - влаги /

….. – красивая степная птица.

Приготовлены на зиму ….. для печки.  /дрофа - дрова /

«Прослушайте рассказ, запишите»

«Прослушайте рассказ, запишите»

 ПАРК.

…от краси…ый парк. В парке бьют …онтаны. Около …онтано… ц…етут …иалки и …ысокой стеной растёт тра…а. На …етках дере…ьев …есело чирикают …оробьи.

НАШ ОГОРОД.

В нашем огороде растут с…ёкла, морко…ь и …асоль. Сорная тра…а мешает расти о…ощам. Мы …ыры…аем сорную тра…у. …сю осень мы будем есть о…ощи, …ыращенные в нашем огороде.

ПТИЧКА.

…аня и …ая услышали стук. Это птичка стучала в окно с…оим клю…ом.  …аня открыл …орточку и …пустил …тичку в комнату. Птичка …летела.  …сю зиму дети ухажи…али за птичкой.  Наступила …есна.  …аня открыл …орточку и …ыпустил птичку на …олю.

***

В школьном буфете продавали вафли, Положи в портфель пенал, букварь и тетради. В комнате — стол, кровать, диван и софа. Картофель, морковь, фасоль — овощи. Вера нарисовала льва и жирафа. Февраль — зимний месяц. Вьются флаги у ворот.

***

Мама купила два  метра фланели. Из фланели она сшила Вале кофту. Вале понравилась фланелевая кофта. Она вешала кофту в шкаф. Бабушка связала внучке фуфайку. Валя ходит в новой фуфайке.

***

Около школы красные фонтаны. Около фонтанов  цвели левкои и флоксы. За школой фруктовый сад. Осенью мы снимем спелые фрукты.  В нашей столовой всегда есть свежие фрукты, ктороые мы сами выращиваем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова".

Внеклассное занятиепо русскому языку во втором классе  Тема: Звонкие и глухие  парные согласные в середине слова перед согласными и на    конце слова. Учитель начальных ...

урок русского языка во 2 классе по теме:"Правописание парных согласных в корне слова" согласные"

Технологическая карта урока по русскому языку по теме" Правописание парных согласных в корне слова" содержит полную информацию по проведению урока в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова, презент...

Проект урока" Парные согласные в корне слова" Презентация к уроку" Парные согласные в корне слова"

Проект урока разработан в виде технологической карты . На каждом этапе урока указаны формируемые УУД....

Электронный проверочный тест "Парные согласные на конце и в середине слова перед глухими согласными"

С помощью этого теста учащиеся 2-го класса смогут самостоятельно проверить свои достижения, оценить их, найти и исправить ошибки....

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

отработка темы: парные согласные, непроизносимык согласные

материал по теме: парные согласные, непризносимые согласные...